Современная Мексика уже давно ценит слияние коренного американского и европейского наследия. Однако лишь недавно страна признала мексиканских граждан африканского происхождения. С 2020 года «черный» — это расовая принадлежность, которую можно выбрать при национальной переписи населения. Другими словами, чернокожие мексиканцы становятся более заметными для своих сограждан.
Чернокожие мексиканцы составляют незначительную часть современного населения Мексики, но они сыграли заметную роль в истории страны. Они существуют со времен испанской колониальной эпохи, иногда смешиваясь с другими этническими группами, а иногда создавая собственные общины. Среди их представителей можно назвать крупных лидеров как местного, так и национального масштаба.
1. Хуан Гарридо: первый чернокожий мексиканец Конкистадор
Испанцы вторглись в Месоамерику в первые десятилетия XVI века. Однако, вопреки распространенному мнению, не все из этих конкистадоры в ранней колониальной Мексике были европейцами. Африканские войска — некоторые порабощенные, другие, возможно, свободные — сопровождали испанские экспедиционные силы. Одним из самых первых (и самых известных) из этих черных мексиканцев был Хуан Гарридо.
Хуан Гарридо родился в 1480-х годах в Западной Африке. Будучи подростком, Гарридо отправился в Португалию, а затем в Испанию. Находясь в Европе, он принял католичество. Большинство других подробностей о его ранней жизни неизвестны, включая точную родину. Вопрос о том, отправился ли он в Европу в рабстве или как свободный человек, также остается открытым. Однако в конечном итоге он получил свободу.
Гарридо принимал участие в самых значительных завоеваниях Испании в Новом Свете. В период с 1503 по 1533 год он служил в качестве конкистадором в Карибском бассейне, Флориде и Мексике. В 1519 году он присоединился к Эрнану Кортесу во время осады столицы ацтеков Теночтитлана. После того как империя ацтеков рухнула, Гарридо поселился недалеко от недавно окрещенного Мехико. Он завел семью и стал успешным культиватором пшеницы — самым первым в Северной Америке.
Как и предыдущие годы, последний период жизни Гарридо трудно поддается реконструкции. Он продолжил свою жизнь в качестве конкистадор до 1533 года; об этом свидетельствует его прошение королю Испании Карлу V в 1538 году. Он умер в Мехико в конце 1540-х годов, пережив жену и детей. Сегодня Хуан Гарридо известен не только как первый чернокожий мексиканец. конкистадор, а как экономический новатор.
2. Гаспар Янга: Великий освободитель
Хуан Гарридо, возможно, и был свободным человеком, пожинающим военные трофеи, но тысячи других африканцев в колониальной Мексике не могли сказать того же. Рабство распространилось по всей Мексике в XVI веке. Первые попытки испанцев поработить коренных жителей Мезоамерики были прекращены в 1540-х годах, и на смену им пришел импорт западноафриканских невольников. Свободные или порабощенные, первые чернокожие мексиканцы прожили бурную жизнь.
Это подводит нас ко второму лидеру черных мексиканцев: Гаспар Янга. Хотя чернокожие мексиканцы почитают его как великого борца за свободу, в остальной Мексике он был почти забыт до относительно недавнего времени. Тем не менее, его вклад в историю черной Мексики неоспорим и заслуживает нашего пристального внимания.
Происхождение Янги неясно, но, по слухам, он был принцем из современного Габона. Попав в рабство на сахарные плантации вблизи города Веракрус, он возглавил восстание рабов в 1570 году. В разразившемся хаосе Янга собрал своих последователей и бежал. Африканцы образовали на юго-востоке страны общину беглых рабов, лидером которой стал Янга.
Община Янги была большой занозой в боку испанских колониальных властей. Они неоднократно пытались уничтожить беглецов, но безуспешно. В 1607 году вице-король Новой Испании сам решил провести переговоры с Гаспаром Янгой в надежде, что Испания вернет себе контроль. В качестве посредника выступил католический священник Алонсо де Бенавидес.
Янга был не из тех, кто отступает перед лицом вызова. В 1608 году он потребовал, чтобы власти признали его общину свободной. Взамен он должен был выступить в роли ловца рабов и вернуть испанцам всех, кто не успел сбежать до этого года. К 1609 году все перемирия между африканцами и испанцами были нарушены. Набеги возобновились с обеих сторон.
В конце 1610-х годов община Янга наконец достигла соглашения с испанцами. Напряженность сохранялась, но община, известная испанцам как Сан-Лоренсо-де-лос-Негрос, все же получила полуавтономию. В 1932 году город был переименован в Янгу, в честь великого освободителя чернокожих мексиканцев.
3. Хуан Роке: Захватывающий завет
Следующий великий деятель черной Мексики, возможно, самый исторически неуловимый. Не известно ни одного изображения Хуана Роке, видного члена католического братства в Мехико. Но это не значит, что он был незначителен.
То, что мы знаем о Хуане Роке, уникально для колониальной истории чернокожих мексиканцев. Изначально он прибыл в Мексику в рабстве, но к моменту своей смерти в 1623 году он был свободным человеком, обладавшим значительным состоянием. Мы также знаем его конкретное этническое происхождение. В записях он упоминается как Zape — представитель народа из современной страны Сьерра-Леоне. Его католическое братство было преимущественно Zape один, иллюстрирующий, как африканцы в колониальной Мексике создавали свои собственные общины.
Однако наибольший интерес для Хуана Роке представляет то, что он оставил после себя: письменное завещание. Для чернокожих мексиканцев той эпохи это было практически неслыханно. Его подробные инструкции для братства и его выжившей дочери, Аны Марии, свидетельствуют о богатстве и влиянии Хуана Роке. Именно в соответствии с его завещанием Zape Братство в конце концов выиграло битву за право владения его домами в 1634 году.
4. Хуан Корреа: Экстраординарный религиозный художник
На складном экране изображены люди со всего известного мира. Крайний левый сектор занимают коренные жители Месоамерики, за ними справа следует то, что кажется турецкой сценой османской эпохи. Еще правее — король и королева Испании на белом коне. Повествование на экране завершается изображением африканской элиты в крайнем правом углу. Панели экрана вполне могут иллюстрировать этническое разнообразие не только мира, но и самой колониальной Мексики.
Перед вами одна из ранних известных работ Хуана Корреа, самого выдающегося чернокожего мексиканского художника той эпохи. В отличие от трех предыдущих фигур, Хуан Корреа никогда не был порабощен. Его мать была свободной чернокожей мексиканкой, а отец — испанцем смешанного происхождения. Искусствоведы считают его одним из величайших мексиканских художников эпохи барокко.
Корреа специализировался на религиозной живописи, хотя, как показывает раскладная ширма, он занимался и светским искусством. Среди его покровителей была и сама католическая церковь. Две из его самых известных картин были заказаны для размещения в кафедральном соборе Мехико. Картина, представленная выше, — это Дева Апокалипсиса, законченная около 1689 года. Архангел Михаил, облаченный в доспехи европейского образца, стоит с Девой Марией над грозным чудовищем, похожим на гидру. Два других ангела занимают верхнюю часть картины, неся младенца Иисуса к Богу на небеса.
Хотя подробности жизни Хуана Корреа трудно уловить, его картины рассказывают о себе сами. Он умер либо в 1714, либо в 1716 году, утвердив свое имя в каноне колониального мексиканского искусства.
5. Висенте Герреро: Первый чернокожий президент Мексики
Последний чернокожий мексиканский лидер в этом списке ближе всего к нашему времени. Висенте Герреро, один из величайших лидеров Войны за независимость Мексики, является предметом гордости не только чернокожих мексиканцев, но и мексиканцев любого расового происхождения. Его история — это история борьбы, триумфа и предательства в одном лице.
Висенте Герреро родился летом 1782 года в семье африканских и мезоамериканских коренных жителей. К тому времени испанское колониальное господство в Мексике стало неустойчивым, и многие этнические испанцы, родившиеся в Мексике, призывали к независимости. Герреро присоединился к восстанию против Испании рано, в 1810 году. Примерно через пять лет он стал одним из самых влиятельных лидеров на стороне повстанцев. Он был ключевым союзником Хосе Марии Морелоса, священника повстанцев и еще одного национального героя Мексики. Война за независимость Мексики в конечном итоге увенчалась успехом; после 1821 года испанцы ушли. После недолгого правления местного императора Мексика стала республикой.
В 1829 году Герреро стал вторым президентом Мексики. Однако он сделал это только после напряженных сражений (как военных, так и политических) со своими консервативными противниками. Его противники, особенно генерал Анастасио Бустаманте, возмущались тем, что Мексикой руководит человек с несколькими расами. Они опасались, что либеральные политические взгляды Герреро могут представлять угрозу их интересам в новой стране.
Главной заслугой Герреро на посту президента стала отмена рабства. Испанцы покончили с работорговлей несколькими годами ранее, но указ Герреро положил окончательный конец мексиканскому рабству. К сожалению, его аболиционизм также привел его к конфликту с рабовладельческими американскими поселенцами в Техасе. В 1845 году между Мексикой и Соединенными Штатами началась война за контроль над Техасом.
Жизнь Герреро не имела счастливого конца. Не прошло и трех месяцев после того, как он объявил о прекращении рабства, как переворот отстранил его от власти. Вместе со своими сторонниками Герреро отступил на юг. Однако кто-то из его знакомых предал его новым властям. В 1831 году Герреро предстал перед расстрельной командой.
Хотя противники мешали его работе, Висенте Герреро, похоже, смеялся до последнего. В XXI веке его вспоминают как национального героя Мексики. Штат Герреро даже носит его имя. Статуя Герреро возвышается в Мехико — неизменное свидетельство наследия первого чернокожего мексиканского президента.
Дальнейшее чтение
Макнайт, Кэтрин Джой, и Лео Дж. Гарофало, ред. Afro-Latino Voices: Повествования из иберо-атлантического мира раннего Нового времени, 1550-1812 гг.. Индианаполис: Издательство Hackett, 2009.