Одним из самых значимых богов в повседневной жизни древнего египтянина был Тот. Древний Египет был миром, который определялся способностью человека выжить во враждебной среде и его подготовкой к загробной жизни. Тот был важен не только потому, что являлся покровителем писцов и создателем иероглифической письменности. Он также был ключевым богом для египтян, поскольку его сфера включала такие предметы, как наука, магия, математика и сама луна, которые влияли на жизнь как простолюдинов, так и элиты.
Тот был покровителем писцов и священных текстов
Иероглифы, выгравированные на стелах, храмах, гробницах и папирусах, дают большую часть того, что ученые знают о Древнем Египте. Мало того, иероглифы играли важную роль в жизни древних египтян, начиная от записи событий, мифологии, молитв и заклинаний и заканчивая повседневной жизнью. Но что же такое иероглифы?
Термин «иероглифы» происходит от греческого, означающего «священные слова». Согласно древнеегипетским верованиям, бог Тот был создателем этой сложной письменности, а также литературного искусства как для людей, так и для богов. Согласно некоторым мифам, в начале времен Тот создал себя с помощью силы языка и, по сути, снес космическое яйцо, в котором находилось все творение. Несмотря на важность иероглифов, только самые состоятельные египтяне (члены царской семьи, вельможи, жрецы и писцы) были способны разобраться в сложностях языка, и даже тогда ошибки все равно допускались. Как создатель такого сложного языка, Тот стал покровителем и защитником писцов и священных текстов.
Однако Тот был не единственным божеством, связанным с письмом и писцами. В то время как Сешат, случайная жена Тота, отвечала за содержание Дома Жизни и документирование царских лет, в загробном мире Тот находился в Зале Истины. Как покровитель священных текстов, Тот отвечал за запись вердикта умершего на церемонии взвешивания сердца. Кроме того, в загробном мире у Тота была резиденция, известная как Особняк Тота. Особняк Тота был не только домом Тота, но и безопасным убежищем для путешествующих душ, где они могли отдохнуть и обучиться защитным магическим заклинаниям.
Бог наук
Древние египтяне были несомненными экспертами в нескольких областях науки, включая ферментацию, медицину, мумификацию, инженерию и сельское хозяйство. В условиях, требующих постоянной адаптации, к науке нужно было относиться серьезно. Помимо монументальных погребальных сооружений и храмов, древним египтянам приписывают изобретение множества инструментов. Парики, замки, использование папируса и черных чернил, шадоу, зубные щетки и паста, календарь и приборы для измерения времени — все это примеры древнеегипетских инноваций, которые используются и по сей день.
Как бог наук, Тот был создателем арифметики, геометрии, астрономии и медицины, ему приписывают изобретение 365-дневного календаря. Примечательно, что Тот был не единственным покровителем медицины в Древнем Египте. Такие божества, как Сехмет, Гека и Исида, были покровителями медицины. Однако медицина ассоциировалась с Тотом из-за сложности этого предмета и его роли в охране Исиды во время беременности и восстановлении украденного глаза Гора.
Бог магии
В Древнем Египте магия была силой, взаимосвязанной с миром. Ее можно было использовать для исцеления и защиты, проклятий и разрушения, а также для зарядки особых артефактов, таких как амулеты и стелы. От рождения до смерти, от приема пищи до беременности, от элиты до простолюдинов — магия всегда была частью повседневного существования египтянина. Магия считалась такой же реальной, как и сама природа, и заслуживала уважения. Тот, которого считали воплощением интеллекта, науки и создателем самого языка, был воплощением магии.
Но почему Тот считается покровителем магии, в то время как другие божества, такие как Хека (обожествление магии и сама магия), также ассоциируются с ней? Считалось, что из всех египетских божеств Тот обладал наибольшим количеством Хека и, очевидно, развитым умом, чтобы правильно его использовать. Согласно древнеегипетской басне Сетне Хамвас и Нанеферкаптах, каждый, кто только что прочитал из книги Тота (the Книга Тота), понимал речь животных и воспринимал самих богов.
Еще один пример магического мастерства Тота — когда Тот снял проклятие, наложенное на Нут, богиню неба и небес, богом творения Ра. В Древнем Египте египетский календарь состоял из 365 дней в году, но так было не всегда. Согласно мифу, Ра наложил на Нут проклятие, которое не позволяло ей зачать детей ни в один из 360 дней в году (вероятно, из ревности к любви Нут к Гебу). И только когда Тот добавил к году еще пять дней, проклятие Ра было снято, и Нут смогла зачать ребенка в эти пять дней.
Бог математики
Из всех отраслей науки древние египтяне хорошо понимали важность и многофункциональность математики. Каждый человек ежедневно сталкивался с математикой, будь то в военном деле, сельском хозяйстве, астрономии, экономике или архитектуре.
Несмотря на то, что египетская математика вращалась вокруг прикладной арифметики и геометрии, древние египтяне были способны решать сложные задачи. Хотя свидетельства о математике в Египте ограничены, два папируса демонстрируют математические навыки египтян: папирус Ринда и Московский папирус. Папирус Ринд демонстрирует использование дробей и решение задач. В Московском папирусе, напротив, изображен объем усеченной пирамиды и значение числа Пи, которое древние египтяне считали равным 3,16, что аналогично нашему современному значению 3,14. Очевидно, египтяне не только практиковали решение сложных математических задач, но и вдохновляли греческих математиков, таких как Фалес и Пифагор, посетить Египет и перенять их методы. Считалось, что Тот, олицетворяющий знания и науку, изобрел математику.
Как показывают его манипуляции с проклятием Ра и контроль над небесными вычислениями, запись лунных наблюдений и времени, математика была лишь еще одним инструментом, который Тот использовал в погоне за земными и божественными знаниями.
Бог Луны
Подобно множеству египетских божеств, Тот тоже ассоциировался с небесным телом. Мифологическое происхождение Тота, имеющее глубокие корни в египетской мифологии еще в до- и раннединастический период (5000-2686 гг. до н. э.), противоречиво и неоднозначно. Первоначально Тот не был лунным богом. Однако в период Среднего царства (2055 — 1650 гг. до н. э.) роль Тота расширилась и стала включать поддержание космического порядка и гармонии в дополнение к его уже установленному мастерству в области магии и знаний.
Во времена Нового царства (1550 — 2070 гг. до н. э.) Тоту приписывают создание лунного календаря. Лунный календарь использовался в Древнем Египте для управления сельскохозяйственными циклами и измерения хода времени. Кроме того, считалось, что фазы луны влияют на магические церемонии. Тот, будучи божеством, уже ассоциировавшимся с магией и космическим порядком, органично перешел в положение лунного бога. Чтобы подчеркнуть лунный аспект Тота, его иконографические изображения в конечном итоге сопровождались лунным диском и полумесяцем, будь то в териоморфной форме бабуина, ибиса или ибисоголового человека.
Гермес Трисмегист: Эллинистическое слияние Тота и Гермеса
После завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. греки не только заинтересовались Египтом, но и переселились в него. В конце концов, греки ассимилировали многочисленные египетские божества в свой пантеон. Среди многих ассимилированных божеств Тот был одним из самых важных. Будучи покровителями писцов, языков и посланников в своих пантеонах, греки размышляли о том, действительно ли Гермес и Тот странствуют по миру и делятся с человечеством божественными знаниями. Более того, эллинистические греки и римляне задавались вопросом, не являются ли Тот и греческий бог Гермес одним и тем же. В результате всех этих спекуляций и популярности новой постулированной связи между Гермесом и Тотом родился знаменитый Гермес Трисмегист.
В конце концов, авторы древнего мира приписали коллекцию древних текстов самому Гермесу Трисмегисту, Corpus Hermeticum и другие герметические тексты. Несмотря на то что тексты охватывали несколько веков, герметизм был популярен и даже бросил вызов христианству. Герметизм существует и по сей день и оказал непосредственное влияние на доктрины таких организаций, как «Золотая заря», масонство и росикрусианство.