В 525 году до н. э. персы Ахемениды и египтяне представляли собой две культуры, развивающиеся в совершенно разных направлениях. Персы начали политику империализма, построив империю Ахеменидов на руинах нескольких более древних культур, включая Древний Египет. Хотя египтяне были гораздо более древней культурой, они находились в середине своего Позднего периода, когда различные иностранцы поочередно правили долиной Нила. Персидское завоевание Египта было кровавым и трудным, но завоевать мир на земле фараонов было еще сложнее.
Персы Ахемениды

Чтобы понять все сложности персидского правления в Египте, важно начать за сотни лет до этого в Персии. Ахеменидские персы возникли как племенное общество в регионе Фарс на юге Персии (современный Иран). Первым известным народом, правившим в этом регионе, были эламиты, за ними последовали меды. Меды и персы были этнически родственны, так как оба были индоевропейскими народами, хотя меды были более урбанизированными и организованными.
Персы Ахемениды утверждали, что их род начинается с правителя по имени Ахемен, от чего и произошло название династии. Персы также признавали эламитов своими предшественниками во многих отношениях, а ахеменидские цари использовали титул «царь Сузы». Город Сузы был столицей эламитов, и когда персы позже создали свою огромную империю, они также сделали его одной из своих столиц.

Персы развивали свою культуру под властью мидийцев, но к середине VI века до н. э. персы были готовы заявить о своей независимости. Когда на трон Ахеменидов взошел Кир II (Кир «Великий» (правил в 559-530 гг. до н. э.)), он направил династию в новое русло. В 553-550 годах Кир вступил в открытую войну с медами, в результате которой Ахемениды одержали победу и стали неоспоримыми владыками Персии. После победы над медянами Кир завоевал более древние и утонченные ближневосточные царства. Сначала он завоевал богатую Лидийскую империю в 546 году до н. э., а затем, в 539 году до н. э., взял Вавилон. Преемник Кира, Камбиз (правил в 530-522 гг. до н. э.), принял мантию завоевателя, захватив Египет в 525 г. до н. э.
Установление Двадцать седьмой династии

Завоевание Египта Камбисом документировано не очень хорошо: об этом событии есть только два текста. Самый современный текст — это наофорная статуя человека по имени Уджахорреснет, который служил адмиралом при Псамтеке III (правил в 526-525 гг. до н. э.). Уджахорреснет был также врачом и верховным жрецом богини Нейт, покровительницы города Саис. Он имел доступ к храмовым архивам и был весьма образован, поэтому, вероятно, Камбис решил сделать его своим личным врачом. Статуя Уджахорреснета рассказывает о некоторых разрушениях, которые принесло стране вторжение.
«Уджахорреснет, который исполняет обязанности управляющего дворцом, (который является управляющим дворцом), жрец Хериепа, жрец Ренепа, жрец Ваджета, пророк Нейта, первостепенный из саитского нома Пафтуанейт. Он сказал: «Камбиз, великий вождь всех чужих земель, пришел в Египет с большим международным военным войском и завоевал всю страну. После того как они захватили страну, он стал царем Египта и правителем всего мира. Его величество назначил меня главным врачом».

Другой источник, в котором говорится об этом, принадлежит греческому автору второго века н. э. Полиену в его Стратегии войны. Поскольку Полиан написал свой рассказ примерно через 600 лет после событий, многие люди отнеслись к нему со скепсисом. Тем не менее, Полиан предоставляет довольно занимательный рассказ о том, как персы использовали благочестие египтян против них самих. Он пишет, что персы бросали священных животных из катапульт в египтян, которые затем «мгновенно прекратили свои действия».
Персидские цари на египетском троне

Камбиз и его преемник, Дарий I, «Великий» (правил в 522-486 гг. до н. э.), оба физически сидели на троне Египта. Благодаря этому современные ученые многое узнали о характере персидского правления в Египте, которое представляет собой сложную картину. Один из наиболее негативных отзывов о Камбисе был написан греческим историком пятого века до нашей эры Геродотом. Геродот писал, что Камбиз убил своего египетского предшественника, Псамтека III, заставив его выпить бычью кровь. Греческий историк также утверждал, что Камбиз в порыве гнева убил священного быка Аписа.
Оба этих рассказа подвергаются сомнению современными историками, однако вполне вероятно, что он действительно убил своего предшественника. Как Камбис убил Псамтека III, скорее всего, никогда не будет известно, хотя маловероятно, что в качестве оружия использовалась бычья кровь, которая обычно не приводит к летальному исходу.

Хотя правление Камбиса в Египте, возможно, началось с жестокого вторжения и убийства последнего египетского фараона, все быстро изменилось. Статуя Уджахорреснет добавляет, что после вторжения Камбис отремонтировал храм Нейт в Саисе.
«Я попросил Камбиса изгнать чужеземцев из храма Нейт и вернуть ему былое величие. Его величество приказал изгнать всех чужеземцев, проживавших в пределах храма Нейт, выбросив их постели и все другие оскорбительные предметы, которые они оставили. . . Его величество приказал очистить Храм Нейт, отдав в него всех ее жителей».
Достоверность рассказа Геродота об убийстве Камбисом священного быка Аписа также была поставлена под сомнение в свете египетских иероглифических текстов. Быки Аписа были погребены в подземной погребальной камере в Саккаре, которая стала известна под греческим названием Серапеум. Поскольку одновременно жил только один бык Апис, после смерти его торжественно упокаивали в Серапеуме, мумифицируя и укладывая в саркофаг. Фараоны, которые правили, когда умирал бык Апис, обычно оставляли надпись на саркофаге быка. Камбиз оставил надпись на саркофаге и посвятил эпитафию быку, которого он якобы убил. Вряд ли это действия безумца-убийцы.
Дарий Нетерпеливый

Дарий I получил прозвище «Великий» не за свои военные доблести, а благодаря своей политической политике, которая сохранила империю Ахеменидов в целостности. Социальную и политическую политику, которую Дарий проводил на территории империи, можно увидеть во многих храмах, учреждениях и строительных проектах в Египте. Персидскую культуру Ахеменидов можно охарактеризовать как эклектичную во многих отношениях. Персы импортировали материалы, рабочих и собственные стили для строительства своих дворцов в Персеполисе и Сузах. В результате были заметны египетские, греческие и месопотамские архитектурные влияния, демонстрирующие поистине эклектичный стиль. Персидский эклектичный архитектурный стиль распространялся и на власть над неперсами.

Персы регулярно представляли себя законными правителями в завоеванных ими землях, начиная с завоевания Киром Вавилона. После завоевания Кир приказал запечатлеть это событие на аккадской клинописи. Цилиндр Кира. Кир утверждал, что восстановил вавилонские культы, которые игнорировались Набонидом (правил в 555-539 гг. до н. э.), последним неовавилонским правителем. Это можно сравнить с тем, как Камбиз восстановил культ Нейт в Саисе и как Дарий позже предпринял аналогичные действия по всему Египту. В конце концов, персы добились того, что их приняли неперсидские элиты, что позволило им в определенной степени сохранить власть. Тем не менее, при необходимости они требовали налоги и воинов.

Дарий последовал примеру Камбиса и стал покровительствовать культу Аписа, о чем свидетельствует эпитафийная стела, относящаяся к четвертому году его правления. Эпитафическая стела указывает на то, что во время правления Дария умер бык Аписа — в то время существовал только один — и персидский царь позаботился о том, чтобы установить другого. Обращение Дария к религиозным чувствам египтян стало символом попыток персов завоевать расположение египетской элиты. Дарий делал и другие внешние жесты согласия.
Оазис Эль-Харга расположен примерно в 150 милях к западу от Фив (современный Луксор), в центре Западной пустыни. Эль-Харга был известен не многим, кроме скромного по размерам храма, построенного во времена Двадцать шестой династии и посвященного богу Амен-Ра. После того как персы завоевали Египет, Дарий заинтересовался оазисом и его храмом, который сегодня известен как храм Хибис. Персидский правитель присвоил себе строительство, оставив свое имя в картушах и приписав себе заслуги в создании храма, посвященного одному из самых важных богов Египта.
Оригинальный Суэцкий канал

Более чем за 2 000 лет до появления современного Суэцкого канала древние народы соединяли каналами Красное и Средиземное моря. Возможно, что египетский царь Рамесс II (правил ок. 1290-1224 гг. до н. э.) руководил строительством первого канала. Однако первый документально подтвержденный канал, согласно Геродоту и греческому историку I века до н. э. Диодору Сикулусу, был построен гораздо позже.
Согласно этим древним авторам, канал был начат царем Некау II (правил в 610-595 гг. до н. э.), а завершен во время правления Дария I. Это утверждение подтверждается тремя сильно поврежденными иероглифическими стелами, которые были обнаружены в 1800-х годах. Вероятно, стелы были установлены вдоль маршрута канала. Маршрут канала проходил от Красного моря до Горьких озер, а затем уходил на запад к Пелусийскому рукаву реки Нил.
Стелы Красного моря демонстрируют ряд важных аспектов персидского правления в Египте. Во-первых, поскольку они были написаны на египетском языке, они демонстрируют сознательное желание персов быть принятыми в качестве законных правителей Египта. Текст также восхваляет египетского бога солнца, Атума, и позиционирует Дария как правильного фараона, который приносит жизнь людям. Завершение строительства канала через Красное море также указывает на то, что у персов были долгосрочные планы в отношении Египта. Канал дал им возможность более эффективно перемещать товары и людей между Персией и Египтом.
Египет после Дария

Терпимость и внимание, которые Камбис и Дарий I уделяли Египту, не были повторены их преемниками. Цари после Дария не правили из Египта, хотя персидское влияние в Египте сохранялось. Одним из наиболее интересных аспектов позднего персидского правления в Египте было присутствие значительного еврейского наемного гарнизона, базировавшегося в городе Элефантина/Абу.
Неизвестно, когда возникла эта колония, но, возможно, она существовала еще до персидского правления. Египет всегда был местом, где встречались разные люди, и к концу седьмого века здесь появились колонии иностранных торговцев и наемников. Современные ученые знают о еврейской колонии в Элефантине из тайника с папирусами на арамейском языке, который американский журналист и археолог К.Э. Уилбор приобрел в 1893 году. Папирусы показали, что колония была самодостаточным городом с синагогой и официальным лидером.
Напряженность между евреями Элефантины и коренными египтянами все же сохранялась и вылилась в антиперсидское восстание 463-455 гг. до н.э. Евреи остались верны персам, которые помогли им подавить восстание. Персы убили Инароса, лидера восстания, но не раньше, чем египтяне убили персидского сатрапа. Затем напряженность в обществе спала, но возобновилась во время правления Дария II (правил в 424-405 гг. до н. э.).

На четырнадцатом году правления Дария II хорошо организованная толпа египтян напала на иудейский храм и разрушила его. Причины нападения неясны, но, скорее всего, сыграли роль несколько факторов. Вероятно, главным фактором была обида египтян на еврейских наемников за поддержку персов во время восстания, но следует учитывать и другие моменты. Изолированный характер еврейской общины, вероятно, заставлял египтян относиться к ним с недоверием, что усугубляло культурные различия из-за таких обыденных вещей, как ограничения в питании. Каковы бы ни были причины, персидское правление в Египте внезапно закончилось в 359 году до н.э. Хотя персы ненадолго вернулись в Египет в 343 году до н. э., они произвели на свет только трех царей, которые оказали минимальное влияние. Когда Александр Македонский завоевал Египет в 332 году до н. э., персидское правление окончательно сменилось птолемеевско-греческим, но это уже другая история!