Абеляр и Элоиза: Выдающаяся история любви Средневековья » Блог о искусстве и кино

Абеляр и Элоиза: Выдающаяся история любви Средневековья

Logo


На протяжении всего Средневековья благочестие было неотъемлемым элементом структуры общества. Следование христианской доктрине было способом защитить свой статус в этой и следующей жизни. Для тех, у кого не было перспектив унаследовать землю от своей семьи, монашеская жизнь, в частности, обеспечивала социальную мобильность, ранее недостижимую в феодальной системе.

На фоне этой огромной религиозности и сдержанности — расцвела любовь Абеляра и Гелуазы. Даже после разлуки они продолжали переписываться. Эта история любви дошла до наших дней благодаря обширным письменным источникам, и она остается интригующей, как только может быть интригующей история о несчастной любви. Богослов и аббатиса показывают нам, что, несмотря ни на что, любовь находит выход.

Любовь сквозь века: Абеляр и Элоиза выстояли

элоиза абеляр гименей кауфман живопись
Абеляр преподносит Гименей Гелоизе, работа Анжелики Кауффман, около 1780 г., через Коллекции Бергли-Хаус

Любовь эволюционирует вместе с обществом. Оглядываясь на историю, легко анализировать любовь через призму современности. В XXI веке обязательства и партнерство могут стать краеугольным камнем успешного брака. Для современных пар совершенно нормально добиваться счастья на собственных условиях. Такие решения, как владение домом, карьера и рождение детей, рассматриваются как неотъемлемое право человека.

В эпоху расцвета Средневековья большая часть населения была неграмотной, поэтому в архивы попадает все меньше дневников и личных писем. Как современные читатели, наши собственные точки зрения могут затмить жизненный опыт средневековых масс. На примере Генриха VIII мы видим, насколько иным был ландшафт партнерства и брака. Однако любовь Абеляра и Элоизы может заставить упасть в обморок даже современного читателя.

Пейзаж запретной любви

дама читает письма абеляр элоиза картина
Дама, читающая письма Элоизы и Абеляра, работа Августа Бернара д’Агеши, ок. 1780 г., через Художественный институт Чикаго

Запретная любовь завораживает читателей. Когда препятствия еще больше отдаляют влюбленных друг от друга, их связь и желание друг друга становятся только сильнее. Истории о звездной любви — одни из самых известных. Преодолевая препятствия, читатели чувствуют уверенность в том, что и их любовь способна продержаться до конца счастливой жизни. Герои многих классических текстов переносят огромные физические страдания, чтобы быть с любимым человеком. Для Ромео глоток яда — небольшая жертва ради того, чтобы сопровождать Джульетту в вечной загробной жизни. Для Хитклифа голодовка затрагивает только физическое тело, его душа получает возможность воссоединиться с Кэтрин. Для обеих пар тело — это сосуд.

Хотя нам трудно считать такие союзы счастливыми, они продолжают интриговать. Истории Абеляра и Элоизы также имеют параллели. Хотя они тайно поженились и родили сына, оба в итоге приняли монашеский обет, а не стали жить вместе. Для Абеляра и Гелуазы отношения выходили за рамки физических. Они надеялись помочь душам друг друга расти через богословие и благочестие. Воздержанием и сдержанностью они продолжали разжигать пламя своей любви.

Блестящий ученый и знаменитый учитель

абеляр преподавание элоиза лейтон живопись
Абеляр и Элоиза, Эдмунд Блэр Лейтон, 1882, через Университет Экс-Марселя

Абеляр и Элоиза впервые встретились в 1115 году. Абеляру было уже за 30, он находился на пике своей карьеры преподавателя теологии и философии. Влюбленный в Элоизу, он спросил ее дядю, может ли он стать ее наставником. Элоиза была великолепна сама по себе, свободно владела латынью, греческим и ивритом, что было большой редкостью для того времени. Дядя Гелуазы, Фульберт, скорее всего, был польщен просьбой Абеляра взять его племянницу в ученицы. В обмен на услуги Абеляра ему предоставили жилье в том же доме. Однако, судя по всему, Абеляр редко готовил новые уроки и в основном занимался поэзией.

По мере того как двое проводили все больше времени вместе, масштабы их романа также становились все глубже. Они были распутны, постепенно становясь все более смелыми в выражении своих чувств. Ее дядя больше не мог игнорировать любовь, которая расцвела между ними.

Элоизу привезут в дом сестры Абеляра, чтобы она родила им сына. Его назовут Астролябией — многофункциональным астрономическим инструментом, с помощью которого измеряли положение солнца, планет и звезд. Это имя наполнено метафорическим резонансом, что говорит о том, что пара долго размышляла над именем своего сына. Большую часть жизни Астролябии его основной воспитательницей будет сестра Абеляра. Его родители вернулись к своей церковной карьере.

Падение

ориген монахиня кастрация иллюминированный манускрипт
Иллюминированный манускрипт Оригена, кастрирующего себя перед монахиней, из Романа де ла Роза через Университет Айовы

Поскольку Абеляр был чрезвычайно известной фигурой в Средние века, рождение внебрачного ребенка имело серьезные последствия. Дядя Элоизы был в ярости и рассматривал кастрацию как единственный подходящий вариант. Абеляр также умолял жениться на Элоизе, но она была категорически против этого союза. Кумирами Абеляра и Гелуазы были философы, которые часто вели безбрачный образ жизни. Брак, во многих отношениях, только еще больше помешал бы их карьере ученых. В итоге они поженились тайно. О мотивах этого союза можно только догадываться, но, возможно, они поженились ради сына.

Абеляра в конце концов кастрируют, а Гелуазу ссылают в женский монастырь. Кастрация в качестве наказания была довольно распространенным явлением. Другой раннехристианский ученый, Ориген, знаменит тем, что кастрировал себя, чтобы приобщиться к аскетической жизни. Более того, для некоторых сект монахов было типично изолировать себя по собственному желанию и подвергаться иммиграции. По сути, чем сильнее человек чувствовал себя обделенным, тем ближе он был к тому, чтобы отказаться от физического тела и отшлифовать душу для вознесения на небеса. В одном манускрипте мы даже находим монахиню, свидетельствующую о кастрации. Ее руки заставляют нас задуматься, молится ли она или находится в шоке.

Монашеская жизнь

элоиза абеляр рукопись римская роза
Рукопись Абеляра и Элоизы из Романа де ла Роза через Университет Айовы

Элоиза станет монахиней в Аржантейе, а Абеляр — монахом в Сен-Дени. Именно в годы их разлуки мы располагаем самыми подробными сведениями об их дальнейшей переписке. Они продолжали писать друг другу, хотя некоторые письма были утеряны в ходе истории.

Знаменитая иллюминация также изображает Абеляра и Элоизу вместе. Ее можно найти в Роман де ла Роза, в котором рассказывается аллегорическая история о влюбленном, пытающемся сорвать единственный лепесток с розы. Роза хранится в саду, обнесенном стеной, и главный герой должен преодолеть такие препятствия, как клевета, страх и вынужденное воздержание, чтобы воссоединиться со своей любовью. Стихотворение посвящено безрассудной наивности влюбленных, оказавшихся в плену собственных всепоглощающих желаний. Однако на фотографии выше Абеляр и Гелуза наслаждаются обществом друг друга, возможно, беседуют. Элоиза, одетая как монахиня-бенедиктинка, выглядит веселой. Возможно, автор пытается сопоставить подводные камни навязчивой любви с прочным партнерством Абеляра и Гелуизы.

элоиза абеляр письма кауфман стиппл
Элоиза читает письмо от Абеляра, работа Анжелики Кауффман, 1779 г., через Принстонский художественный музей

Из их писем мы можем понять, что Элоиза и Абеляр продолжали переписку на протяжении всей своей жизни. Элоиза поднималась по карьерной лестнице в монастыре и даже просила Абеляра поделиться с ней текстами для ее научных изысканий. Оба супруга продолжали делать успешную карьеру в своих областях, а также всю жизнь поддерживали друг друга и общались.

Памяти Абеляра и Элоизы

могила влюбленных абеляр элоиза феллоуз дорсет
Гробница Абеляра и Элоизы, автор У.Д. Феллоуз (Уильям Дорсет), ок. 1800 г., через Библиотеку Конгресса США

В конце концов Абеляра приютил Петр Преподобный, и последние годы своей жизни он провел в аббатстве Клюни. Его похоронят в Параклете, где настоятельницей была Элоиза. Она также напишет письмо Петру Преподобному, в котором убедится, что душа Абеляра полностью оправдана, и спросит о роли их сына в церкви. Элоиза скончалась около двадцати лет спустя. Сегодня их последнее пристанище — кладбище Пер-Лашез в Париже; Абеляр и Гелуза похоронены рядом.

Одна из последних работ Абеляра написана в форме автобиографии. Под названием, Historia Calamitatum, она имеет форму длинного письма, которое функционирует как автопортрет, опираясь на Августина Исповеди. В своих письмах он размышляет о том, как сильно он пренебрегал философией, будучи поглощенным обожанием Гелуизы. Кажется очевидным, что оба они оставались влюбленными друг в друга до самого конца.

абеляр элоиза аббат картина виньо
Абеляр и Элоиза, удивленные аббатом Фульбером, автор Жан Виньо, 1819 г., через Художественный музей Джослин

Для многих пар фраза «Пока смерть не разлучит нас» означает окончательное обязательство. Благодаря их обширным трудам и хорошо задокументированной жизни мы можем заглянуть в прошлое и представить себе их привязанность друг к другу. Мы видим, как любовь Абеляра и Элоизы продолжалась, несмотря на все препятствия. Это, безусловно, история любви на века.

Вернуться наверх