7 художников эпохи рококо, которых вы должны знать » Блог о искусстве и кино

7 художников эпохи рококо, которых вы должны знать

Logo


Пышное и декоративное искусство рококо получило развитие в XVIII веке. И без того сложная и чрезмерная композиция барокко превратилась в чистую орнаментальность, почти до превращения изображений в узоры. Художники рококо прославляли радости жизни — от неземных идиллических сцен до квазипорнографии. Они также фокусировались на жизни и досуге европейских аристократов. Ниже представлены семь замечательных художников, представлявших разные стороны искусства рококо.

1. Французский художник эпохи рококо Франсуа Буше (1703-1770)

художник рококо буше одалиска живопись
Одалиска работы Франсуа Буше, 1743 г., через музеи Реймса

Французский придворный художник Франсуа Буше был лидером зарождавшегося французского движения рококо и одним из главных его представителей. Как и многие художники его поколения, он черпал вдохновение в работах Питера Пауля Рубенса и его учеников. Однако работы Буше были беззастенчиво эротичны, тела были безошибочно физическими, лишенными неземного флера античной скульптуры. В то время как избалованная аристократия восхищалась его готовностью исполнять их сладострастные желания, некоторые находили его грубый эротизм отталкивающим.

Буше был одним из любимых художников мадам де Помпадур, любовницы французского короля Людовика XV. Буше написал несколько ее самых изысканных портретов и даже давал ей уроки гравирования. Его провокационный стиль работ отражал общее состояние нравов за стенами Версаля. Избалованная неограниченным богатством и досугом, аристократия находила развлечения в физических удовольствиях и вульгарных играх. Франсуа Буше написал портреты обнаженных любовниц короля и греческих богинь, обнимающих друг друга, в окружении сказочных пейзажей. Насыщенный розовый цвет их раскрасневшейся кожи не оставлял никакой двусмысленности и тайны.

2. Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806)

фрагонар свинг живопись
Качели», Жан-Онор Фрагонар, ок. 1767-8, через коллекцию Уоллеса, Лондон

Жан-Оноре был учеником Франсуа Буше. Как и его учитель, он стал одним из самых известных художников эпохи рококо. Фрагонар также чувствовал себя в своей тарелке, рисуя провокационные эротические сцены, китчевые интерьеры и пышные украшения. Идея его легендарной картины Качели возникло благодаря заказчику картины, который хотел изобразить свою любовницу на качелях, а себя — заглядывающим ей под юбку. Первоначально он предложил эту идею другому художнику, но столь фривольный сюжет смутил его. Фрагонар, однако, с радостью написал эту картину, изменив лишь одну деталь, чтобы снизить накал возможного скандала. Комиссар хотел, чтобы качели толкал епископ, а Фрагонар настоял на том, чтобы изобразить мирянина.

Во время Французской революции Фрагонар потерял большинство своих покровителей под лезвием гильотины. Понимая, какая смертельная опасность грозит ему из-за связи с дворянством, он бежал в Прованс. Он умер в начале нового века и был забыт историками на десятилетия. Тем не менее, он оставил неизгладимый след в развитии французского искусства. Его сын Александр-Эварист Фрагонар стал выдающимся художником, а внучатая племянница Берта Морисо представляла новаторское и радикальное поколение импрессионистов.

3. Элизабет Луиза Виже Ле Брюн (1755-1842)

виже лебрен автопортрет
Мадам Виже Ле Брюн и ее дочь Жанна Люсиль Луиза (по прозвищу Жюли) работы Элизабет Луизы Виже Ле Брюн, 1786, через Лувр, Париж

Элизабет Виже Ле Брюн была художником-портретистом, тесно связанным с двором Людовика XVI. Ле Брюн была близким другом королевы и пережила ее почти на пятьдесят лет, до последних дней оставаясь преданной монархисткой. Хотя ее стиль обычно относят к рококо, большинство историков искусства находят в ее работах влияние неоклассицизма. Неоклассицизм развивался еще до Французской революции. Ле Брюн была равнодушна к китчевым и помпезным модам рококо и предпочитала драпировать своих моделей в шарфы и куски ткани.

Элизабет Виже Ле Брюн проявила свой художественный талант с ранних лет, а ее отец, пастелист Луи Виже, был очень впечатлен качеством ее детских работ. В позднем подростковом возрасте она добилась финансовой стабильности благодаря своей художественной практике. Хотя ее брак с другим портретистом Жаном-Батистом-Пьером Ле Брюном не был счастливым из-за неверности мужа и финансового контроля, она нашла большое счастье в материнстве. Одна из самых популярных картин Ле Брюн — ее автопортрет с дочерью Жюли. Хотя она обычно следовала формальным канонам живописи, которые предписывали выражать ограниченный спектр эмоций, на автопортретах она обычно широко улыбалась и показывала зубы.

4. Томас Гейнсборо (1727-1788)

рококо художник гейнсборо настроение живопись
Миссис Элизабет Муди с сыновьями Сэмюэлем и Томасом, автор Томас Гейнсборо, ок. 1779-85, через картинную галерею Далвич, Лондон

Томас Гейнсборо был одним из самых влиятельных художников Англии эпохи рококо. Он начал свою творческую карьеру как пейзажист, глубоко очарованный природой родного Саффолка. Однако после женитьбы в 1746 году он понял, что не сможет обеспечить свою новую семью доходами пейзажиста, и переключился на портретную живопись. В течение следующих сорока лет Гейнсборо заслужил репутацию одного из величайших английских мастеров.

Одной из самых примечательных особенностей портретов Гейнсборо было то, что он уделял особое внимание личности портретируемого, а не его регалиям. Его главный соперник, художник Джошуа Рейнольдс, всегда заботился о том, чтобы на портретах были выставлены все медали и награды, если это были мужчины, и самые красивые платья и украшения, если это были женщины. Гейнсборо хотел изобразить истинный характер, отраженный в глазах, позах и окружении своих моделей. Такой подход был слишком новаторским для времени художника и стал популярным в XIX веке. Хотя это художественное решение, возможно, стоило Гейнсборо больше, чем несколько заказов, оно, безусловно, сделало его одним из самых значительных художников эпохи рококо.

5. Уильям Хогарт (1697-1764)

рококо художник хогарт дэшвуд живопись
Портрет сэра Фрэнсиса Дэшвуда, 11-го барона ле Деспенсера работы Уильяма Хогарта, ок. 1764 г., via Wikimedia

Если Гейнсборо олицетворял нежную и неземную сторону английского рококо, то Уильям Хогарт обозначил его темную сторону. Ярый националист и злостный пьяница, он был действительно талантливым художником, прославившимся серией работ, осуждающих нравы своей эпохи. При этом сам Хогарт был далеко не респектабельным и верным семьянином.

Хогарт был членом печально известного Клуба адского огня, тайного питейного заведения английской элиты, печально известного своим развратом. Среди членов клуба были высокопоставленные политики и правительственные чиновники. Даже Бенджамин Франклин посетил несколько собраний в годы своего пребывания в Лондоне. Примечательна антиклерикальная позиция клуба, высмеивающая религиозные авторитеты. Во время регулярно устраиваемых оргий они переодевались в священников и приглашали проституток, одетых в монашеские одежды. Они совершали языческие ритуалы, принося жертвы Венере-Вакху, хотя в основном это были грубые шутки, а не их реальные убеждения. Хогарт был близким другом основателя Клуба адского огня Фрэнсиса Дэшвуда. Дэшвуд владел множеством портретов, но его любимым был портрет Хогарта, на котором он изображен в костюме святого Франциска Ассизского. Он изображен читающим порнографический роман вместо Библии. Сама Библия нарисована рядом с фигурой обнаженной женщины, которая расположилась там вместо распятия.

6. Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770)

планетарная живопись типоло
Аллегория планет и континентов», Джованни Баттиста Тьеполо, 1752 г., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Тьеполо был бесспорным лидером венецианской школы живописи своего поколения и самым значительным художником по потолкам эпохи рококо. В отличие от барочных потолков, которые были драматичны и полны контрастов, потолки эпохи рококо отличались пастельными тонами. Природа изображалась как нежный рай из розового неба и пушистых облаков.

Во времена Тьеполо Венеция переживала период экономического и социального упадка. Потеряв статус торговой столицы, она, тем не менее, славилась своим искусством и развлечениями. Венеция вновь стала туристическим центром, предназначенным для богатых европейцев, желающих познакомиться с изысканным искусством, красотой и удовольствиями. Художники, такие как Тьеполо, создавали этот образ Венеции в своих работах. Они показывали город как волшебное и возвышенное место, полное чистого эстетизма в каждом уголке.

7. Знаменитая художница эпохи рококо Розальба Карриера (1673-1757)

женщина карриера пастель
Портрет женщины с маской работы Розальбы Карриеры, 1720-30, через Википедию

Розальба Карриера была одной из самых влиятельных художниц венецианского рококо и, безусловно, одной из самых успешных женщин-художниц всех времен. В основном она работала пастелью и миниатюрами, предлагая своим клиентам изготовленные на заказ коробочки из слоновой кости для нюхательного табака. История ее обучения неясна, хотя известно, что ее дед тоже был художником. Мать Розальбы выступала в роли ее агента, приглашая гостей и заключая сделки. Она стала настолько феноменально известной, что ее клиенты по всей Европе называли ее просто Розальбой, используя только ее имя.

В своих работах Каррера часто использовала венецианские маски, в частности, очень специфический тип под названием moretta. Мореттас были сделаны из кружева или бархата и не имели застежек. Единственным способом удержать маску на лице было зажать между зубами пуговицу с ее внутренней стороны. Мореттас защищали кожу женщин от солнца, но они защищали и их репутацию. В 1700-х годах ходить по городу в одиночестве считалось неприличным для любой респектабельной женщины. Поэтому женщины надевали маски на публике, чтобы защитить свой имидж во время выполнения повседневных дел.

Вернуться наверх