Художественное направление барокко зародилось как попытка католической церкви вернуть лояльность своих последователей. Художники барокко манипулировали эмоциями зрителей, используя контрастный свет, драматические позы и преувеличенную мимику. Конечный результат оставлял неизгладимое впечатление, вызывая сочувствие к боли и страданиям нарисованных фигур. Вот список самых выдающихся художников эпохи барокко, которых вы должны знать.
1. Микеланджело Меризи де Караваджо (Италия): Знаменитый художник эпохи барокко

Печально известный, великий и ужасный — Караваджо был ключевой фигурой искусства барокко. Некоторые называют его первым современным художником, который заново изобрел визуальный язык европейского искусства. Его работами восхищались многие европейские меценаты, но некоторые отвергали их из-за натуралистичного вида. Еще одной причиной отказа некоторых коллекционеров работать с Караваджо был его буйный и непредсказуемый нрав.
Долгие годы тайна смерти Караваджо оставалась неразгаданной. Одни считали, что он был убит одним из своих многочисленных врагов, другие полагали, что он умер от сифилиса. Однако, исследовав останки художника в 2010-х годах, ученые обнаружили, что Караваджо, скорее всего, умер от инфицированной ножевой раны. Еще одним поучительным открытием стало аномально высокое содержание свинца в костях. Свинец был широко распространенным компонентом красок того времени, и его чрезмерное воздействие могло способствовать вспышкам ярости.
2. Николя Пуссен (Франция)

Николя Пуссен — представитель французской волны барокко, хотя значительную часть времени он работал в Италии. Пуссен не получил особого художественного образования, но его любознательность и стремление учиться позволили ему перенять лучшее у французских и итальянских мастеров своего времени. Будучи начинающим художником, он быстро начал получать заказы, несмотря на свое нежелание вступать в гильдии художников.
Картины Пуссена часто строились как комиксы, когда в одном кадре изображалось несколько этапов сюжета. Хотя большинство художников эпохи барокко переходили от религиозных сюжетов к бытовым сценам, Пуссен был непреклонен в своих предпочтениях. Большинство его работ — это библейские или мифологические сюжеты или воображаемые идиллические пейзажи, навеянные античностью. Тем не менее, Пуссен был новатором в своем подходе, экспериментируя с цветом и повествованием.
3. Диего Веласкес (Испания)

Диего Веласкес работал официальным художником королевского двора. Чтобы облегчить свою социальную мобильность и карьеру, Веласкес придумал историю о своем аристократическом происхождении. Эта версия его биографии распространялась на протяжении столетий, пока в конце 1990-х годов искусствоведы не выяснили, что самый знаменитый художник Испании на самом деле родился в еврейском квартале Севильи, а его родственники по отцовской линии были португальскими евреями, принявшими христианство.
Картина Веласкеса Венера Рокби живет своей удивительной жизнью спустя столетия после того, как барокко вышло из моды. В 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон вошла в лондонскую Национальную галерею с тесаком для мяса и разрезала картину, целясь в изгиб тела Венеры. Нападение Ричардсон было атакой на истеблишмент и представление об идеальном женском теле.
4. Франсиско де Зурбаран (Испания)

Франсиско де Зурбаран, испанский художник эпохи барокко, был самым ярким представителем этого движения в своем регионе. Распространяясь по континенту, барокко впитывало народные традиции, адаптируясь к потребностям различных сообществ. Испанское барокко стало еще более интенсивным и драматичным, чем его итальянский предшественник, с темно-черными фонами и жуткими сценами.
Одной из самых успешных работ Франсиско де Зурбарана стала серия картин, изображающих женщин-мучениц в современной одежде и обстановке. Качество передачи ткани и количество тщательно прорисованных деталей делают эту серию ценной не только для искусствоведов, но и для историков одежды.
5. Артемизия Джентилески (Италия)

Артемизия Джентилески — редкий представитель женщины-художника эпохи барокко, которая добилась большого успеха при жизни. В то время как большинство женщин ее возраста практически не имели доступа к образованию, Джентилески посчастливилось родиться в семье живописцев. Она обучалась у своего отца, Орацио Джентилески, который был преданным последователем Караваджо. Однако вскоре его дочь решила двигаться в более натуралистическом направлении, уделяя особое внимание женским персонажам.
Некоторые из ее самых известных работ посвящены темам женской мести, возмездия и насилия. Причиной тому стал ее собственный травматический опыт, случившийся в позднем подростковом возрасте. Некоторые из ее картин представляют собой автопортреты, на которых художница изображена в роли святых женщин или различных аллегорий. Такая практика отражала уверенность Джентилески в своем таланте и способностях, а также самопризнание ее как признанного мастера.
6. Аннибале Карраччи (Италия)

Наряду с Караваджо, Карраччи стал тем художником, благодаря которому итальянское искусство отошло от маньеризма и перешло к барокко. Одной из самых значительных черт творчества Карраччи был его сознательный отказ от идеализации фигур и сцен. Как и многие художники того времени, он проявлял интерес к физиогномике, псевдонаучная теория о том, как черты лица отражают характер человека. По этой причине он иногда рисовал гротескные лица или преувеличивал выражения своих моделей.
Во времена Карраччи мир искусства был как никогда безжалостен. В Неаполе группа художников под названием Неаполитанская кабала …преследовала последователей Карраччи, чтобы устранить конкурентов в борьбе за художественные заказы. Неаполитанская кабала не только уничтожала произведения искусства, но и убила нескольких художников.
7. Джан Лоренцо Бернини (Италия)

То, что Караваджо значил для барочной живописи, Джан Лоренцо Бернини сделал для скульптуры. Первоначальное обучение он получил у своего отца Пьетро Бернини, выдающегося флорентийского скульптора. В более зрелом возрасте Бернини переехал во Францию, чтобы работать при дворе Людовика XIV.
Самые значительные произведения Бернини невозможно транспортировать, поскольку они являются частью окружающих их зданий. Например, скульптурная группа Экстаз святой Терезыбыла создана для церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме. Изображение святого, получающего божественное откровение, у Бернини не просто театральное — оно это театр, сбоку которого изображена оперная ложа, занимаемая покровителем и его семьей.
8. Питер Пауль Рубенс (Фландрия)

Питер Пауль Рубенс был одной из величайших звезд барочной живописи. Его художественный стиль сформировался на основе картин итальянского Возрождения, которые он видел и копировал во время своих путешествий по Европе. Время жизни Рубенса совпало с периодом правления в регионе испанской ветви рода Габсбургов. Влияние испанской культуры было огромным и успешно сочеталось с местными традициями.
Искусство Рубенса — яркий пример такого сочетания. Это место, где интенсивное, эмоциональное и мрачное испанское барокко встречается с устоявшимся наследием фламандских художников, таких как Питер Брейгель Старший и Ян ван Эйк. Конечный результат был настолько хорошо принят, что мастерская Рубенса вскоре стала известна на весь континент. Помимо художественной карьеры, Рубенс был признанным дипломатом, представлявшим Испанские Нидерланды в Англии, Испании и Франции. По некоторым данным, он также был шпионом, собирая информацию во время своих дипломатических миссий.
9. Рембрандт ван Рейн (Нидерланды)

Один из величайших живописцев всех времен, Рембрандт ван Рейн был вундеркиндом, происходившим из обеспеченной семьи мельников. Его интерес к искусству был неожиданным, но родители поддержали его. В течение своей творческой карьеры он писал автопортреты, документируя свой путь художника и развитие его художественного языка.
Большая часть оставшегося творчества Рембрандта состоит из портретов и мифологических сцен. Единственный морской пейзаж, написанный голландским мастером, был Буря на Галилейском море , которые пропали более трех десятилетий назад. В марте 1990 года двое воров в полицейской форме проникли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, напали на охранников и похитили тринадцать произведений искусства, включая картину Рембрандта Шторм. В список украденных работ также вошли произведения Дега, Мане и Вермеера. Преступление до сих пор остается нераскрытым.
10. Йоханнес Вермеер (Нидерланды): Неуловимый художник эпохи барокко

Йоханнес Вермеер, величайший из голландских художников эпохи барокко, до сих пор остается загадочной фигурой, несмотря на давно заслуженное признание. При жизни он испытывал финансовые трудности и оставил жену и детей с огромными долгами. Согласно записке, оставленной женой Вермеера, именно депрессия, вызванная неспособностью работать и обеспечивать семью, привела к его безвременной смерти. Некоторые специалисты по Вермееру считают, что он не мог сосредоточиться на своей творческой карьере из-за давления, связанного с ведением семейного бизнеса и работой арт-дилера.
Остальное творчество Вермеера состоит всего из 36 картин, хотя атрибуция некоторых из них вызывает сомнения. По сути, барокко — это католическое направление искусства, ориентированное на эмоциональные религиозные сцены. Однако Вермеер работал в протестантском регионе, где церковники считали искусство кощунственным и рассматривали его как нечто, ведущее к идолопоклонству. Это убеждение заставило голландское барокко сосредоточиться на светских сценах из повседневной жизни. По этой причине герои Вермеера разливают молоко, читают письма, шьют или играют на музыкальных инструментах в окружении безопасной домашней обстановки.