Тинторетто был одним из самых влиятельных художников итальянского Возрождения. Его стиль живописи и сюжеты проложили путь его современникам и последователям к важным идеям о месте искусства в жизни человека.
11. На Тинторетто оказало большое влияние его воспитание
Автопортрет, Тинторетто, 1547, via Wikiart
Тинторетто родился в Венеции в 1518 году и рос вместе с двадцатью младшими братьями и сестрами. Его отец по профессии был красильщиком тканей, поэтому в его мастерской сын познакомился с широким спектром богатых пигментов. Собственно, итальянское слово, означающее «красильщик» («tintore»), и дало художнику его прозвище.
Несмотря на патрицианское происхождение по материнской линии, Тинторетто стремился утвердить свой профессиональный облик через связь с ремеслом своего отца. Учитывая усилия художников эпохи Возрождения утвердить себя в качестве высшей, либеральной касты интеллектуалов, решение Якопо идет вразрез с общепринятым и закрепляет практически анахроничное представление о художниках как о ремесленниках.
Можно также предположить, что выбор прозвища еще больше способствует его стремлению стать самым заветным венецианским мастером. Поскольку венецианская школа ценилась за колорит, сын красильщика мог быть лучшим претендентом.
10. Он проявлял художественные таланты с юных лет
Девкалион и Пирра, молящиеся перед статуей богини Фемиды, Тинторетто, 1542 г., через Викисклад
Известно, что Тинторетто был изгнан из мастерской другого мастера Венеции, Тициана, и утверждается, что старший художник принял такие меры, чтобы не дать молодому человеку превратиться в серьезного соперника. Однако предосторожности Тициана оказались бесполезными, так как Тинторетто принялся самостоятельно изучать работы великих итальянских художников.
Он кропотливо изучал тела Микеланджело, стал искусным в моделировании фигур из воска и занимался у самых успешных фресковых живописцев Венеции. Даже будучи исключенным из художественной элиты, он все равно признавал их таланты, стремясь создавать работы, сочетающие «рисунок Микеланджело и цвет Тициана», как гласила табличка, которую он повесил над своей скромной мастерской.
Тинторетто написал мифическую историю создания Девкалиона и Пирры в возрасте 24 лет, и даже эта ранняя работа демонстрирует его авангардный подход. Драматический ракурс представляет собой радикально новый способ взглянуть на нарисованные фигуры и намекает на революционное влияние, которое окажут его работы в будущем.
9. Религия легла в основу его раннего творчества
Сусанна и старцы, Тинторетто, 1555, via Wikiart
Опять же благодаря католическому воспитанию, христианские образы занимали значительное место в картинах Тинторетто в юности. Работая под руководством выдающихся фресковых художников Венеции, он внес свой вклад в создание богатых интерьеров городских церквей.
Один из самых известных его шедевров, «Сусанна и старцы», изображает сцену из Книги пророка Даниила. Обнаженная молодая женщина доминирует в центре полотна, сразу же захватывая внимание зрителя. Только после этого начинает материализовываться фигура старца, скрытно выглядывающего из-за розовой решетки. Картина наполнена символизмом, но, пожалуй, наиболее интересна тем, как художник передает напряжение между целомудренной чистотой и греховной похотью.
8. Тинторетто сделал себе имя благодаря амбициозному проекту
Страшный суд, Тинторетто, 1562, via Wikiart
Еще будучи двадцатилетним, Тинторетто взялся за роспись ремонтируемой церкви Мадонны дельи Орто, где он впоследствии был похоронен. Он украсил стены, орган и хор сюжетами из Библии, многие из которых сохранились до наших дней.
Самой большой из них был «Страшный суд». Эта сцена была хорошо проработана итальянскими художниками, но изображение Тинторетто не перестает производить яркое впечатление. Взгляд поднимается вверх по хаотичной массе человеческих и ангельских тел, прежде чем остановиться на удивительно минималистичной фигуре Христа. Картина передает все смятение и тревогу, связанные в христианском сознании с судным днем. Примечательно, что Тинторетто не настаивал на оплате за эту картину, создавая ее исключительно для того, чтобы распространить свое имя и повысить свой художественный статус.
7. Тинторетто обучал и нанимал своих детей
Портрет Оттавио Страда, приписываемый Марии Тинторетто, 1567, через Рейксмузеум
Тинторетто был продолжателем традиций семейных мастерских, которые оставались заметными в Венеции после славы братьев Беллини. У Тинторетто и его жены было восемь детей, из которых половине суждено было стать мастерами живописи. Хотя вполне вероятно, что все они принимали участие в семейном предприятии, документы свидетельствуют о непосредственном участии только троих: Марко, Доменико и Мариэтты.
Марко помогал отцу в раннем возрасте, но затем отказался от профессии в пользу более свободного образа жизни. Доменико стал настоящим продолжателем дела своего отца, заимствуя элементы стиля и создавая большой корпус картин как во время, так и после смерти Тинторетто. Фактически, после 1570-х годов отец и сын стали тесно сотрудничать, получая все больше заказов в Венеции.
Анекдотические свидетельства говорят о том, что любимой ученицей Тинторетто была Мариэтта, которая с раннего возраста обучалась в мастерской и носила одежду мальчика, чтобы скрыться от посторонних глаз. Ее слава вышла за пределы лагуны.
Император Максимилиан II, эрцгерцог Фердинанд и король Филипп II приглашали ее писать свои портреты. Ее отец отклонял приглашения, так как хотел использовать ее талант и держать ее рядом.
Такое престижное покровительство стало возможным благодаря ее выдающемуся таланту в написании портретов. Все больше музеев утверждают, что портреты, которые ранее считались созданными Якопо Тинторетто, на самом деле являются творениями Тинторетты. Несмотря на ее талант, портретная коллекция никогда не будет столь богатой, поскольку Мариэтта скоропостижно скончалась в возрасте 30 лет.
Другим значимым потомком была Октавия. Не обучаясь самостоятельно живописи, она стала фактическим носителем завещания Тинторетто. После смерти Доменико в 1637 году ей было поручено выйти замуж за последнего ученика Тинторетто и Доменико, немца Себастьяно Кассера. Целью брака между восьмидесятилетней Октавией и пятидесятипятилетним Себастьяно было продолжение мастерской Тинторетто в третьем поколении. Предсказуемо, что это будет последний возраст боттеги.
6. Классические и мифологические идеи также проникали в его творчество
Венера и Марс, удивленные Вулканом, Тинторетто, 1551, via Wikiart
В эпоху Возрождения произошел взрыв популярности и художественной распространенности античных идеалов и образов. Тинторетто не остался в стороне от этого процесса и, находясь под влиянием Леонардо да Винчи и Тициана, включил классические мотивы и сюжеты во многие свои картины.
Между художниками XV и XVI веков существовала негласная конкуренция, когда дело касалось работы с хорошо известными сюжетами греческих и римских мифов. Адюльтер Венеры и Марса, история, которой уже тысячи лет, снова и снова появлялась на холстах и досках эпохи Возрождения. Тинторетто использует новый подход, изображая Марса, бога войны, прячущимся под кроватью, в то время как покалеченный и рогоносец Вулкан доминирует над изображением, его мощные мускулы отражаются в зеркале.
5. Он работал на некоторых влиятельных покровителей
Il Paradiso, Тинторетто, 1588, через Википедию
Получив известность как художник, создавший «Мадонну дельи Орто», Тинторетто начал писать картины для Скуолы Сан-Рокко, которая была одной из самых богатых венецианских конфедераций. В то же время он начал серию работ для дворца дожей, политического центра Венеции и резиденции ее избранного правителя.
Именно для этого здания Тинторетто создал свой последний шедевр. Картина «Рай» была выполнена в огромных масштабах, чтобы передать зрителю величие происходящего. Длина картины составляет более 22 метров, и она является великолепным аналогом его более ранней картины «Страшный суд». Здесь тоже масса спутанных фигур практически неразличима, но в «Рае» эффект скорее трансцендентный, чем ужасающий. В центре Христос и архангел Михаил излучают небесное сияние, напоминая сидящим внизу венецианским политикам о важности справедливости и благочестия.
4. Скуола ди Сан-Рокко стала сценой для одного из его величайших триумфов
Портрет Себастьяна Веньера с пажом, Тинторетто, 1564 г., через Web Gallery of Art
В 1560 году скуола провела конкурс, чтобы выбрать художника, который распишет потолок одного из ее залов. Тинторетто, жаждавший быть принятым в члены братства, принял участие в конкурсе, как и его соперник и коллега Веронезе, еще один молодой художник, работавший в то время в Венеции.
Однако вместо того, чтобы представить эскизный проект, как того требовали условия конкурса, Тинторетто создал законченную картину и установил ее на потолке, прежде чем представить судьям. Он знал, что организации запрещено отказываться от благотворительных пожертвований, и поэтому, когда картина была показана, он объявил, что преподносит ее в дар скуоле. В результате, несмотря на недовольных конкурентов, Тинторетто одержал победу, и его картина «Святой Рох» сохранилась до наших дней.
3. Тинторетто вел скромный образ жизни
Благовещение, Тинторетто, 1587, через Web Gallery of Art
Из его скромных изображений религиозного благочестия ясно, что Тинторетто ценил жизнь в простоте и видел в смирении великую честь. Например, изображение Марии в крошечном, ветхом домике в его «Благовещении» отражает восхищение художника бедным и непритязательным. В условиях Контрреформации такие домашние детали в религиозных картинах также стремились очеловечить библейские истории и приблизить верующих к Богу.
Что касается его образа жизни, то архивные данные свидетельствуют о том, что Тинторетто никогда не был богат. Хотя его великие работы, несомненно, принесли ему огромное состояние, Тинторетто вел скромную жизнь, никогда не путешествовал и не вмешивался в государственные дела. Часто работая бесплатно и принимая в качестве платы только благодарность, Тинторетто не стремился стать венецианским магнатом, как Тициан или Веронезе.
2. Стиль Тинторетто был встречен с интересом, похвалой и осторожностью
Аретино в мастерской Тинторетто, Жан Огюст Доминик Ингрес, 1848, via The Met Museum
Хотя сюжеты его картин мало чем отличались от типичных для того времени, Тинторетто подходил к сюжетам и фигурам, которые он рисовал, радикально по-новому. Он был одним из первых сторонников использования холста в качестве альтернативы деревянным доскам. Этот материал позволял добиться большей глубины, насыщенности цвета и кисти, поскольку художник мог создавать слой за слоем, тонко смешивая пигменты. Его работы также демонстрируют чувство динамизма и страсти, которые отходят от упорядоченной симметрии его современников и делают акцент на чувстве и атмосфере, а не на технической точности.
Несмотря на коммерческий успех, современные критики часто считали Тинторетто эксцентричным. Отец истории искусства Джорджо Вазари описывает его уникальный стиль как «полностью свой собственный и противоречащий другим художникам», но не причисляет Тинторетто к величайшим итальянским художникам. Даже Пьетро Аретино, который высоко оценил многие его работы, выразил обеспокоенность тем, что работы Тинторетто были слишком поспешными. Результатом этой критики стало то, что когда Тинторетто поручили написать портрет Аретино, он сделал замеры, используя кинжал вместо линейки.
1. Тинторетто был одним из ключевых игроков итальянского Возрождения
Чудо с рабом, Тинторетто, 1548, через Википедию.
Несмотря на разочаровывающий прием критики, который Тинторетто получил при жизни, он оказался одним из самых влиятельных художников эпохи. Его четкие, смелые мазки и пронзительное использование цвета стали альтернативой стилю его современников и более ранних старых мастеров эпохи Возрождения. Его также называют ключевым источником вдохновения для многих художников барокко в следующем столетии, которые стремились подражать яркому экспрессионизму, заложенному в его картинах.
Подавляющее большинство работ Тинторетто до сих пор хранится в венецианских учреждениях или академических институтах по всему миру, но когда одна картина была выставлена на торги аукционного дома Dorotheum в 2016 году, она была продана за 907 500 евро, что свидетельствует о невероятной ценности и важности работ мастера.