Некоторые спрашивают, почему это важно? Неужели для статуса, престижа и одобрения со стороны сверстников? Искренне ли они восхищаются произведением? Пытаются ли они выпендриться? Они просто жаждут всего роскошного? Это ради любви? Инвестиции? Не стоит забывать, что ценность связана не только с качеством художника, и, как минимум, интересно узнать, что делает искусство ценным.
Происхождение
В мире искусства ценность произведения может быть обусловлена его происхождением. Другими словами, кто владел картиной в прошлом. Например, картина Марка Ротко «Белый центр» принадлежала семье Рокфеллеров, одной из самых влиятельных династий Америки.
Стоимость шедевра Ротко составила менее 10 000 долларов, когда им впервые завладел Дэвид Рокфеллер, и достигла 72 миллионов долларов, когда картина была продана на аукционе Sotheby’s. Эту картину даже стали называть в просторечии «Рокфеллеровским Ротко».
«Чтобы картина принесла такую сумму денег, сходятся самые разные факторы, например, ее происхождение», — сказал Арне Глимчер, арт-дилер и друг Ротко в интервью BBC. «Все это [about] искусство и деньги — это просто смешно. Стоимость картины на аукционе — это не обязательно стоимость самой картины. Это стоимость двух людей, которые торгуются друг с другом, потому что они действительно хотят эту картину».
Атрибуция
Старые шедевры редко продаются, так как обычно хранятся в музеях, чтобы никогда больше не переходить из рук в руки частных владельцев. Однако время от времени продажа этих шедевров все же случается, как это произошло с картиной Питера Пауля Рубенса «Резня невинных».
Рубенс считается одним из величайших живописцев всех времен, и неоспоримо, что это произведение искусства имеет техническую ценность, поскольку эмоции, тонкость и композиция просто замечательны.
Однако до недавнего времени «Резня невинных» вообще не приписывалась Рубенсу, и до этого она оставалась практически незамеченной. Однако когда картина была идентифицирована как принадлежащая Рубенсу, ее стоимость взлетела в одночасье, доказав, что, когда картина приписывается известному художнику, восприятие произведения искусства людьми меняется, а стоимость возрастает.
Захватывающий аукцион
Залы аукционов Christie’s или Sotheby’s заполнены миллиардерами — или, лучше сказать, их советниками. На кон поставлена неприличная сумма денег, и все это — захватывающее зрелище.
Аукционисты — опытные продавцы, которые помогают поднимать цены все выше и выше. Они знают, когда нужно сильно поднять цену, а когда слегка перевесить чашу весов. Они ведут шоу, и их работа заключается в том, чтобы убедиться, что у самого высокого покупателя есть шанс и что стоимость взлетит до небес.
И они играют на нужную аудиторию, потому что, если кто-то знает что-то о богатых бизнесменах, которые часто оказываются в аукционном доме, часть острых ощущений заключается в победе.
BBC также побеседовал с Кристофом Буржем, легендарным аукционистом Christie’s, который рассказал о продолжительных аплодисментах, последовавших за рекордной на тот момент продажей «Портрета доктора Гаше» Винсента Ван Гога.
«Раздавались продолжительные аплодисменты, люди вскакивали на ноги, приветствовали друг друга и кричали. Эти аплодисменты продолжались несколько минут, что совершенно неслыханно. Причина, по которой все аплодировали, я полагаю, в том, что в 1990 году у нас сложилась очень серьезная финансовая ситуация. Японские покупатели, которые были главной опорой рынка, начали нервничать и уходить, и все были уверены, что рынок рухнет.
«Я думаю, что все аплодировали либо от облегчения, что сэкономили свои деньги. Они аплодировали не Ван Гогу. Они не аплодировали произведению искусства. Но они аплодировали деньгам».
Так что, если задуматься, по мере того, как аукционист взвинчивает цены, а миллиардеры погружаются в азарт войны на торгах, вполне логично, что по мере того, как эти произведения искусства продаются и перепродаются, их стоимость продолжает меняться, обычно в сторону увеличения.
Историческое значение
Историческая значимость работает в нескольких направлениях, когда речь идет об определении ценности искусства.
Во-первых, вы можете рассматривать произведение с точки зрения его важности для истории искусства в своем жанре. Например, картина Клода Моне стоит больше, чем другие более поздние работы импрессионистов, поскольку Моне изменил канон истории искусства и импрессионизма в целом.
Мировая история также влияет на ценность искусства. В конце концов, искусство часто является отражением культуры своего времени, а поскольку оно стало товаром, на него повлияли политические и исторические изменения. Давайте рассмотрим эту концепцию.
В последнее время российские олигархи стали принимать активное участие в аукционах по продаже произведений искусства. Зачастую это невероятно закрытые люди, но миллионы долларов переходят из рук в руки, чтобы стать владельцами самых красивых произведений искусства. И хотя, конечно, это может быть игрой во власть, чтобы заслужить уважение со стороны ближайших коллег, это также указывает на некоторое историческое значение.
Когда Россия была Советским Союзом и работала при коммунизме, людям не разрешалось иметь частную собственность. У них даже не было банковских счетов. После падения коммунистического режима олигархам вновь разрешили владеть собственностью, и они обратились к искусству как к способу воспользоваться этой возможностью.
Это не имеет большого отношения к самим произведениям искусства, но тот факт, что у них есть деньги, которые они могут тратить по своему усмотрению, — очевидно, что изменения в политике оказывают историческое влияние на ценность искусства для разных людей.
Еще одним примером влияния исторического значения на ценность искусства является понятие реституции.
Картина «Адель Блох-Бауэр II» австрийского художника Густава Климта была украдена нацистами во время Второй мировой войны. Пройдя через несколько юридических инстанций, картина была возвращена потомку ее первоначального владельца, после чего была продана с аукциона.
Благодаря своей интересной истории и исторической значимости в мировом масштабе, «Адель Блох-Бауэр II» стала четвертой по стоимости картиной своего времени и была продана почти за 88 миллионов долларов. В свое время картина принадлежала Опре Уинфри, а сейчас ее владелец неизвестен.
Социальный статус
В первые годы истории искусства в том виде, в котором мы знаем его сегодня, художники заказывались королевскими особами или религиозными учреждениями. Частные продажи и аукционы появились гораздо позже, а сейчас очевидно, что высокое искусство — это предмет роскоши, а некоторые художники стали самостоятельными брендами.
Возьмем, к примеру, Пабло Пикассо, испанского художника 1950-х годов. Стив Уинн, миллиардер-застройщик, которому принадлежит большая часть экстравагантной полосы Лас-Вегаса, собрал целую коллекцию Пикассо. По-видимому, больше в качестве символа статуса, чем из-за реального восхищения работами художника, поскольку Пикассо, как бренд, известен как автор некоторых из самых дорогих произведений в мире всех времен.
В качестве примера этого предположения Wynn открыл элитный ресторан Picasso, где на стенах висят произведения искусства Пикассо, каждое из которых, вероятно, стоит более 10 000 долларов. В Вегасе, городе, помешанном на деньгах, кажется до боли очевидным, что большинство людей, обедающих в Picasso, не являются специалистами в области истории искусств. Вместо этого они чувствуют себя возвышенными и важными от одного только факта нахождения среди такого дорогого искусства.
Позже, чтобы купить свой отель Wynn, Уинн продал большинство своих работ Пикассо. Все, кроме одной, под названием Le Reve, которая потеряла в цене после того, как он случайно проделал дыру в холсте локтем.
Итак, люди действительно тратят деньги на искусство, чтобы обрести социальный статус и чувствовать себя роскошно везде, куда бы они ни обратились. Искусство становится инвестицией, и его стоимость продолжает расти по мере того, как все больше миллиардеров жаждут обладать им.
Любовь и страсть
С другой стороны, пока одни делают инвестиции в бизнес и зарабатывают престиж, другие готовы заплатить огромные деньги за произведение искусства просто потому, что влюбились в него.
До того, как Уинн стал обладателем своей коллекции Пикассо, большинство из них принадлежало Виктору и Салли Ганц. Молодая пара поженилась в 1941 году и уже через год купила свое первое произведение искусства, Le Reve Пикассо. Это стоило эквивалент более чем двухлетней арендной платы, и с этого начался долгий роман пары с Пикассо, пока их коллекция не стала самой продаваемой на аукционе Christie’s.
Кейт Ганц, дочь супругов, сказала BBC, что когда вы говорите, сколько это стоит, то речь уже не идет об искусстве. Семья Ганц, похоже, искренне любила искусство независимо от денег, и, возможно, именно эта страсть и является первопричиной ценности искусства.
Другие факторы
Как видите, ценность искусства зависит от множества произвольных факторов, но и другие, более простые вещи тоже делают искусство ценным.
Подлинность — явный показатель ценности копий и отпечатков оригинальной картины. Состояние произведения искусства — еще один очевидный показатель, и, как и в случае с Пикассо, которому Уинн пробил локоть, ценность искусства значительно снижается, если состояние нарушено.
Средство, в котором выполнено произведение искусства, также влияет на его стоимость. Например, работы на холсте обычно стоят больше, чем работы на бумаге, а картины часто оцениваются дороже, чем эскизы или гравюры.
Иногда интерес к произведениям искусства вызывают более тонкие ситуации, например, ранняя смерть художника или сюжет картины. Например, произведения искусства, изображающие красивых женщин, продаются по более высоким ценам, чем картины красивых мужчин.
Кажется, что все эти факторы в совокупности определяют ценность искусства. Будь то идеальный шторм страсти и желания или просчитанный риск деловых операций и возмездия, коллекционеры искусства продолжают тратить миллионы и миллионы каждый год на художественных аукционах.
Но очевидно, что не только поверхностные атрибуты являются причиной заоблачных цен. От острых ощущений на аукционе до конкурсов популярности — возможно, истинный ответ заключается в том, что многие утверждают… почему это имеет значение?
Что делает искусство ценным помимо стоимости материалов и труда? Возможно, мы никогда не поймем этого по-настоящему.