Амун, центральная фигура древнеегипетской мифологии, олицетворяет сложный гобелен космических и земных сил. Почитаемый как бог созидания, ветра и плодородия, Амун оказывал влияние не только на небеса, но и на саму ткань жизни. Благодаря своим связям с солнцем как Амун-Ра и плодородием как Амун-Мин, он сплетал воедино разнообразные нити бытия. Как «Царь богов», его присутствие пронизывало храмы, ритуалы и титулы фараонов, уравнивая земное правление с божественной властью. Исследование глубин характера Амуна раскрывает загадку существования и предлагает взглянуть на глубокое взаимодействие между невидимым и человеческим опытом в Древнем Египте.
Бог Амун: один из восьми Огдоадов
Прежде чем стать Амун-Ра, «царем богов», Амун был всего лишь местным божеством плодородия Фив в паре с Амаунетом (или Амунет) в Текстах пирамид (2400 — 2300 гг. до н. э.). Тексты пирамид — древнейший из известных погребальных текстов Древнего Египта, включавший в себя древнеегипетские истории о сотворении мира, функциях богов и судьбе людей после смерти. В этих древних текстах Старого царства (2649 — 2130 гг. до н. э.) верховным богом Фив был Монту, бог войны, а богом-создателем — Атум (ассоциируемый с Ра), а не Амун.
Хотя впоследствии Амун будет провозглашен «царем богов», в эпоху Старого царства он был не более могущественным и влиятельным, чем другие божества Огдоада. Огдоада была ярким примером древнеегипетской концепции маат (истина, справедливость, равновесие и гармония). Огдоад состоял из четырех парных божеств, которые представляли мужские и женские аспекты четырех творческих сил. Первозданные воды представляли Нун и Наунет, вечность — Хех и Хаухет, а тьму — Кук и Каукет. Однако если остальные члены Огдоада представляли собой четко определенные понятия, то Амун и Амаунет — нет. Амун символизировал «то, что скрыто» и мог ассоциироваться с любой частью реальности, в то время как другие диады были ограничены своими сферами.
Сокрытый и Фиванская триада
В период Среднего царства (2040-1782 гг. до н. э.) популярность Амуна возросла в геометрической прогрессии, и он стал членом фиванской триады наряду с Мут (заменившей Амаунет) и их сыном Хонсу, богом Луны. Но почему популярность Амуна возросла?
Поскольку Амун символизировал то, что скрыто, у него не было определенных связей с какими-либо известными природными явлениями. Сфера деятельности Амуна, будь то невидимая природа воздуха или невидимые космические силы, формирующие существование, позволяла ему воплощать многочисленные атрибуты и роли, желаемые поклонниками. Это подчеркивало его адаптируемую природу, укрепляя его почитание как универсального божества, способного удовлетворить различные потребности почитателей.
Когда Амаунет была вытеснена богиней-матерью Мут, Амун стал единственным правителем царства скрытого. Маат, с другой стороны, не была потеряна. Фиванская триада была божественной семейной единицей, которая отражала человеческие семейные отношения и подчеркивала многие аспекты творения, плодородия и космического порядка. В результате египетское значение маат было сохранено. Значение фиванской триады распространялось на религиозные праздники и церемонии, формировавшие фиванское общество (например, праздник Опет), что способствовало укреплению триады и будущему возвышению Амуна.
Вознесение к Амун-Ра
Эволюция Амуна в период Среднего царства не была завершена, и он еще больше возвысится в период Нового царства (1550 — 1070 гг. до н. э.). Амун пережил синкретизм с очень известным богом солнца и создателем всех других богов, Ра (или Атумом), чтобы повысить популярность Амуна, в то время локализованного божества, и политическую экспансию Фив. Теперь он действовал как Амун-Ра, представляя собой слияние солнечной и невидимой творческой силы, переплетая живительную энергию солнца (Ра) и творческие способности Амуна. Такая синхронизация не только имела теологический смысл, но и повышала авторитет Фив.
В результате фараоны использовали это составное божество для утверждения своей божественной легитимности и возвышения своего правления путем использования сил творения и солнца. Утвердившееся положение Амуна-Ра сохранялось на протяжении Третьего промежуточного периода (1070-664 гг. до н. э.) и Позднего периода (664-332 гг. до н. э.), но в конце концов сошло на нет после завоеваний Александра Македонского и Римской империи. Это объединенное божество олицетворяет способность Египта к теологической адаптации, отражая как культурную эволюцию, так и устойчивую связь между божеством и властью.
Амун-Мин: Бык его матери
В период Нового царства в Древнем Египте появился Амун-Мин (или Мин-Амун), представлявший собой сплав Амуна и бога плодородия Мина. Получившаяся амальгама сочетала в себе космические и царские атрибуты Амуна с сельскохозяйственными и детородными атрибутами Мина. Один из важнейших эпитетов Амуна — «Камутеф» или «Бык его матери». Считается, что в образе «Быка своей матери» Амун-Мин обладает потенцией сына, способного оплодотворить свою мать и стать собственным отцом. Однако, как предположил египтолог Гельмут Якобсон в работе Die Dogmatische Stellung Des Konigs In Der Theologie Der Alten Ägypter (1939):
«Мифология о том, как сын становится своим собственным отцом, является выражением древнеегипетских представлений о перерождении и цикличности Вселенной, объединяющей прошлое, настоящее и будущее в рамках одного существа».
Амун-Мин, как божество плодородия, был связан с изобилием земли и часто изображался с эрегированным фаллосом, символизирующим плодородие и энергичность. Как божество, воплощающее в себе силы созидания и плодородия, Амун-Мин также олицетворял взаимосвязь космических циклов и природы. Чтобы обеспечить обильные урожаи и продолжение жизни, древние египтяне проводили множество ритуалов и праздников, посвященных Амун-Мину. Хотя Амун-Мин появился в эпоху Нового царства, уже в 3000-2000 гг. до н. э. проводились праздники, посвященные ему, такие как «Пришествие Мина». Как мост между небом и землей, Амун-Мин занимал важное место в египетском пантеоне, олицетворяя собой фундаментальные принципы созидания, изобилия и возрождения.
Владыка Восточной пустыни
Другим значимым эпитетом, приписываемым Амуну, особенно в период Нового царства, был «Владыка Восточной пустыни». Этот эпитет подчеркивал связь Амуна с определенным географическим регионом. Амун властвовал над различными областями, и его связь с Восточной пустыней усиливала это влияние.
Восточная пустыня, простиравшаяся к востоку от реки Нил, была огромным и таинственным пространством, отличавшимся засушливыми ландшафтами и богатством минералов. Владычество Амуна как «владыки Восточной пустыни» выходило за рамки его традиционных сфер, таких как солнце или творение. Этот титул подчеркивал его контроль над природными ресурсами, включая драгоценные минералы и материалы, добываемые в пустыне, что еще больше закрепляло его роль благодетеля древнеегипетского народа. Кроме того, как покровитель Восточной пустыни, Амун обеспечивал защиту потенциальным путешественникам и торговцам, которые преодолевали ее труднопроходимую местность.
Эпитет Амуна как «Владыки Восточной пустыни» подчеркивал взаимосвязь божественного и физического мира, а также демонстрировал его роль кормильца и защитника.
Память и почитание Амуна
Хотя поклонение Амуну сократилось из-за иноземных захватчиков и прихода христианства, присутствие Амуна сохраняется в памятниках и именах исторических личностей. Подчеркивая свою преданность Амуну и укрепляя свою легитимность и власть, многие фараоны в Древнем Египте связывали свои имена с богом Амуном. Эта практика, известная как теофорное имянаречение, включала элементы имени или титулов Амуна в их собственные царские имена. Среди них были такие личности, как Тутмос I, Аменхотеп III («Амун удовлетворен»), Рамзес II («Ра — тот, кто его родил») и Тутанхамон.
Хотя эти люди уже давно ушли из жизни, археологические памятники, посвященные поклонению Амуну, разбросаны по всему Древнему Египту. Среди них можно выделить Карнакский и Луксорский храмы в Фивах, Великий храм Мина в Панополисе, храм Амуна в оазисе Сива, храм Амуна-Ра в Гелиополе и храм Амуна в Солебе. В этих храмах почитали не только Амуна, но и отдельные его аспекты, что свидетельствует о широте его влияния в Древнем Египте.
Поклонение Амуну достигло Нубии и царства Куш, а также греческой колонии Киринеи в Ливии. В конце концов Амун даже вошел в греческий пантеон под именем Аммона (или Зевса-Аммона). Хотя Амун пережил сложный период возвышения и даже подвергся уничтожению со стороны фараона Ахенатена (Аменхотепа IV) во время Атенистской ереси, выживание Амуна служит свидетельством преданности древних египтян своим богам.