Четвертая стена — это мистическая, сверхъестественная стена, которой не существует. Это воображаемая поверхность, которая отделяет мир фильма от реального мира, в котором мы живем. В то же время она прозрачная чтобы зрители могли следить за сюжетом без помех и непрозрачный для актеров, которые не подозревают о существовании зрителей. Первое официальное определение четвертой стены было дано в не столь далеком 1987 году известным театральным критиком Винсентом Кэнби, который назвал ее невидимым занавесом, который навсегда отделяет зрителей от сцены.
Разрушение четвертой стены как техника

В театре четвертая стена существует в пространстве, где заканчивается сцена и начинается зрительный зал. Остальные три стены находятся слева, справа и сзади сцены. Соответственно, в телевизионных и кинопостановках четвертая стена находится прямо перед экраном.
Правила созданы для того, чтобы их нарушать; в конце концов, именно это иногда происходит со стенами. В театре, как и в кино, разрушение четвертой стены, несомненно, придает сюжету еще одно измерение. Режиссеры используют этот особый сюжетный прием, желая эмоционально вовлечь зрителя в течение сцены, усилив драматический или комедийный элемент истории. С помощью этой уникальной техники актеры фиксируют свой взгляд на зрителях и обращаются к ним напрямую, высказывая свои опасения или комментируя развитие сюжета.
Когда четвертая стена наконец разрушена, это означает, что персонажи осознали свою вымышленную природу, что делает разрушение стены одним из самых особенных приемов в кино. В то время как большинство кинематографических приемов повествования направлены на то, чтобы заставить нас забыть, что мы смотрим фильм, разрушение четвертой стены делает прямо противоположное. Он заставляет зрителя глубже проникнуть в психику и мысли персонажа. В результате этот прием выглядит как глубокий секрет, которым делятся со зрителями. Это создает динамическую связь между персонажем и зрителями.
Разрушение четвертой стены как кинематографическая техника повествования включает в себя несколько ключевых элементов. Он характеризуется последовательным и стандартизированным использованием юмора, честностью, смелостью и непосредственностью, с которой он вовлекает аудиторию. В наши дни разрушение четвертой стены стало еще одним универсальным сюжетным приемом. Тайминг — это все. Это решающий фактор, который превращает обычные реплики в необыкновенные волшебные кинематографические моменты.
5th Век до нашей эры: Хор, Софокл, Аристофан и античные трагедии

В древнегреческих трагедиях, комедиях и других сатирических пьесах есть оригинальное повествование, призванное помочь зрителям понять ход представления. Включение хора было характерной чертой повествовательной оси каждой античной трагедии. Хор, представляющий собой однородную группу, слаженным голосом комментировал драматическое действие.
Хор можно охарактеризовать как высший зритель, способный передать реальному зрителю лирическое или даже музыкальное выражение чувств и размышлений. Задача хора заключалась в том, чтобы подвести зрителей к созерцанию и глубокому внутреннему исследованию. Кроме того, хор показывал зрителям то, что главные герои не могли произнести вслух. Это и скрытые тайны, и страхи, и избитые мысли персонажей. Кроме того, бывали случаи, когда хор предлагал волшебное пробуждение героям трагедии, когда они больше всего в нем нуждались.
Историки считают Софокла лучшим трагическим поэтом с точки зрения его писательского мастерства и способности эмоционально воздействовать на аудиторию. С другой стороны, едкое повествование и юмористическое использование хора в качестве сюжетного приема Аристофаном в его произведении Лягушки считается особенно новаторским.
16th Century: Шекспир

В своих комедиях Шекспир создал многослойное повествование, которое увлекало зрителей. В определенные моменты своего творчества Шекспир делал акцент на различии между реальностью и фантазией. Это становится заметным, когда персонажи начинают напрямую обращаться к зрителям, рассказывая о своих мыслях и чувствах. Зрители автоматически чувствуют себя частью пьесы, границы начинают размываться, и в результате выстраивается мост доверия.
Пример этой идеи можно увидеть в пьесе Сон в летнюю ночь когда столяр Снуг обращается к публике напрямую и создает интерактивные отношения во время своей речи, пожимая руки зрителей в начале перед 1-й сценой I акта. Этот интерактивный прием часто сопровождает шекспировские комедии и служит развлекательным и комическим элементом сюжета.
17th Век: Мольер

И последнее, но не менее важное: Мольер был мастером комедии и использовал эту технику, чтобы подчеркнуть комические элементы своих пьес. Принято считать, что именно Мольер изобрел технику «разрушения четвертой стены» в том виде, в котором она существует сегодня. Мольер черпал огромное количество вдохновения в традициях древнегреческого и римского театра. Он твердо верил, что эти древние повествования являются основой театра и что задача драматурга — использовать повествовательные техники, чтя их ценность и адаптируя их к современности.
1910-20: Немое кино

Один из первых случаев нарушения четвертой стены в кино произошел в немом фильме Мэри Маклейн Мужчины, которые занимались со мной любовью (1918). Загадочный главный герой прерывает течение фильма на экране и обращается к зрителям напрямую. В немом кино разрушение четвертой стены неоднократно использовал единственный и неповторимый Чарли Чаплин.
1940s: Мультфильмы: Багз Банни в роли суперзвезды

На телевидении четвертую стену неоднократно и регулярно нарушал знаменитый Багз Банни в мультипликационных шоу Looney Tunes. Главный герой, Багз Банни, обращается к зрителям и даже к рассказчику истории, вызывая интимные отношения со своими поклонниками. Разрушение четвертой стены стало визитной карточкой героя и важным элементом его личности, основанной на юморе и уверенности.
1970s: Романтика и самобытность: Энни Холл

Вуди Аллен счел необходимым неоднократно использовать прием «разрушения четвертой стены» в фильме «Энни Холл» (1977). Это один из самых популярных фильмов, где этот прием помогает развивать сюжет. Вуди Аллен даже сказал: Потому что я чувствовал, что многие люди в зале испытывают те же чувства и те же проблемы. Я хотел поговорить с ними напрямую и противостоять им..
Разрушение четвертой стены сегодня: Презентация сильной личности

В более поздней истории кино разрушение четвертой стены было успешно использовано в фильме Мартина Скорсезе Волк с Уолл-стрит. Леонардо Ди Каприо создает особую связь со зрителем с первой же сцены. Личность главного героя очаровывает зрителей юмором, непосредственностью, прямотой и убедительностью, превращая каждого зрителя в участника. Режиссер использовал этот прием повествования, чтобы ярко и приятно показать глубину личности главного героя. Именно так Мартин Скорсезе представил восприятие главного героя, его образ мышления и манеру поведения в любой ситуации. Подобный прием использовался и в знаменитом телесериале, Карточный домик. Глядя прямо на зрителя, главный герой Фрэнк Андервуд раскрывает элементы своего характера, не используя никаких фильтров, только с сырой честностью.

By Тео КапетанакисMA Film Studies, BA Cultural Technology & CommunicationТео — кинорежиссер и автор с огромной страстью к созданию историй. Он получил степень магистра киноведения в Мидлсекском университете в Лондоне (1-я стипендия) и степень бакалавра в области культурных технологий и коммуникаций в Эгейском университете. Его работа включает в себя режиссуру, аудиовизуальные искусства, видеомонтаж и написание сценариев. Кроме того, Тео является графическим дизайнером и редактором СМИ в TheCollector. В свободное время он публикует статьи по своей специальности.