Фильм нуар, искусство изображения отчаяния на экране, известен многими знаковыми элементами, такими как преступление, насилие, роковая женщина, длинные пошлые монологи, своеобразные ракурсы и, самое главное, тени. Хотя нуар часто упоминается как источник вдохновения для многих жанров, фильмов и режиссеров, его собственное происхождение обсуждается редко, и чтобы узнать об этом больше, нам придется отправиться в Германию 1920-х годов.
Немецкий экспрессионизм и фильм нуар
На дворе 1920 год, и Америка (а также некоторые другие страны, например Италия) одержима кинематографом — видом искусства, находящимся в зачаточном состоянии, и экспериментирует с тем, насколько зрелищным и грандиозным он может быть.
В нескольких тысячах миль от нас немцы занимались совсем другим. На заре своего существования, особенно в Америке, кино ставило перед собой задачу как можно точнее отображать реальность: от первых короткометражных документальных фильмов 1890-х годов до впечатляющих достижений фильмов Д. У. Гриффита 1920-х годов. Немецкий экспрессионизм, однако, сосредоточился на внутренних эмоциях.
Вместо того чтобы изображать реальность такой, какая она есть, эти фильмы предпочитали изображать то, что их герои переживали внутри, и в результате получались теневые, мрачные и зачастую кошмарные картины.
Кабинет доктора Калигари, Носферату, Метрополис, М…Эти фильмы были темными, снятыми с высоким контрастом и в очень театральной манере, как будто декорации сами были персонажами фильма. Главные герои всегда были немного извращенцами, поэтому, естественно, когда их эмоции и сокровенные чувства изображались на экране, результат выглядел как воплощение ночного кошмара.
Немецкий экспрессионизм начал угасать в начале 1930-х годов, когда нацисты взяли власть в свои руки, но некоторые из его пионеров, оказавшись перед выбором: либо снимать пропагандистские фильмы, либо бежать, выбрали последнее и уехали в Америку, где влились в систему Голливуда и повлияли на целое направление фильмов. Вот некоторые из наиболее примечательных американских фильмов-нуаров, созданных под влиянием немецкого экспрессионизма.
1. Фриц Ланг «Большая жара» (1953)
Фриц Ланг, немецкий режиссер, родившийся в 1890 году, был одним из пионеров немецкого экспрессионизма. Он снял Доктор Мабузе Игрок в 1922 году, за которым последовал классический Метрополис в 1927 году, и M в 1931 году с Питером Лорре — немецким актером, который в 1930-х годах сам переехал в Америку и снялся в одних из самых культовых фильмов в жанре нуар. По прибытии в Штаты он подписал контракт с одной из четырех крупнейших студий того времени под названием MGM.
Выпущенный в 1953 году, фильм Фрица Большая жара рассказывает о частном детективе, который отправляется на задание, чтобы помочь своему сослуживцу, но оказывается запутанным в паутине преступлений. В фильме снимается Гленн Форд, актер, снявшийся во многих квинтэссенциях нуара. Блестящее повествование, искажающее тропы жанра, сочетается с влиянием режиссера Фрица Ланга и приводит к почти клаустрофобической передаче: хотя многие сцены фильма происходят на открытых улицах, то, как они сняты, как движется камера, и знаковая одержимость тенями превращают «Большую жару» в очаровательно жуткий роман.
2. Билли Уайлдер «Туз в дырке» (1951)
Кирк Дуглас — одно из самых громких имен фильма-нуар, да и всей истории Голливуда в целом. Автор сценария, режиссер и продюсер — великий Билли Уайлдер, еще один великий режиссер, вырвавшийся из лап нацистской Германии, Туз в дырке ставит Дугласа на место Чака Татума, журналиста, переживающего упадок, который опускается до злодейства, чтобы извлечь из события как можно больше пользы для восстановления своего статуса в газетном бизнесе. Человек оказался в ловушке в шахте после обрушения пещеры, и Чак пытается манипулировать местной полицией, газетами, общественностью и всеми вокруг, чтобы удержать человека в ловушке как можно дольше, а сам использует эту историю в своих интересах и создает большое событие, которое могло бы быть легко раскрыто.
Туз в дырочку один из немногих фильмов-нуаров, в которых преступления не ограничиваются стрельбой и грабежами, а погружаются в человеческую психику, исследуя ее неутолимую жажду большего и бесконечную алчность. Фильм процветает благодаря своему сценарию, игре актеров и развитию сюжета. Этот фильм, вдохновленный ужасами и кошмарными сказками немецкого экспрессионизма, где герои процветают в своей извращенной морали, вознаграждает тех, кто достаточно силен, чтобы пройти через это. Изначально провалившийся в критике и финансовом плане, этот фильм с годами приобретает все больший статус. Сейчас он считается одним из лучших фильмов Билли Уайлдера и одним из шедевров жанра.
3. Сладкий запах успеха Александр Маккендрик (1957)
Сладкий запах успеха рассказывает историю Сидни Фалько (в исполнении Тони Кертиса), пресс-агента, находящегося под полной властью и контролем обозревателя Дж. Дж. Хансекера (в исполнении Берта Ланкастера). По мере того как первому не удается выполнить работу для своего босса, он становится все более обязанным ему, отдаваясь все большей власти и влиянию Дж. Дж. Работа заключается в том, чтобы прервать отношения между сестрой Хансекера и гитаристом джазовой группы, что босс хочет сделать тайно и без ведома сестры, чтобы сохранить ее любовь и уважение, и что он делает через своего подопечного, Сидни Фалько. По мере того как работа становится все сложнее и сложнее, а в пьесу вступают некоторые нежелательные стороны, мы получаем тщательное исследование характеров обоих мужчин, которые в итоге оказываются скорее похожими, чем разными.
J. Дж. Хансекер — самый интересный и пугающий злодей в фильмах нуар, человек, чье влияние распространяется на все и вся, культивированный гангстер, и, как описывает его режиссер Александр Маккендрик ученый грубиян. Берт Ланкастер, сыгравший его, внушает почти такой же страх, как и он сам. Все актеры и съемочная группа, работавшие вместе с ним в фильме Сладкий запах успеха были очень запуганы им, и режиссер использовал это, чтобы подчеркнуть абсолютную власть, которой обладает его персонаж. Он дошел до того, что намазал внутреннюю поверхность очков вазелином, чтобы его глаза не были постоянно сфокусированы на чем-то одном, придавая ему пустой взгляд. Он также снимал своего героя под низким углом, с освещением прямо над ним, так что очки отбрасывали тень на его лицо. Этот эффект идеально подходит для изображения человека, который сам по себе является олицетворением опасности, для которого мораль — не более чем инструмент, которым можно пользоваться экономно, а к своим подопечным он относится с животной жестокостью.
4. Прикосновение зла Орсон Уэллс (1958)
Прикосновение зла был снят Орсоном Уэллсом, тем самым человеком, который подарил нам Гражданин Кейн В фильме снялись он сам, Чарлтон Хестон и Джанет Ли. Сюжет вращается вокруг мексиканского полицейского по имени Мигель Варгас, который, став свидетелем взрыва автомобиля на американской стороне границы, начинает расследование, в результате которого приходит к выводу, что капитан американской полиции Хэнк Куинлан подбрасывает улики, чтобы подставить невиновного человека, что ставит под удар и его самого, и его новую невесту.
Орсон Уэллс снимает этот фильм со всем контролем и перфекционизмом, которыми он был известен, а его исполнение роли Хэнка — одно из лучших в его актерской карьере. Он мерзок, развратен и изможден, изображая черты самого опасного типа людей. Влияние немецкого экспрессионизма прослеживается во всем фильме — от морально неоднозначного главного героя до щедрого использования теней и необычных ракурсов.
5. Билли Уайлдер «Двойная компенсация» (1944)
Двойная ответственность рассказывает историю Уолтера Неффа и Барбары Дитрихсон, сыгранных Фредом Макмюрреем и Барбарой Стэнвик, двух незнакомцев, которые влюбляются друг в друга и замышляют убийство мужа Барбары ради свободы и финансовой выгоды. Двойная ответственность одновременно знакомый и неожиданно оригинальный, он содержит все, что делает нуар тем, чем он является, но в то же время в нем есть что-то свое, особый ингредиент, который выделяет его из общего ряда.
Метод повествования в фильме — это то, что определяет его больше всего. Большинство фильмов-нуаров следуют строго методичной линейной схеме, события сюжета разворачиваются по мере продвижения истории, в одном направлении, без сокращений, без поворотов, только прямолинейно, но для Double Indemnity, история рассказывается как исповедь главного героя, только что вернувшегося из финальной и кульминационной точки фильма. Это позволяет использовать знаменитые монологи жанра в изобилии и оправданно, а также дает иной, освежающий взгляд на обычно фиксированный метод повествования нуара.
В фильме немецкого иммигранта и культового режиссера Билли Уайлдера влияние немецкого экспрессионизма чувствуется во всем: от того, как сюжет последовательно становится все более извращенным по мере того, как мечты и планы Уолтера и Барбары становятся все более жадными и злыми, до того, как сцены сняты с акцентом на тени и театральности. Double Indemnity ощущается как духовный наследник берлинского фильма 1920-х годов, смешивающий свои корни с великими криминальными историями Америки 1930-х годов.
6. Фильм нуар от Авраама Полонского: Сила зла (1948)
Спустя десятилетия после окончания классического периода нуара очень интересно оглянуться на этот жанр и заметить, как его темы постепенно эволюционировали от простого развлечения и криминальных мелодрам к более серьезным и актуальным проблемам. Фильм нуар — прямой продукт эпохи депрессии в Америке 1930-х годов. Кризисы того периода естественным образом отразились в кино и литературе.
При довольно короткой продолжительности в 79 минут, Сила злаСюжет фильма развивается в необычайно быстром темпе. Фильм вращается вокруг молодого адвоката Джо Морса (в исполнении Джона Гарфилда), чей босс разрабатывает тщательно продуманный план по захвату всех номерных рэкетов в Нью-Йорке, один из которых принадлежит его брату. Пока Джо пытается справиться со своей работой и боссом, одновременно пытаясь спасти своего твердолобого брата, а события постепенно перерастают в войну между бандами, фильм затрагивает современные проблемы преступности и коррупции, предлагая при этом изощренную трагедию с поэтическими диалогами и горсткой библейских ссылок.
Сила зла имеет потрясающий сценарий и захватывающие актерские работы, которые дополняются великолепной операторской работой Джорджа Барнса, профессионала со времен немой эры 1920-х годов. Работа Барнса блистает в финальной сцене и предлагает одну из лучших и самых угрюмых сцен в истории нуара; в сочетании с поэтическим внутренним монологом, который можно даже понять как поток сознания. Камера перемещается, сопровождая размышления Джо, которые пронизаны пессимистичной безысходностью в кадрах, создающих впечатление, что они были задуманы с геометрической точностью, гордо демонстрируя свои корни в немецком экспрессионизме.