Из трех великих средневековых западноафриканских государств — Ганы, Мали и Сонгай — именно империя Мали больше всего захватила народное воображение. Мали выросла из невероятных (но и тревожных) форм торговли и взаимодействия исламской религии с уже существовавшими культурными традициями Западной Африки. В отличие от современной страны Мали, средневековая империя простиралась от Атлантического океана до реки Нигер. Сразу за более поздней империей Сонгай она была одним из крупнейших государств в досовременной истории Африки.
Если империя Мали была так важна в свое время, то как ее наследие продолжает влиять на сегодняшний день? Оказывается, даже если само государство рухнуло, культура Мали этого не сделала. Во всех странах Западной Африки элементы малийской культуры сохранились и адаптировались к меняющимся условиям.
Империя Мали была многоконфессиональным государством

Территория Малийской империи охватывает западную часть Сахеля — большого региона Африки, расположенного непосредственно под пустыней Сахара. В этом регионе на протяжении всей истории происходили религиозные обмены. В случае с Мали эти обмены касались местных этнических традиций и религии ислама.
Уже в восьмом веке североафриканские арабы принесли ислам в некоторые районы Сахеля. В некоторых государствах правители и знатные семьи приняли ислам, но сельское население в основном не обратилось. Некоторые этнические группы также были более восприимчивы к проповеди северян, чем другие. Полное превращение Западной Африки в оплот исламской веры заняло более тысячи лет.

В Сахеле раннему исламу пришлось приспосабливаться к уже существовавшим местным системам верований. Мусульманские религиозные деятели могли начертать стихи из Корана на талисманах и амулетах, добавляя исламский слой краски на уже существующую структуру. Например, правящий в Мали клан Кейта начал основывать свою легитимность на предполагаемом прибытии в Западную Африку древнего основателя мусульманства. Несмотря на существенные различия, ислам и местные традиции в истории Мали опирались друг на друга.
Торговля золотом доминировала в экономике средневекового Мали

Экономика империи Мали была сосредоточена на особо ценном ресурсе — золоте. Малийские императоры (Мансас) контролировали несколько крупных месторождений золота в западном Сахеле. Благодаря этому золото доминировало в малийской части транссахарской торговой сети. Арабские и европейские государства в это время начали изготавливать монеты из золота, часть которого, должно быть, поступала из Мали.
Торговля была основным средством распространения ислама в Западной Африке. Купцы с севера и востока приносили с собой религию, обращая в нее местных жителей. Это контрастировало с ситуацией к северу от Сахары, где мусульманские армии распространяли свою веру, завоевывая новые территории.
Однако малийская экономика не была лишена темных сторон. Рабство, издавна существовавшее по всему Сахелю, было реальностью жизни в империи. Работорговля была еще одной ветвью транссахарской сети, снабжавшей североафриканских рабовладельцев невольниками. Со временем в некоторых районах региона рабство превратилось в наследственный статус. Несмотря на отмену рабства, в современном Мали до сих пор существует дискриминация потомков рабовладельческих каст.
Ислам способствовал развитию региональной науки

Как только ислам прочно обосновался в Малийской империи, мусульманские ученые основали школы и центры высшего образования. Такие города, как Тимбукту, стали крупными центрами исламской учености. Медресе (исламские школы) и библиотеки хранили тысячи рукописей на самые разные темы, как религиозные, так и светские. Малийские правители даже обеспечивали финансирование этих учреждений. Наиболее известные медресе в Тимбукту были Санкоре, Сиди Яхья и Джингуребер.
Поддержка исламской науки продолжалась и после упадка Мали. Сонгайская империя при династии Аския была, пожалуй, самым плодовитым спонсором производства рукописей. Однако, несмотря на периодические возрождения, Тимбукту постепенно утрачивал свое центральное значение. К XVII веку известность города давно угасла. Осталась лишь память о некогда неприлично богатом городе.
Один из правителей Мали мог быть самым богатым человеком в мире

Если вы слышали только одну вещь об империи Мали, то это, вероятно, имя ее самого знаменитого лидера: Манса Муса. Этот малийский император прославился среди современных арабских и европейских писателей своим огромным богатством. Один из комментаторов, сирийский историк Ибн Фадлаллах аль-Умари, описал паломничество Мусы в Мекку в 1324-26 годах. Особое внимание он уделил остановке Мансы Мусы в Каире, Египет. Муса якобы раздал в Каире столько золота, что местная стоимость драгоценного металла рухнула на двенадцать лет!
Правдива ли эта история? Скорее всего, не совсем. Некоторые современные авторы называют Мансу Мусу самым богатым человеком в истории, но у нас нет возможности точно определить его состояние. Однако вполне вероятно, что он был самым богатым правителем своего времени. Его легендарная хадж В буквальном смысле слова он стал известен в Европе и исламском мире. Возможно, он был Джоном Д. Рокфеллером четырнадцатого века.
У Мали могла быть не только одна столица

Империя Мали, возможно, была чрезвычайно богата при Мансе Мусе, но, как ни странно, мы не знаем, где находилась ее столица. Исторические источники называют разные места. Марокканский путешественник Ибн Баттута посетил малийскую столицу, но даже он не предлагает точного местоположения. Если верить арабским летописцам, столица могла находиться где угодно в западной части Сахеля.
Некоторые города, такие как Тимбукту и Гао в Мали и Ниани в современной Гвинее, определенно стали особенно известными в средневековый период. Тем не менее, историки и археологи не могут прийти к единому мнению о том, где находился центр власти империи Мали. Мог ли он меняться в зависимости от того, кто был Мансой в тот или иной период? Или у археологов просто еще не было возможности провести надлежащие полевые работы? Каким бы ни был ответ, столица империи остается неизвестной.
Малийская архитектура сохранилась до наших дней

Наиболее ярким наследием империи Мали является ее архитектура. Средневековые западноафриканские архитекторы строили в основном из глинобитных кирпичей из-за нехватки камня в регионе. Сохранившиеся до наших дней глинобитные строения, как правило, имеют деревянные балки в экстерьере. Это позволяет общинным каменщикам подниматься наверх, чтобы укрепить здания новым глинобитным кирпичом, что необходимо делать регулярно.
Самые известные образцы сахельской архитектуры из империи Мали — это исламские учреждения. Главным из них является Большая мечеть Дженне, расположенная на юге центральной части Мали. Нынешняя версия здания датируется 1907 годом, но, судя по записям, предыдущие версии строения существовали здесь уже несколько столетий. Три медресе Санкоре, Сиди Яхья и Джингуребер в Тимбукту также были построены в этом стиле. Исламские сахельские здания можно найти от Сенегала и Мали на севере до юга современной Ганы и Нигерии. Их материалы могут быть более хрупкими, чем камень или сталь, но, очевидно, они сохранили свое огромное культурное значение, чтобы выжить.
Сказители продолжают передавать историю империи Мали

До распространения ислама жители Сахеля не фиксировали свою историю в письменном виде. Вместо этого они передавали свои рассказы из поколения в поколение в устной форме. Эта устная традиция остается сильной и распространенной в странах Западной Африки и сегодня. В ее центре находится каста людей, известных как гриоты (jaliw на языках коренного народа манде). Все их занятие заключается в сохранении культурного наследия своего народа.
Jaliw не имеют одной единственной функции в западноафриканском обществе. С раннего детства они обучаются в самых разных областях: музыке, устной поэзии, исполнительству и истории общины. Распространенные инструменты, на которых играют jaliw включают арфоподобную кору и балафон, большой двоюродный брат ксилофона. A jali наследует свое положение от отца. Женщина jaliw остаются редкостью в патриархальных сахельских обществах, хотя некоторые из них, например британско-гамбийский музыкант Сона Джобартех, добились успеха.

Jaliw исторически были эндогамными; общественные табу не позволяли им заключать браки за пределами своего социального класса. Это в определенной степени сохраняется и в современном мире. В эпоху Средневековья у каждого правителя был личный jali, который принимал и запоминал королевскую генеалогию. Это была обязанность jaliw для того, чтобы давать советы своим лидерам. Современный jaliw известны в основном как музыканты и исполнители.
Для западных зрителей jaliwСамым значительным вкладом Джалива стал «Эпос о Сундиате». Эта огромная эпическая поэма повествует о легендарном основании империи Мали в тринадцатом веке. Это история добра и зла, дружбы, завоеваний, общественного долга и победы над невзгодами — все в одном. Наиболее известна версия «Сундиаты» Джибриля Тамсира Ниана, первоначально опубликованная в 1960 году, но существует и бесчисленное множество других версий.
Будучи устной традицией, история Сундиаты менялась с течением времени в зависимости от исполнителя и аудитории. Один jali может включать в себя мелкие детали или ссылки, относящиеся к его собственному опыту. Тем не менее, различные jaliw более семисот лет поддерживают основные принципы сказки Сундиаты.