На протяжении всей истории человечества люди развивались в условиях групповой жизни. В древнем мире одним из способов облегчения этого процесса стало масштабное развитие городов. Города начали возникать примерно к 10 000 году до н. э. и с тех пор не прекращались. Многие из крупнейших городов древнего мира возникли в плодородном полумесяце на территории современного Ближнего Востока, но также и за его пределами. Вот семь самых крупных и важных городов древнего мира.
1. Иерихон
Иерихон, возможно, является самым древним постоянно населенным городом в мире, останки которого свидетельствуют о присутствии человека в этом районе примерно в 9000 году до нашей эры. Сегодня он расположен на Западном берегу реки Иордан в Палестине, и его население составляет всего 14 000 человек.
С 9000 г. до н. э. по 2000 г. до н. э. развитие города шло своим чередом, а пик численности населения в древности составил около 2000-3000 человек. Хотя это и кажется незначительным, по сравнению с развитием человечества в окрестностях Иерихона, город был весьма развит. Здесь сохранились не только археологические свидетельства раннего земледелия, но и одни из самых ранних постоянных поселений, возникших в период смены кочевого и оседлого образа жизни.
Самые известные жители Иерихона — ханаанеи из Ветхого Завета Библии. Ханаанеи были переселенцами, которые создали свою культуру и цивилизацию в отстроенных стенах Иерихона.
Находки домов и мебели ханаанеев дают археологам возможность взглянуть на культуру, в которую проникли израильтяне и переняли ее после осады и разрушения города. После нападения на Иерихон в книге Иисуса Навина Библия вновь упоминает о постоянном разрушении и восстановлении города в 1 Царств, где говорится о том, что в 9 веке до н. э. в городе обосновался Иель Вефильский.
Позднее город Иерихон стал зимней резиденцией библейского царя Ирода, и в этом качестве он постоянно использовался многими другими жителями региона на протяжении тысячелетий. Хотя по современным меркам он не является городским центром, он был одним из крупнейших ранних городов, возникших в этом регионе, и стал примером городского развития для археологов.
2. Урук
Расположенный на русле реки Евфрат на территории современного Ирака, Урук был ключевым центром развития шумерской цивилизации древней Месопотамии. К 3100 году до н. э. в городе, возможно, проживало около 40 000 человек, а в его окрестностях — около 80 000, что делало его крупнейшим городским районом в мире того времени.
В древних мифах город Урук известен как столица легендарного царя Гильгамеша, который якобы построил каменную стену диаметром шесть миль, окружавшую город. Говорят, что город также является библейским городом Эрех, который был вторым городом, основанным царем Нимродом, правнуком Ноя, согласно Книге Бытия.
Успехи сельского хозяйства, обусловленные расположением города на реке Евфрат, позволили ему расти как в численности населения, так и в культуре. Контроль над развитием сельского хозяйства был во многом обусловлен одомашниванием зерна в городе. В районе Эанны археологи обнаружили, возможно, самые древние в мире образцы письменности в виде клинописи.
Урук оставался важным городским центром древнего мира вплоть до 2000-х годов до нашей эры. Сначала он был захвачен Аккадской империей, после чего перешел под власть нескольких сменявших друг друга империй.
Он пережил как резкий упадок, так и массовый рост населения. Город Урук вернулся к своему прежнему населению, составлявшему около 40 000 человек, в 200-х годах до н. э. во времена греческой империи Селевкидов. Однако после падения греков, а затем парфян, Урук пришел в упадок и был полностью заброшен к 700 году н.э.
3. Mari
Мари был древним семитским городом-государством, расположенным на территории современной Сирии, который процветал как торговый центр между 2900 и 1759 годами до нашей эры. Город был построен для удобства торговли в центре нескольких торговых путей Евфрата. В период своего расцвета население города составляло около 50 000 человек.
Являясь средоточием древних семитских языков, город неоднократно строился и перестраивался, став столицей гегемонистской восточносемитской цивилизации примерно в 2500 году до нашей эры. Мари был семитским городом с явной близостью к шумерской культуре, пока не был осажден и разрушен Аккадской империей.
Затем Аккадская империя вновь отстроила город, на этот раз под руководством военного губернатора. После этого город несколько раз обретал и терял свою независимость, а затем был окончательно заброшен в эллинистический период.
Хотя Мари был относительно недолговечной региональной столицей в Месопотамии, его влияние на наше современное представление о регионе было неотъемлемым в области геополитики. В 1933 году, когда Мари был открыт французскими археологами, было найдено около 25 000 табличек, в которых очень подробно описывалось, как выглядела администрация и дипломатические отношения между государствами в XX веке до нашей эры, а также давалось новое представление о широте торговых сетей, которые были развиты в то время.
Хотя город служил прекрасным примером древнего городского торгового центра, его могущество не вышло за пределы 1700-х годов до н. э. и, в свою очередь, перешло под контроль различных империй, прежде чем он был окончательно заброшен где-то в эллинистический период.
4. Ур
Ур — город на территории современного Ирака, который служил воротами в Месопотамию на протяжении как минимум 1500 лет. Богатый город, построенный на торговле и импорте предметов роскоши. Возможно, в период с 2030 по 1980 год до н. э. Ур был крупнейшим городом в мире с населением около 65 000 человек.
Ур также был крупным портом на Персидском заливе, береговая линия которого в древности простиралась гораздо дальше вглубь страны. Ур был центром торговли и роскоши, что подтверждается наличием царских гробниц на территории города. Эти гробницы были украшены импортными товарами, в том числе драгоценными металлами и камнями, такими как золото и лазурит. Сами гробницы также являются примером экономического значения Ура для Месопотамии.
Согласно десяткам тысяч клинописных табличек, найденных в останках города, общество Ура было социально стратифицировано: наверху находились жрецы, а внизу — порабощенные люди (захваченные в плен чужеземцы). Эти таблички также позволили определить взаимоотношения между цивилизациями того времени, поскольку Ур доминировал в торговле.
Многие также считают, что Ур — это упоминаемый в Библии Ур Касдим, место рождения отца Израиля, Авраама. Он трижды упоминается в Книге Бытия и один раз в Книге Неемии, но ученые не уверены, относится ли этот текст к городу Ур или к другому месту в регионе.
Независимо от того, был ли город Ур местом рождения Авраама, археологические раскопки 1850-х годов показали, что древний зиккурат Ура был важным местом для города и служил некрополем в течение сотен лет. Его святость могла быть связана с его связью с Вавилонской империей.
Как бы то ни было, археология показывает, что Ур был одним из важнейших городов древней Месопотамии, поскольку служил ее главным портом. Однако с течением времени из-за отступающей береговой линии Персидского залива значение города уменьшалось, и к 500 году до н. э. он был заброшен.
5. Мемфис
Мемфис был столицей Древнего Египта на протяжении восьми династий подряд и с момента своего основания в эпоху Старого царства. Начиная с Первой династии Мемфис служил царской столицей, а его население составляло около 45 000 человек, что делает его одним из крупнейших городских поселений в 2000-х годах до нашей эры.
Мемфис стал известен во времена Четвертой династии, когда он был назван первой столицей объединенного Египта и стал родиной первых фараонов, носивших двойную корону Верхнего и Нижнего Египта. Он был центром поклонения египетскому богу Птаху, что закрепило его значение и престиж среди других городов Египта на сотни лет вперед.
После правления XVIII династии политическая столица Египта была перенесена в Фивы, но Мемфис по-прежнему был известен как мегаполис благодаря нескольким сетям некрополей, которые в значительной степени способствовали разрастанию города.
Мемфис также оставался культурной и художественной столицей Египта, а в период Нового царства служил местом обучения царских принцев. Считается, что в Мемфисе также было построено несколько важных храмов, некоторые из которых еще предстоит обнаружить.
Перед концом второго года своего правления Тутанхамон перенес царский двор обратно в Мемфис, вновь возродив город в качестве столицы Египта. Последовательно, на протяжении всего Позднего периода Древнего Египта, город имел разную степень важности. В последний раз он стал политической столицей Египта в 525 году до н. э., перед тем как его захватили греки.
В 332 году до н. э. Александр Македонский был коронован как царь Египта в Мемфисе в храме Птаха. Город больше не видел местного правителя до египетской революции 1952 года. После переноса столицы в Александрию и наступления эпохи Птолемеев Мемфис был заброшен, а руины города находятся на территории деревни Мит-Рахина.
6. Вавилон
Возникновение Старовавилонской империи в XVIII веке до н. э. привело к росту Вавилона, расположенного в южной Месопотамии на реке Евфрат. При Аккадской империи Вавилон был небольшим религиозным городом, но при Вавилонской империи он стал столицей Месопотамии.
Хаммурапи, первый из вавилонских царей, превратил Вавилон в значительный городской центр. С 1770 по 1670 год до н. э. Вавилон был самым большим городом в мире и, возможно, первым, население которого превышало 200 000 человек.
После смерти Хаммурапи и дестабилизации Старовавилонской империи Вавилон снова стал небольшим городом-государством и переходил от империи к империи до 609 года до н. э., когда к власти пришла Невавилонская империя и восстановила Вавилон в качестве столицы империи.
Самый известный неовавилонский царь, Навуходоносор II, был ответственен за одно из семи чудес древнего мира — Висячие сады Вавилона. Навуходоносор также ответственен за вавилонское изгнание еврейского народа в столицу, о котором говорится в еврейской Библии, наряду с предполагаемым разрушением царем храма Соломона.
Затем Персидская империя завоевала город и сохранила его значение как политической и культурной столицы до вторжения Александра Македонского в 331 году до н.э. Вавилон оставался важным городом вплоть до мусульманского завоевания в 700-х годах н.э. К X веку н. э. Ибн Хаукаль называл Вавилон «маленькой деревней Бабила».
Возможно, упадок великого города пришелся на время падения Персидской империи, но возродившийся интерес к нему в наши дни позволил его наследию продолжать жить.
В 2019 году ЮНЕСКО включила Вавилон в список Всемирного наследия.
7. Карфаген
Основанный финикийцами в IX веке до н. э., Карфаген стал городом-государством, а затем империей, охватывавшей западную и центральную части Средиземноморья. Расположенный на территории современного Туниса, Карфаген был одним из крупнейших мегаполисов мира в период своего расцвета в III-IV веках до н. э., а его население, состоявшее только из свободных мужчин, составляло около 200 000 человек.
К 300 году до н. э. Карфаген был самым большим городом в мире с населением около 500 000 человек. Карфагенская империя была известна своим мастерством в морской торговле, а также в сельском хозяйстве. Культура была в значительной степени основана на этих двух отраслях, а население было известно своим семитским языком, называемым пуническим.
Пуническая культура отличалась от других финикийских культур благодаря своему военному опыту и республиканскому правлению. Карфаген был городским центром современности для того времени, но о нем мало что известно, кроме рассказов римских и греческих ученых, чьи рассказы относятся к периоду после Пунических войн.
Карфагенская империя была доминирующей, но малоизвестной за пределами своих войн с Римской империей. После Третьей Пунической войны Рим установил контроль над Карфагеном и сохранил его как одну из самых богатых колоний империи. Хотя официально колония находилась под римским контролем, несколько ее правителей были пунийцами или берберами по происхождению, а пунийский язык все еще был широко распространен.
Помимо сохранения языка, Карфаген привнес в римское общество и некоторые пунические влияния, такие как сельскохозяйственные и мозаичные техники. Хотя на протяжении нескольких сотен лет Карфаген изображался римскими учеными как рапира Рима, для современных ученых очевидно, что Карфаген был столицей сложного и многогранного общества, которое оказало влияние на историю Запада и после Пунических войн.