Не секрет, что СССР всегда отставал от Запада в сфере производства товаров широкого потребления. Весь научно-технический потенциал страны был направлен на развитие военных технологий, освоение космоса и прочие глобальные вопросы. Но, несмотря на это, в Союзе все же выпускалась продукция, которая была нарасхват в капиталистических странах.Сразу стоит сказать, что товары с надписью «Made in USSR», то есть предназначенные для экспорта, отличались от тех, что продавали внутри страны. К этой продукции предъявлялись повышенные требования по качеству и даже дизайну. Поэтому граждане СССР стремились приобрести именно «экспортные товары», рассчитанные на требовательного зарубежного потребителя.
Фотоаппарат «Зенит»Молодой Майкл Джексон с фотоаппаратом «Зенит»Пленочные фотоаппараты до сих пользуются спросом в среде профессиональных фотохудожников. И как десятилетия назад одной из самых востребованных фотокамер остается «Зенит». Пик спроса на нее пришелся на 70-е годы. В СССР купить фотоаппарат было непросто, так как желающих было полно, а четверть камер отправлялась за рубеж.Наши «Зениты» были популярны не только в Европе, но даже в США. В начале 80-х годов в мире произошел технический прорыв и рынок заполонили дешевые и простые в настройках фотоаппараты из Японии. Это сильно ударило по спросу на советскую фототехнику и постепенно «Зениты» стали уделом отдельных ценителей.«Нива» и «КамАЗ»Вопреки бытующему сейчас мнению, в СССР в области автомобилестроения все было не так уж и плохо. Одним из самых известных наших авто стал ВАЗ-2121 «Нива», появившийся в 1977 году. Эта машина позиционировалась как внедорожник малого класса. Поставляли «Ниву» почти в 100 стран мира. Разумеется, в Союзе это авто всегда оставалось дефицитом.Репутация у советского джипа была блестящей. «Ниву» часто сравнивали с британским Range Rover по комфорту и надежности. ВАЗ-2121 не раз побеждал в крупных гонках, что делало его еще популярнее. Конечно, советский автомобиль был дешевле аналогов, даже с учетом сложностей доставки. Неудивительно, что во многих странах за «Нивой» выстраивались очереди.Еще одним бестселлером советского автопрома стал грузовой КамАЗ. Машина, разработанная специально для военного применения, не боялся морозов, жары, грязи и песков. Надежный, мощный и предельно простой в ремонте, КамАЗ подходил как для Центральной Африки, так и для севера Канады. Ежегодно за рубеж отправлялись тысячи грузовиков разных модификаций.Радиоприемники «Рига»Большим уважением за границей пользовалась продукция, выпускаемая Рижским радиозаводом. Латвийское предприятие «Радиотехника» начало работать еще в 1927 году. В послевоенные годы радиоприемники с фирменным логотипом RRR (Rīgas Radio Rūpnīca) стали самыми популярными в СССР.В начале 60-х завод даже начал выпускать устанавливаемые в автомобили модели. Но «золотым веком» рижского предприятия стали 80-е. Аппаратура RRR, бывшая в Союзе страшным дефицитом, потекла широкой рекой на Запад. Поклонники рижских радиоприемников нашлись в Великобритании, Германии, Франции и даже в США. Транзисторный приемник «Рига-104» был так хорош, что составлял конкуренцию немецкому «Грюндигу».
Наручные часыЧасовая отрасль в Союзе была на высоте. Продукция советских заводов неоднократно побеждала на международных выставках. Нет, наши наручные часы не были лучше швейцарских, но они предлагали прекрасное соотношение достойного качества и невысокой цены. В стране работали 13 часовых заводов, предлагающих продукцию мирового уровня.Самыми известными часами СССР на Западе были «Командирские». Но пользовались спросом и другие, например, «Полет» и «Ракета». Особенно ценились у иностранцев наручные часы с советской символикой или тематическим оформлением. Например, «Штурманские», с которыми летал в космос Гагарин, выпускали с изображением первого космонавта на циферблате.Водка «Столичная»За рубежом «Столичную» водку распробовали еще в 50-х годах. Она стала прочно ассоциироваться с Советским Союзом и была в ходу не только как оригинальный презент. «Столи», а именно так называли в США советскую водку, одно время была так популярна, что почти вытеснила из баров традиционный виски.Кстати, благодаря водке в СССР появились первые заводы «Пепси». В обмен на право экспортировать алкоголь в США, американцы потребовали разрешение на строительство фабрик по производству газировки. «Столичная» и сегодня пользуется в США спросом, правда теперь ее поставляет Латвия.Черная икраВ довоенные годы в СССР черная икра стоила совсем недорого и не была деликатесом. А вот за рубежом за этот продукт были готовы платить огромные деньги. Известно, что Чарли Чаплин, звезда мирового уровня, как-то получил в качестве гонорара 4 кг черной икры и был этому несказанно рад.После войны икра осетровых стала менее доступна. Но все равно в 60–70-е годы любой гражданин мог себе позволить купить баночку к праздничному столу. В США черная икра была по карману только очень богатым людям и пробовали ее далеко не все. СССР отправлял черную икру на Запад тоннами — это был важный источник получения валютных средств. Иностранцы, приезжавшие в Союз в командировки или как туристы, непременно покупали икру в качестве сувенира.Смотрите также:10 торговых марок, которые стали именами нарицательными,Советский Союз 1982 года — последний год брежневской эры,12 продуктов, которые поклонники СССР вспоминают с наибольшим восторгом
А вы знали, что у нас есть Telegram? Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!