7 важных картин эпохи барокко, которые вы должны знать » Блог о искусстве и кино

7 важных картин эпохи барокко, которые вы должны знать

Logo


Барокко остается одним из самых популярных и узнаваемых стилей всех времен. Это художественное направление возникло в 1600-х годах после того, как стиль Ренессанса и маньеризм вышли из моды. Вдохновленное античностью искусство Ренессанса опиралось на баланс, гармонию и строгую симметричную композицию, в то время как барокко олицетворяло хаос и стремительное движение. В своих картинах барокко художники экспериментировали с необычными ракурсами и сложными композициями, стремясь привлечь внимание зрителей.

1. Расцвет живописи барокко: Смерть Богородицы, Караваджо

караваджо девственница барочная живопись
Смерть Богородицы» Караваджо, 1601-1606, через Лувр, Париж

Мрачная и эмоциональная работа Караваджо вызвала бурные и напряженные споры во время ее создания. Адвокат Лаэрцио Керубини заказал картину для кармелитской церкви в Риме, но в последнюю минуту передумал. Хотя сейчас картина считается бесспорным сокровищем, заказчик отказался платить за нее, сочтя изображение Девы Марии скандальным и непристойным. Многие считали, что Караваджо заплатил работнице секс-индустрии, чтобы та присела для картины, другие жаловались, что лодыжки Девы Марии похожи на лодыжки утонувшего трупа.

Неприятие натурализма Караваджо имело и теологическое обоснование. Католическая церковь считает, что Успение Девы Марии произошло без ее смерти, а значит, она вознеслась на небеса живой. Караваджо пошел против этой веры, изобразив Марию мертвой, в окружении скорбящих апостолов. Более того, Караваджо намеренно лишил сцену всех признаков сакральности. Единственным элементом, указывающим на статус Марии, был тонкий нимб вокруг ее головы. Натурализм, скорбь и печаль соответствовали идее барокко — вызывать сострадание и эмоциональный отклик у зрителя. Однако церковные чиновники сочли это чрезмерным.

2. Девушка с жемчужной сережкой» Иоганна Вермеера

картина вермеера жемчужная сережка
Девушка с жемчужной сережкой», Йоханнес Вермеер, 1665 г., через Маурицхёйс, Гаага

Один из главных шедевров голландского барокко, картина Вермеера Девушка с жемчужной сережкой почти два столетия оставалась без внимания. Из-за плохих условий хранения она была почти уничтожена. Вермеер умер в нищете в 1675 году и был заново открыт коллекционерами и знатоками искусства только в 1880-х годах. Несмотря на то, что картина восхищает и завораживает, Девушка с жемчужной сережкой вызвала много подозрений, так как композиционно отличалась от всего творчества Вермеера. Несколько фальсификаторов изготовили поддельные картины Вермеера на основе этого изображения, которые вскоре были идентифицированы экспертами. Одним из самых известных примеров стала картина Улыбающаяся девушка, написанная другом легендарного фальсификатора Хана ван Меегерена.

Обычно Вермеер писал бытовые сцены, в то время как Девушка с жемчужной сережкой представляет собой обрезанный портрет крупным планом в полупрофиль, где модель смотрит прямо на зрителя. Некоторые специалисты по Вермееру считают, что моделью была дочь Вермеера, Мария, а другие идут еще дальше, предполагая, что именно она стояла за холстом. Хотя сведения о семье Вермеера ограничены, мы точно знаем, что он учил Марию рисовать. По одной из версий, самые экспериментальные картины Йоханнеса Вермеера были написаны его дочерью.

3. Лас Менинас Диего Веласкес

картина веласкеса лас менинас
Лас Менинас, Диего Веласкес, 1656, через Национальный музей Прадо, Мадрид

Испанский художник эпохи барокко Диего Веласкес стал ведущим живописцем испанского королевского двора. Его всемирно известная картина Лас Менинас была создана по заказу королевской семьи и быстро прославилась на всю Европу благодаря своей сложной и замысловатой композиции.

Испанская ветвь рода Габсбургов была настолько испорчена веками близкородственного скрещивания, что вырастить здорового ребенка, способного прожить достаточно долго, чтобы унаследовать богатство и власть своих родителей, казалось практически невозможным.

Белокурая девушка, нарисованная Веласкесом, была инфантой Маргаритой Терезой, пятым и единственным выжившим ребенком испанской королевы Марианы Австрийской и ее дяди, короля Филиппа IV. Несмотря на деформированные черты лица Габсбургов, Маргарита Тереза обладала довольно крепким здоровьем и олицетворяла собой все надежды и мечты своей семьи.

Родители инфанты также присутствуют на картине, но их не сразу видно. Король и королева, стоящие бок о бок, отражаются в зеркале на заднем плане. Таким образом, зрители оказываются на месте королевских особ, что было частью попытки Габсбургов демократизировать свой образ. Веласкес также изобразил себя, пишущим их портрет.

4. Юдифь, обезглавливающая Олоферна» работы Артемизии Джентилески

джентилески юдифь картина
Артемизия Джентилески «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», ок. 1620 г., через Уффици, Флоренция

Артемизия Джентилески была редким примером признанной женщины-художника своего времени. Хотя богатые и привилегированные женщины играли важную роль в заказе произведений искусства с эпохи Возрождения, лишь немногие из них имели возможность писать картины. В центре творчества Джентилески — женщины и их переживания, часто связанные с насилием, яростью и местью. Джентилески пережила изнасилование, ей пришлось пройти через долгий и бесчеловечный судебный процесс и даже пытки, чтобы осудить своего обидчика. Насильник, также художник по имени Агостино Тасси, был признан виновным, но вскоре освобожден из-под стражи без каких-либо объяснений.

Юдифь была популярной патриотической героиней во времена Джентилески, олицетворяя героизм и готовность пожертвовать собой ради безопасности других. Согласно ветхозаветной истории, она была еврейской вдовой, которая соблазнила ассирийского полководца Олоферна и убила его, чтобы спасти Иерусалим от нашествия. Однако с годами представление об этом персонаже менялось. В конце XIX века образ Юдифи получил неожиданный поворот: вместо символа женского патриотизма она стала очередной роковой женщиной, олицетворение коварной женской натуры и кровожадности. Такой драматический переход, возможно, имел корни в поверхностном сходстве Юдифи и Саломеи, другого ветхозаветного персонажа, приказавшего обезглавить Иоанна Крестителя.

5. Кающаяся Магдалина Жорж де Ла Тур

латур магдалина барочная живопись
Кающаяся Магдалина работы Жоржа де ла Тура, ок. 1640 г., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Французский мастер барокко Жорж де Ла Тур был последователем Карраваджо и использовал его фирменный контраст света и тени. В отличие от Караваджо, он предпочитал простые формы и часто повторял один и тот же сюжет несколько раз, пока его работы не достигали совершенного, почти минималистского состояния.

Мария Магдалина была ученицей Христа, которая отказалась от греховного образа жизни и посвятила свою жизнь вере. Вопреки распространенному мнению, Библия никогда не описывала ее как проститутку. Такая трактовка появилась только в VI веке, скорее всего, в результате ошибки папы Григория I. В своем покаянии Магдалина Ла Тура не демонстрирует чрезмерных и драматических эмоций. Ее покаяние — это личный, внутренний акт человека, глубоко сожалеющего о своих поступках. В своей вере она не нуждается в громком осуждении своих прошлых грехов. Предметы, окружающие ее, могут быть истолкованы как отсылки к vanitas , которые были популярны в то время. Череп на коленях Марии символизирует смертность, а зеркало, отражающее свет свечи, напоминает нам о земной суете, которую она оставляет позади.

6. Аннибале Карраччи «Оплакивание мертвого Христа

карраччи христос барокко живопись
Оплакивание мертвого Христа», Аннибале Карраччи, ок. 1604 г., через Национальную галерею, Лондон

Искусство барокко было не внезапным и революционным художественным изобретением, а инструментом пропаганды, одобренным и разработанным католической церковью. В то время как протестантское движение Реформации безжалостно боролось с религиозным искусством, католические чиновники решили стать ближе к своим последователям. Искусство должно было быть доступным и привлекать внимание, вызывая эмоциональный отклик. Согласно католическому учению того времени, истинная вера не имела ничего общего с разумом и логикой и основывалась исключительно на эмоциях и чувствах. Искусство барокко обеспечивало эту эмоциональную подпитку.

Аннибале Карраччи — один из пионеров итальянского барокко, наиболее полно раскрывший его эмоциональный диапазон. Его живопись Оплакивание мертвого Христа не является стоическим и спокойным Pieta, но громкая, болезненная и душераздирающая сцена потери и скорби. Дева Мария упала без сознания, держа на руках тело своего сына, а Мария Магдалина, Мария Клеофа и Мария Саломея причитают и плачут вокруг них. Согласно Евангелиям, Мария Клеофа и Мария Саломея были женщинами-ученицами Иисуса, присутствовавшими при его распятии. Позже они обнаружили его пустую гробницу.

7. Светская живопись барокко: Rembrandt’s Урок анатомии

анатомическая живопись рембрандта
Урок анатомии доктора Николаса Тульпа», Рембрандт ван Рейн, 1632, через Маурицхёйс, Гаага

В то время как итальянские и испанские художники эпохи барокко сосредоточились на религиозных и мифологических сюжетах, немецкое и голландское искусство сосредоточилось на светском искусстве, портретах и сценах из повседневной жизни. Причина этого кроется в основном в протестантизме, который был доминирующей религией в этих регионах. Поскольку церковь запрещала почитание нарисованных изображений, художникам пришлось искать новые темы, новую иконографию и новых покровителей.

Рембрандт ван Рейн был одним из самых знаменитых художников голландского барокко, получившим признание за уникальную трактовку света и тени. Его заказчики часто представляли гильдии или организации с многочисленными членами, которые просили изобразить их на групповой картине. Замечательное чувство композиции Рембрандта позволило ему расположить несколько фигур без ущерба для видимости кого-либо. Жуткая картина Урок анатомии доктора Николаса Тульпа была написана по заказу Амстердамской гильдии хирургов. В архивах сохранились имена всех людей, изображенных на картине, даже мертвеца, которого препарирует доктор Тульп. Мужчина по имени Арис Киндт был преступником, приговоренным к смерти за вооруженное ограбление. Практика передачи тел умерших преступников студентам-медикам была популярна, и происходило это в основном осенью и зимой, чтобы избежать быстрого разложения.

Вернуться наверх