6 Интерпретационных копий картины Эдуара Мане "Обед на траве » Блог о искусстве и кино

6 Интерпретационных копий картины Эдуара Мане «Обед на траве

Logo


эдуард мане обед на траве копии

С тех пор как Эдуард Мане открыл свою почти загадочную картину Обед на траве, или Le Dejéuner Sur l’herbe, представленная в 1863 году на Салоне отказников, до сих пор восхищает художников и зрителей. Сцена довольно проста: три человека сидят на траве, только что пообедав. Это именно то, о чем говорит название картины. Но не все так просто. Картина оставляет у зрителя вопросы, на которые не дает ответов. Возможно, именно поэтому ее изучают и копируют с тех пор все художники — от Пабло Пикассо до Микален Томас.

Эдуард Мане «Обед на траве

эдуард мане обед на траве картина
Le Dejéuner Sur l’herbe» Эдуарда Мане, 1863, через Музей д’Орсэ, Париж

Эдуард Мане был одним из самых известных и влиятельных живописцев XIX века. Своими зачастую революционными работами он преодолел разрыв между импрессионизмом и постимпрессионизмом. Пожалуй, самой известной его картиной является Обед на траве. Здесь Мане черпал вдохновение у мастеров прошлого. Особенно его вдохновляли Парижский суд Маркантонио Раймондо и безымянный рисунок Рафаэля. И как Мане черпал вдохновение в прошлом, так и эта картина вдохновляет художников с тех пор.

Возможно, причина в том, что эта простая сцена оставляет у зрителя так много вопросов. Почему сидящая женщина обнажена, в то время как двое мужчин одеты? Кажется, что Мане хочет, чтобы мы узнали в ней работницу секс-индустрии; значит ли это, что она только что занималась сексом с одним или обоими мужчинами? Если да, то почему они одеты, а она обнажена? И почему она смотрит прямо на нас со своей любопытной улыбкой, похожей на улыбку Моны Лизы?

Картина ставит эти и другие вопросы без ответов. Но именно эта непостижимость привела к тому, что ее копировали и переосмысливали художники с XIX века до наших дней. Вот некоторые из работ, вдохновленных шедевром Мане.

1. Клод Моне Пожиратель с травы

клод моне дежурный на гербе картина
Картина Клода Моне «Обедница на гербе», 1866 г., через Музей д’Орсэ, Париж

Клод Моне был современником Мане и основоположником импрессионистского движения. Это его картина 1874 года, Впечатление, восход солнца, благодаря которому этот стиль получил уничижительное название «импрессионизм». Мане сказал о нем, что он был всего лишь глаз, то есть он рисовал то, что видел, почти не прибегая к интерпретации, которую использовал Мане. Но он использовал этот глаз, чтобы написать объемную коллекцию в основном природных сцен, одних из самых красивых из когда-либо написанных на холсте.

Он также был моложе Мане и смотрел на него как на состоявшегося художника. Поэтому неудивительно, что он был первым, кто черпал вдохновение из Le Dejéuner Sur l’herbe. Но в своей версии 1866 года он убрал шокирующее зрелище обнаженной женщины. Вместо этого он заменил ее на женщину, одетую так полностью, что кажется, будто ее платье стало скатертью. В этой незаконченной работе он также создал более многолюдную сцену, включив в нее двенадцать фигур. Это классическая работа Моне, в которой присутствуют элементы импрессионизма и одновременно дань уважения Мане. Эти две работы очень разные, но Моне не оставил сомнений в своем вдохновении, дав своей работе то же название, что и Мане.

2. Джеймс Тиссот Четверка

эдуард мане джеймс тиссо парти карре живопись
Картина Джеймса Тиссо «Партия Карре», 1870 г., Национальная галерея Канады, Оттава

Джеймс Тиссо также был современником Мане, но с совершенно другим творчеством. Тиссо был иллюстратором и карикатуристом, а также художником, его рисунки регулярно появлялись в Vanity Fair. Его выбор сюжетов также сильно отличался. Мане рисовал горожан и солдат, в то время как Тиссо прославился своими изображениями европейского высшего общества. Первые годы жизни француз провел в Париже, а затем переехал на постоянное место жительства в Лондон.

Но не раньше, чем он нашел вдохновение в версиях картины Мане и Моне. В версии Тиссо он переосмыслил собрание. Мане критиковал общество, обнажая сексуальную подоплеку жизни современного Парижа. Тиссо использует аналогичный прием, но здесь его критикой являются быстрые экономические изменения в современном обществе. Именно поэтому субъекты сидят в плохо сидящей одежде, слишком большой для их рамок. Вместе они показывают абсурдность новых богачей и их буржуазного образа жизни.

Сохранив фигуру Мане, которая смотрит на нас, Тиссо добавил человека в революционной одежде. Его намерение кажется очевидным: показать, что его общество подражает тому времени во время революции, которое было оценено как чрезмерно развязное и антиреспубликанское. В целом, это комментарий как к истории, так и к истории искусства.

3. Поль Сезанн Le Dejéuner Sur l’herbe

поль сезанн обед на гербе картина
Le Dejéuner Sur l’herbe» Поля Сезанна, 1877 г., через Музей Оранжереи, Париж

Постимпрессионистический стиль Поля Сезанна стал следующим этапом революции в искусстве. Но поскольку он продолжал игнорировать прежние традиции, используя мелкие и толстые мазки, его тоже подвергли резкой критике. Однако Сезанн продолжал расширять границы композиции, преодолевая разрыв между импрессионизмом и кубизмом, между XIX и XX веками. Пикассо и Анри Матисс восхищались его работами и называли его отцом современных художников своего времени.

Его версия этой работы — самая импрессионистическая из всех его картин. Она тоже непостижима, но по другим причинам, которые оставляют у зрителя разные вопросы. Здесь, например, мы не знаем, кто эти фигуры и каков их жизненный путь. Мы, конечно, задаемся вопросом об их настроении и эмоциях, но теперь это происходит потому, что они скрыты, а не явлены.

Нам также остается гадать о намерениях Сезанна. Он не сам дал название картине; скорее, оно было присвоено ей другими. Сцена и их отношения, конечно, наводят на мысль, что это дань уважения картине Мане, но опять же остаются вопросы.

4. Коллекция Пабло Пикассо

эдуард мане пабло пикассо литография le dejeuner
Le Dejuener sur l’herbe, Pablo Picasso, 1959, via Period Paper

Испанец Пабло Пикассо — один из самых плодовитых художников, когда-либо писавших картины. Он помог создать ряд новых стилей, включая кубизм. Как и Мане, он интерпретировал увиденное и создал множество работ, которые бросают вызов восприятию зрителей и создают новые классификации искусства. Поэтому неудивительно, что его вдохновляло то, что он считал квинтэссенцией шедевра своего времени. В чрезвычайно редкой прямой ссылке на какого-либо художника Пикассо написал, Когда я вижу «Обед на траве» Мане, я говорю себе, что впереди меня ждет боль..

Пикассо был настолько поражен картиной, что создал на ее основе не одно произведение, а целую коллекцию. Художник объявил о своем намерении в 1932 году, но прошло 22 года, прежде чем он был готов взяться за шедевр Мане. Следующие 17 лет он провел, создавая эскизы, рисунки и картины, все вариации Обед. Пикассо был не просто вдохновлен этой картиной, она бросила ему вызов и в какой-то степени одержима им.

пабло пикассо ле демуазель д_авиньон картина
Картина Пабло Пикассо «Авиньонские демуазели», 1907 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк

Также вероятно, что Пикассо думал о Обед на траве когда он написал еще более сложное произведение, его Авиньонские демуазели. Обстановка совсем другая: Пикассо поместил этих женщин в бордель в Испании. Но композиция предполагает. Обед, а также тот факт, что они являются работницами секс-индустрии. Пикассо, возможно, желая еще больше шокировать свое новое и еще более современное общество, делает их всех обнаженными. Он также идет дальше Мане, заставляя каждого человека смотреть на нас.

Его версия также является шедевром раннего кубизма. Благодаря этому выбору лица фигур одновременно и более, и менее загадочны, чем у его кумира, Сезанна. Но Пикассо пошел еще дальше. Он явно черпал вдохновение как в своих иберийских корнях, так и в африканских масках, которые видел на выставках. Но именно то, как он соединяет их вместе, не привязано ни к каким прежним традициям. Зрителям остается только гадать, почему в масках только женщины слева. И опять же, мы задаемся вопросом, какой посыл несет в себе тема женщин и секса: расширение прав и возможностей, унижение или что-то еще.

5. Герман Браун-Вега Les invités sur l’herbe

herman vega les invités sur lherbe painting.jpg
Les invités sur l’herbe, Герман Браун-Вега, 1970, через Paris Musees

Картины Мане продолжали вдохновлять художников во все времена и по всему миру. Одним из таких художников был перуанский живописец Герман Браун-Вега. До переезда в Париж в 1968 году Вега работал в очень абстрактном стиле. Там он увидел многие великие работы таких художников, как Моне, Мэри Кассатт, Пикассо, Сезанн и других. Именно тогда он решил использовать более живописный стиль, чтобы создать больше ясности и ассоциаций. Ирония судьбы и знак того, как далеко продвинулось искусство, заключается в том, что для того, чтобы вдохновить Вегу на создание картин в более заметном стиле, потребовались картины импрессионистов.

Он ясно выразил свое вдохновение в собственной версии картины Мане под названием Les invités sur l’herbe или Гости на траве. Обстановка невероятно похожа, даже сохранилась женщина, купающаяся на заднем плане. Он добавил к оригиналу две фигуры (и собаку), хотя четыре из пяти фигур на переднем плане он сделал обнаженными. Вега также хотел дать понять, что он черпал вдохновение и у Пикассо, и у Диего Веласкеса, включив их в качестве двух обнаженных мужских фигур. Версия Веги легка и игрива. Это явная дань уважения художникам, которыми он восхищался и которых только недавно открыл для себя, но ее смысл так же неразборчив, как и у картин, которые появились до нее.

6. Версия Микален Томас к картине Эдуарда Мане Обед

mickalene thomas les trois femme noires картина.jpg
Le déjeuner sur l’herbe: les trois femmes noires, Mickalene Thomas, 2010, через Художественную галерею Онтарио, Торонто

Шедевр Мане продолжает вдохновлять художников со всего мира, в том числе и Микален Томас. Афроамериканская художница часто изображает афроамериканских женщин и их роль в обществе. Известная сексуальной энергией в своих картинах, она долго смотрит на черную женственность и черную силу. Наибольшее влияние на нее оказала Кэрри Мэй Уимс, но, как и большинство художников, она черпает вдохновение из самых разных источников.

В этот список, несомненно, входит и Мане. В 2010 году она создала массивную работу, явно и непосредственно основанную на его Обед. Однако комментарий, который она, похоже, делает, совершенно иной. Во-первых, она сокращает сцену до трех черных женщин. Но все ее фигуры полностью одеты, возможно, в знак отречения от сексуализации и эксплуатации, которые она увидела в оригинале.

Кроме того, все три женщины смотрят на зрителя. Хотя нам остается только гадать, каков был замысел Мане, сильные, решительные лица, которые смотрят на нас, ясно говорят: мы — мощная сила. Этих женщин не будут эксплуатировать, и они не будут просить прощения. Здесь женщины превратились из зрительниц в зрителей.

Вернуться наверх