Крупный план картины «Единорог отдыхает в саду» (из гобеленов «Единорог»), 1495-1505, через MET
Помимо своих двоюродных братьев, гобеленов «Дама и единорог», выставленных в музее Клюни, гобелены «Охота на единорога» являются одними из самых увлекательных, богатых и сложных произведений в истории искусства. Даже их первоначальное изготовление вызывает споры, но искусствоведы считают, что семь гобеленов, скорее всего, были разработаны в Париже и вытканы в Брюсселе около 1495-1505 годов. Эти замысловатые ткани пережили Французскую революцию и, за исключением одного гобелена, который сохранился лишь в виде фрагментов, теперь висят в Клуастрах в полной сохранности, а в их нити вплетена многовековая история. Волшебный сюжет гобеленов, единорог, создает и без того загадочный и фантастический контекст. Кроме того, почти все в этих гобеленах наводит искусствоведов на конкретные размышления. Кто создал гобелены и для кого они предназначались? Имеет ли иконография единорога религиозное или светское значение? Каков порядок событий на гобеленах; какой гобелен идет первым и как их порядок влияет на изображаемые события? Читайте дальше, чтобы раскрыть больше тайн и узнать историю, связанную с гобеленами с единорогом.
Представление гобеленов «Единорог»: Изготовление и материалы
Задняя часть гобелена «Охотники входят в лес», 1495-1505, Париж (карикатура), Южные Нидерланды (тканый) через MET. Это зеркальное изображение гобелена «Охотники в лесу» на самом деле является его оборотной стороной. На ней виден яркий цвет нитей, которые в значительной степени защищены от солнечных лучей, что позволяет нам увидеть, как выглядели гобелены в период их расцвета.
Создание гобелена «Охота на единорога», как и любого другого набора гобеленов этого периода, не может быть приписано одному художнику, а скорее большой и разнообразной команде ремесленников. Во-первых, покровителем гобеленов, скорее всего, был и тот, кто придумал их концепцию. Искусствоведы не знают, кто это был, хотя одним из самых загадочных элементов гобеленов является символ «AE» (буква «E» расположена задом наперед), и многие ученые предполагают, что эти буквы могли быть инициалами покровителя.
После обсуждения концепции она зарисовывалась художником, а затем дорабатывалась другим художником в виде карикатуры. Карикатура использовалась ткачами в качестве эталона, ее можно было повесить на стену, приклеить сзади или нарисовать на ткацком станке, чтобы гобелен стал точным или зеркальным отражением карикатуры. Искусствоведы считают, что гобелены с единорогами были разработаны в Париже, карикатура была выполнена в стиле французского Средневековья, а само ткачество осуществлялось в Брюсселе, который в то время был крупным ткацким центром.
Миниатюрный гобеленовый станок, использовавшийся Уильямом Моррисом, конец XIX века, Англия, через Музей Виктории и Альберта. В то время как средневековые ткацкие станки были гораздо больше, этот миниатюрный станок, использовавшийся Уильямом Моррисом, показывает, как можно нарисовать карикатуру на нитях основы, чтобы ткач мог ссылаться на нее в процессе работы.
Для подготовки к ткачеству гобеленов шелковые и шерстяные нити окрашивались растительными материалами, чтобы создать потрясающие и яркие цвета, которые мы видим и сегодня. В гобеленах с единорогом нити были окрашены сваром (желтым), маддером (красным) и кошенилью (синей). Для большей экстравагантности в них также использовались золотые и шелковые нити. С золотыми, серебряными и импортными шелковыми нитями стоимость гобеленов резко возрастала. Мастера по дереву строили большие деревянные станки, и, наконец, высококвалифицированные ткачи собирались вместе и каждый работал над своим гобеленом до тех пор, пока он не был завершен. Гобелены, подобные этому, состоят из вертикальных нитей основы, которые служат основой гобелена, и горизонтальных нитей утка, которые плотно перевязывались или разрезались, когда требовались новые цвета.
Обратная сторона ткущегося гобелена, через MET
Приобретение и ущерб
Нам невероятно повезло, что все 7 гобеленов сохранились почти в первозданном виде. По меньшей мере на 50 лет во время и после Французской революции гобелены были утеряны. Они были вновь обнаружены в 1850-х годах в сарае, и ученые считают, что именно в этот период гобелены получили наибольшие повреждения, включая 5-й гобелен, от которого сейчас сохранились лишь фрагменты. После обнаружения гобелена его забрала семья Рошфукальд, у которой в родословной есть связи с гобеленами. Первое письменное упоминание о существовании гобеленов можно найти в семейной описи 1728 года. В 1920-х годах гобелены приобрел Джон Д. Рокфеллер, а в 1930-х годах передал их в дар МЕТ. В июньском номере журнала Burlington Magazine for Connoisseurs за 1935 год Х.К. Марилье рассказывает читателям о щедром пожертвовании Рокфеллера, заявляя: «Без сомнения, это самый важный набор гобеленов в Америке».
Почти 100 лет спустя гобелены все еще висят в Клойстерах МЕТ, средневековом музее МЕТ. Давайте погрузимся в повествование и символизм всех семи гобеленов, которые перечислены в том порядке, в котором они выставлены в Клойстерах, хотя даже хронология их появления не определена.
Охота на единорога
Охотники входят в лес, через MET
История начинается с «Начала охоты» — сцены, изображающей охотничий отряд, приближающийся к месту погони. Охотники несут копья, рогатины и берут с собой собак, в частности борзых, чтобы охотиться вместе с ними. Кроме того, десятки видов растений покрывают лесную подстилку, включая такие деревья, как грецкий орех, за которым стоит один охотник и подает сигнал остальным членам отряда следовать за ним. Другие растения, такие как дуб и финиковая пальма, маргаритки и фиалки, украшают сцену. На первом гобелене мы уже можем видеть знаковые инициалы «AE», вшитые в сцену пять раз.
Единорог очищает воду, через MET
После того как охотники следуют за своим спутником в глубь леса, они наталкиваются на фантастически богатую сцену «Единорог очищает воду». Единорог стоит на коленях перед фонтаном и окунает свой рог в воду. Вокруг фонтана и ручья собралось несколько разнообразных животных, чтобы попить. К воде приходят львы, фазаны, олень, кролики, золотистые птицы, утка и другие, как хищники, так и жертвы. В этой сцене мы получаем подробное представление о магических способностях единорога. Прежде всего, единорог священен, чист и обладает способностью исцелять. Некоторые ученые предполагают, что сбор этих существ объясняется способностью единорога привносить в окружающую среду чувство покоя, позволяя всем животным искать прохладу, не опасаясь нападения. Другая возможность заключается в том, что очищающие способности единорога используются для очистки ручья от токсинов, привлекая к нему всех существ. Особые растения, окружающие фонтан и ручей, такие как апельсиновые деревья, шалфей и ноготки, использовались в медицине для лечения яда, что усиливает эту интерпретацию.
Деталь «Единорог очищает воду», через MET
Обе интерпретации могут объяснить нерешительность охотников, не решившихся напасть на единорога, пока он занят. Хотя можно подумать, что это идеальное время для нападения, для средневековых охотников это неподходящий момент. Во-первых, потому что единорог находится в середине завершения магического или чудесного действия, поэтому было бы неправильно нападать на него сейчас. Во-вторых, потому что в духе охоты эти охотники нападали, когда добыча начинала бежать, испытывая острые ощущения от погони. Чтобы убить добычу, пока она озабочена или не знает, не требуется столько умения или силы, но участие в настоящей охоте, когда вы преследуете добычу, а затем убиваете ее, достойно восхищения и вознаграждения.
Единорог пересекает ручей, через MET
В следующей сцене спокойствие сразу же нарушается звуком охотничьих рогов, выпуском борзых и нападением единорога. В сцене «Единорог пересекает ручей» показана смелая попытка единорога вырваться из своего, казалось бы, безвыходного положения. Десять охотников с копьями окружают и даже ранят единорога, но он продолжает сопротивляться. В центре всего этого действа растет огромный дуб. Дубы — сильные, крепкие и выносливые деревья, поэтому в средневековой культуре они часто символизируют силу, выносливость и верность в любви. Поэтому, несмотря на то, что единорог кажется ошеломленным, раненым и в опасности, он одержит победу. Прямо на земле рядом с единорогом растет куст боярышника. Боярышник, цветущий в мае, ассоциируется с Майским днем, или Белтаном, — праздником, который отмечает начало лета, оживление сада и земли. Бельтайн связан с темами любви, секса, плодородия и роста, что прекрасно сочетается с лечебными свойствами боярышника: он полезен для кровеносной системы, кровообращения и здоровья сердца. Так что, хотя сцена выглядит как охота, она также может символизировать волнение, тревогу и перспективы ухаживания и новой любви.
Единорог защищает себя, через MET
Хотя во многих случаях единорог представлен как послушный, мирный и грациозный, именно в четвертом гобелене «Единорог защищается» мы получаем представление о его дикой свирепости. Единорог пинает охотника, стоящего позади него, и одновременно наносит удар рогом одной из собак. Его морда искажена, вероятно, от гнева и боли, в то время как другая гончая кусает его за ногу, а из раны в боку течет кровь. Выражения лиц охотников, тем временем, варьируются от сосредоточенного возбуждения до скуки. Охотники, непосредственно окружающие единорога, увлечены своим занятием и выглядят возбужденными от азарта охоты. В стороне от происходящего, как и на предыдущем гобелене, другие охотники ведут беседы, выглядя незаинтересованными в происходящем вокруг них. Однако один из охотников трубит в свой рог и дает понять группе, что для того, чтобы действительно поймать единорога, они должны использовать альтернативные методы. Согласно средневековым преданиям, единорога нельзя укротить силой охотничьего отряда, как обычного зверя, его должна укротить та, что считается столь же чистой: девственная дева.
Единорог сдается деве, фрагменты гобелена, через MET
Фрагментарный гобелен «Единорог сдается деве» демонстрирует успех этой тактики. Хотя у нас нет полной картины, мы можем использовать сохранившиеся фрагменты, чтобы собрать воедино как можно больше сцен. Во-первых, дева, покорившая единорога, почти полностью отсутствует на фрагменте: видна только ее рука на шее единорога в правом нижнем углу. Другая женщина зовет гостей в закрытый розовый сад, чтобы получить свою награду. Огороженный сад, или hortus conclusus, был характерной чертой средневековых монастырских садов. Стены или шпалеры, удерживающие растения внутри, символизировали духовную чистоту сада от внешнего мира.
Деталь «Единорог сдается деве», через MET
Розы, растущие на шпалерах, окружающих Деву, как нельзя лучше передают тему чистоты. Розы наиболее известны своим прекрасным ароматом, заставляющим нас «остановиться и понюхать розы». Средневековые садоводы также знали и ценили это качество, а кроме того, понимали, что если попытаться срезать, раздавить или разлить розу по бутылкам, чтобы уловить ее аромат, то запах будет утерян. Розы должны оставаться нетронутыми и невредимыми, и таким образом они символизируют чистоту, в частности чистоту Девы Марии. Если учесть символику розы в сочетании с композицией фрагментов, можно интерпретировать эту сцену в религиозном контексте. Рожечник из предыдущей сцены может быть воспринят как ангел Гавриил, возвещающий миру о пришествии Христа через Марию, о Благовещении. Мы снова видим его слева от этих фрагментов, и если единорог — символ Христа, а сад и дева — символ чистой девы или Марии, возможно, это отсылка к тому моменту, когда Мария беременеет Христом в этой истории.
Охотники возвращаются в замок, через MET
Следующая сцена, «Возвращение охотников в замок», изображает сразу несколько событий на одном гобелене. Крайний слева единорог наконец-то убит охотниками. Продолжая двигаться вправо, мертвого единорога перекидывают через спину лошади и везут обратно в замок, где охотников встречают десятки куртизанок из замка. Некоторые ученые утверждают, что пара рядом с лошадью может быть портретами покровителей. Однако возможные реальные личности этих фигур, исторический пейзаж и буквы «AE» и «FE» на всех гобеленах до сих пор неизвестны искусствоведам. Существует несколько теорий, но ни одна из них не является общепризнанно верной.
Единорог отдыхает в саду, через MET
Последний гобелен, «Единорог отдыхает в саду», изображает яркий и сложный фон из мильфлера «тысячи цветов», на котором запечатленный единорог сидит в загоне, привязанный к гранатовому дереву. Если учесть предыдущий гобелен, на котором единорог был мертв, но теперь ожил, порядок гобеленов может запутаться. Многие принимают этот гобелен за последний, интерпретируя события охоты как аллегорию страстей Христа. Если рассматривать историю с этой точки зрения, то предыдущий гобелен должен был бы быть собственно распятием. А этот — воскресение, и если посмотреть на тело единорога, то можно увидеть множество «ран», что может быть отсылкой к ранам от гвоздей на руках и ногах Христа, которые остались на его теле как доказательство того, что это действительно он воскрес из мертвых.
Деталь ирисов и мильфлера на картине «Единорог отдыхает в саду», через MET
Спектр растений на гобеленах, в частности, одновременно способствует и расходится с христианской интерпретацией гобеленов. Раны» на теле единорога — это пятна, оставшиеся от сока гранатов на дереве, к которому привязан единорог. Гранаты с их сотнями сочных семян символизируют плодородие. Плодородие, верность и чистота — все эти темы часто упоминаются на всех семи гобеленах. Они также являются ценностями, связанными со средневековым браком, и таким образом мы можем увидеть возможность того, что гобелены были созданы в качестве свадебного подарка. Такие благоприятные растения, как гранат, были бы узнаваемы и понятны покровителям. Маргаритки, ирисы, лилии, земляника и фиалки — вот лишь некоторые из других видов растений, включенных в эту сцену, и каждое из них несет в себе религиозный и/или светский смысл. Во всех гобеленах попытка создать пышное, яркое цветочное окружение почти полностью соответствует ботанической точности, за исключением решения включить в одну сцену любое количество растений, независимо от сезона их естественного произрастания.
Деталь гранатового дерева в гобелене «Единорог отдыхает в саду», через MET
Наследие гобеленов с единорогами
Гобелены «Охота на единорога», особенно «Единорог отдыхает в саду», являются культовыми и хорошо узнаваемыми для многих людей по сей день. Сама красота гобеленов делает их особенно популярными произведениями, используемыми в популярной культуре исключительно в эстетических целях. Богатство каждого гобелена дает бесконечный простор для воображения, а также, кажется, бесконечные способы исторической и визуальной интерпретации для искусствоведов. Возможно, когда-нибудь мы наконец разгадаем код этих знаменитых гобеленов, но в некотором смысле тайна, которая их окружает, делает их такими привлекательными и интригующими.