Джан Лоренцо Бернини — архитектор, скульптор и поэт, чье имя стало синонимом эпохи барокко. Такого количества заказов и покровителей не было почти ни у кого в истории искусства. Его современники даже говорили, что невозможно не работать на Бернини, если ты живешь в Риме. Ранние этапы его карьеры были отмечены скульптурами, которые демонстрировали метаморфозы ренессанса и маньеризма в барокко. Время, пространство, движение, слова и прикосновения стали единым целым.
Изнасилование Прозерпины» Бернини

Шел восьмой год нашей эры, и римский поэт Овидий только что написал свой Метаморфозы. В одном из своих стихотворений он рассказывает историю о Прозерпине, дочери Цереры и Юпитера, которую похитил Плутон и унес в подземный мир. Прозерпина собирала цветы на лугу со своими подругами-нимфами, когда ее похитил Плутон, владыка подземного мира. Он расколол землю изнутри, вылетел на колеснице и унес Прозерпину в Аид. Шли годы, и через шестнадцать веков Овидий, пересказав древний миф, вернул его к жизни — почти в буквальном смысле.
Джан Лоренцо Бернини было 19 лет, когда его заметил кардинал Сципион Боргезе, который был одним из самых важных меценатов XVII века. Он также был племянником Папы Павла V. С 1621 по 1625 год Боргезе заказал Бернини две скульптурные группы. Эти работы стали известны как скульптуры Боргезе. Изнасилование Прозерпины была предназначена для размещения у стены в Галерее Боргезе, так что она имеет фронтальную точку зрения. С этой точки зрения мы можем видеть Плутона, Прозерпину, а также мельком увидеть Цербера.

Смотрите ли вы на это произведение искусства спереди или кружите вокруг него, вы не можете отделаться от ощущения, что скульптура не выглядит неподвижной. Вы почти ощущаете ветер на своей коже — тот самый ветер, который шевелит волосы Прозерпины. Мастерство Бернини в обращении со знаменитым каррарским мрамором приводит к театральному опыту, когда зритель оказывается втянутым в сцену. Он становится четвертым актером на этой барочной сцене.
Тела Плутона и Прозерпины, в зависимости от фокуса, имеют форму букв Y или X. В любом случае, эти диагонали подчеркивают ощущение движения и неустойчивости. Хотя Плутон — могущественный бог, воля и страх Прозерпины были настолько сильны, что ей удалось согнуть его колени, пытаясь вырваться из его потусторонних объятий. Он стоит всей левой ногой на земле, а пальцы правой ноги едва касаются ее. Прозерпина выглядит так, будто собирается улететь, если Плутон немного ослабит хватку. Вы также можете увидеть Цербера, стража подземного мира, повернувшего свою среднюю голову к ноге Прозерпины. Он символизирует тот факт, что все они уже находятся в стране мертвых.
Прикосновение Бернини

Бернини придумал самый живой штрих в истории искусства — он был сделан из камня! Художник играл с тенями, создавая выпуклости на телах главных фигур. Мы можем видеть каждую жилку на руках Плутона, каждое движение его тела, каждую косточку. Кожа женской фигуры приобретает очертания пальцев Плутона. Не зная о похищении и всей истории, можно даже сказать, что скульптура выглядит эротично.
Ощущение эротизма и чувственности возникает благодаря изображению Бернини, которое мы можем почти ощутить, глядя на него. Последнее, на что мы обращаем внимание, — это то, что фигуры обнажены. Драпировка вьется и танцует вокруг тел фигур, но она едва прикрывает интимные места Прозеприны и Плутона. Бернини хотел показать, как быстро бежит Прозерпина, создавая впечатление, что драпировка струится. Указующий перст на левой руке Плутона смоделирован так, будто он пытается найти идеальное место на теле Прозерпины, чтобы положить ладонь и не поранить ее. И все же он причинил ей боль.
Проявление эмоций

Эмоции — один из главных атрибутов, который Бернини привносит в свои скульптуры. Мы можем увидеть горе и потерю в скульптуре Микеланджело Пьета и решимость в Давиде, однако, мы не можем по-настоящему чувствовать их. Но искусство Бернини заставляет нас чувствовать все это. Своими скульптурами художник включил сильные эмоции в стиль барокко как один из его главных принципов.
Гармония Ренессанса сменилась взрывом эмоций в барокко. Мы видим и чувствуем, что Прозерпина в ужасе. Если присмотреться, то можно увидеть две слезинки, стекающие по ее левой щеке. Мы почти слышим, как она зовет свою мать, Цереру, чтобы та спасла ее из подземного мира.
Но Прозерпина уже там. Палка, которую мы видим у ног Плутона, представляет собой границу между землей живых и землей мертвых. С другой стороны, Плутон выглядит так, будто его удивляют попытки Прозерпины оттолкнуть его. Она толкает его лицо левой ладонью, сдвигая левую бровь, как будто кривясь от отчаяния. Она знает, какая судьба уготована ей после этого похищения, и проливает горькие слезы, в то время как Плутон улыбается.
Аполлон и Дафна Бернини

На другой картине Боргезе, выполненной Бернини, мы видим Аполлона и Дафну. Аполлон, бог Солнца, спровоцировал Купидона, бога любви и желания, что в итоге привело к мести Купидона. Он поразил Аполлона золотой стрелой, которая заставила его безумно влюбиться в Дафну, нимфу, связанную с источниками и ручьями. Затем он поразил Дафну серебряной стрелой, что вызвало у нее чувство полного отвращения к Аполлону. Поклявшись сохранить девственность, она умоляла своего отца, речного бога Пеней, лишить ее красоты, которая была причиной всех ее бед. Пеней услышал ее и превратил в лавровое дерево. Овидий написал об этом мифе, и мы можем увидеть, как эта история полностью оживает, глядя на работу Бернини.

Еще в XVIII веке немецкий писатель и художественный критик Готхольд Эфраим Лессинг провел четкое различие между поэзией и искусством. Он утверждал, что поэзия способна рассказать всю историю, в то время как искусство может показать лишь одно мгновение, запечатленное во времени. Создав эту скульптурную группу, Бернини бросил вызов этому утверждению.
При взгляде на работу, особенно на ее левую сторону, зритель видит, как оживает весь миф. Рука Аполлона, обхватившая тело Дафны, выглядит как в замедленной съемке. Мы можем почувствовать движение, вызванное его нестерпимым желанием прикоснуться к ней. И снова Бернини мастерски представил драпировку и движение ветра, показывающего, как волосы Дафны превращаются в листья. Ее руки показаны в тот момент, когда они превращаются в ветви. Между ней и Аполлоном растет лавровое дерево. Используя диспропорции и смелые диагонали, Бернини создал слияние пространства и времени, создав момент, растянутый до предела. Глядя на это произведение искусства, мы можем понять и прочувствовать весь миф, несмотря на то, что перед нами всего лишь вырезанный кусок камня. Это и есть барокко.

Если прикосновение Плутона — самое яркое в истории искусства, то прикосновение Аполлона, безусловно, должно быть самым печальным. Как только он ловит Дафну, ее кожа начинает превращаться в дерево. Дафна изображена поворачивающей голову, чтобы убедиться, что Аполлон не может приблизиться к ней. В то же время она выглядит испуганной и настороженной. Аполлон все еще чувствует ее пульс под грубой корой, и мы знаем, что он будет продолжать любить свою метаморфозу с прежней силой. Мы видим, как он кладет руку на живот Дафны, не собираясь ее отпускать.