Прокаженные населяют древние источники, включая Библию. В Средние века существовали лепрозории — страшные места, где прокаженные жили и в конце концов умирали отдельно от общества, которое их боялось.
Первые симптомы проказы проявляются в виде белых пятен на коже, а поскольку современных методов диагностики не существовало, люди тщательно скрывали эти признаки. Общество защищалось от заражения суровыми методами, и любое подозрение в том, что человек болен, заканчивалось изгнанием или побиванием камнями. Потенциальным пациентам иногда приходилось поселяться в лепрозории. И если диагноз оказывался неверным и белое пятно появлялось по другой причине — заразиться там можно было по-настоящему.
Глава 1: От чего на самом деле страдают прокаженные
Попасть в лепрозорий было равносильно смертному приговору, и это была ужасающая смерть. Совершенно здоровые люди могли оказаться здесь и умереть от проказы. Но страх часто был неоправданным, ведь болезнь Хансена, как сегодня в медицине называют проказу, не очень заразная.
Болезнь Хансена вызывается микобактерия лепра. Инкубационный период этого заболевания довольно длительный — от одного до восьми лет. Если болезнь не лечить, на коже появляются сочащиеся волдыри, ужасно пахнущие гниющей материей. Затем поражаются нервы, повреждаются конечности, пациент перестает их чувствовать, и в конце концов кожа лопается и деформируется. Гной в волдырях — единственный по-настоящему инфекционный симптом у пациента.
Иммунная система постепенно разрушается, и пациент страдает от других недугов. Из-за неработающих сенсоров в коже и конечностях прокаженный не чувствует ни жара, ни боли, ни даже жары или холода. Прокаженные могут пройти сквозь огонь, не чувствуя боли, но тем не менее они сгорают. В итоге поражения деформируют мышцы и кости и деформируют все тело. Иногда, в тяжелых случаях, поражения затрагивают и органы, вызывая сильнейшую боль.
Сегодня мы можем вылечить прокаженных на всех стадиях заболевания с помощью антибиотиков. Каждый год более четверти миллиона человек заболевают проказой, но смертность не так уж велика. Болезнь протекает медленно, и антибиотики в конце концов излечивают организм. Однако если поражены кожа, конечности или кости, вылечить их невозможно, так как повреждения необратимы. Диагностика сложна, потому что микобактерии leprae не может быть выращена in vitro, и только люди могут стать прокаженными. Другие животные невосприимчивы к этой болезни, поэтому лабораторные эксперименты ограничены.
Глава 2: Прокаженные как ритуально нечистые грешники
В Библии довольно часто упоминаются прокаженные. Проказа — одна из самых упоминаемых болезней в Писании. Но Библия — это религиозный текст, в нем используются символы и метафоры, и мы не можем читать ее как научный труд.
Мы можем с уверенностью заключить, что древние народы знали о проказе. Но не все случаи болезни Хансена, упомянутые в Библии, были вызваны микобактерия лепра. Библейские моралисты связывали проказу с ритуальной нечистотой. Прокаженный, как и любая женщина, находящаяся в неправильной фазе менструального цикла, считался нечистым и не мог входить в присутствие Бога. Ветхий Завет Мораль связывала болезнь с заслуженным наказанием от Бога, в отличие от Новый Завет идеология, которая восхваляет тех, кто страдает.
Древнееврейские священники искали причину личных страданий и уродливых болезней, таких как проказа, в поведении пациента. Они искали их вину. Когда человек оказывался в такой явной немилости у Бога, как прокаженный, общество сторонилось его не только из-за страха физического заражения, но и из-за духовного разложения. Таким образом, источники неясны и не дают достоверной информации о численности и лечении прокаженных.
Глава 3: Когда проказа была не тем, чем казалась
Сегодня врачам трудно диагностировать болезнь Хансена у живых прокаженных. Археологам проще. Продвинутые стадии проказы отмечаются на костях, и мы можем найти эпидемиологические свидетельства в трупах и костях наших предков. Эти источники говорят нам о том, что проказа была распространена в Древней Греции, Риме и на протяжении всего Средневековья. Самая сильная эпидемия (если это можно назвать эпидемией) прошла по Европе между 1000 и 1250 годами. Тем не менее, похоже, что проказа была исключительно европейской болезнью, и сравнение библейских текстов с другими древними письменными источниками усложняет ситуацию. Похоже, что проказа была редкостью в древней Палестине, и крайне маловероятно, чтобы Иисус Христос нашел целые толпы прокаженных для исцеления.
Вина лежит на греческих переводчиках обоих Старый и Новые Заветы. Они обозначили неизвестный недуг еврейским именем «цараат». Однако сегодня ученые отмечают, что библейская «цараат» не была заразной. Остракизм «прокаженных» в Ветхом Завете не из-за страха заражения, а скорее из-за ритуально определенного наказания. «Цараат» был видимым знаком Божьего гнева, и грешник должен был ритуально очистить свой грех. Хотя некоторые из «прокаженных» могли действительно страдать болезнью Гансена, скорее всего, причина была не в бактериях. Прокаженные в Библии страдали от дефектов кожи в течение длительного времени. Таким образом, болезнь определенно была хронической. Мы считаем, что библейские прокаженные могли страдать от аутоиммунных заболеваний, таких как витилиго или псориаз.
Глава 4: Блаженные прокаженные в Средние века
Как уже объяснялось, древние и библейские прокаженные на самом деле не страдали от проказы. Но у средневековых прокаженных микобактерии leprae — или нет? Ну, не все. Между 1000 и 1250 годами в каждом крупном городе был свой лепрозорий, но мы знаем, что лишь крошечный процент людей, встречающих прокаженных, заражается.
Количество прокаженных в средневековые времена не имеет смысла с эпидемической точки зрения: проказа не так заразна и не распространяется так быстро. Бессимптомные пациенты вообще не заразны, и до появления гноя в очагах поражения они не передавали инфекцию. Археологические исследования также не подтверждают то, что говорят нам письменные источники о количестве прокаженных в средневековых городах. Как такое может быть?
Похоже, в Средние века быть названным прокаженным было не такой уж плохой участью. Если вы были бедным или бездомным, смерть от голода или от уличной банды убийц могла значительно сократить вашу жизнь. В то же время прокаженным давали жилье, одежду и еду. Богатые и благотворительные люди заботились о прокаженных, основание лепрозория было излюбленной формой благотворительности, и богобоязненные души приходили, чтобы ухаживать за больными внутри.
Если вас объявляли прокаженным, вы должны были поселиться в лепрозории, но число настоящих прокаженных с ужасной болезнью Хансена, должно быть, было невелико. Согласно современным исследованиям, только 1% людей, подвергшихся микобактерии leprae заболеть. Риск умереть на улице был гораздо выше. Даже если человек заразится, он будет оставаться полностью здоровым от одного до восьми лет, и даже тогда симптомы будут развиваться очень медленно. И последнее, но не менее важное: прокаженным разрешалось попрошайничать. Городские власти прогоняли всех нищих с улиц, но прокаженные могли оставаться в большинстве городов.
Глава 5: Куда делись прокаженные?
В первой половине XIV века прокаженные исчезли из письменных источников. Следовательно, они должны были исчезнуть и из средневековых городов. Но куда же они делись? Исчезновение проказы из средневековых источников совпадает с появлением чумы. Некоторое время ученые считали, что чума вырабатывает иммунитет против болезни Хансена и что эти два заболевания не могут существовать рядом друг с другом. Но эта теория оказалась ложной. Вы можете заболеть одновременно проказой и чумой, и чума убьет вас.
Упомянутая выше теория о ложных прокаженных прекрасно объясняет исчезновение проказы. Когда пришла чума, общество разрушилось. Не было ни денег, ни ресурсов, ни людей, которые могли бы ухаживать за прокаженными. Лепрозории закрылись, прокаженные перестали попрошайничать на улицах, потому что внезапная видимая болезнь заставила бы людей скорее убежать, чем потратить деньги на благотворительность.
Привилегированное положение прокаженных в средневековом обществе зависело от их отношений с Богом. Ранние средневековые моралисты считали, что прокаженные блаженны, потому что, в отличие от других людей, живущих счастливо, они каются в своих грехах. Они грешили (как и все), получали наказание за свои грехи и публично каялись. Но только не в конце Средневековья, когда чума безжалостно убивала целые деревни.
Здесь не было места индивидуальному греху и индивидуальному покаянию. Моралисты и пророки призывали к покаянию все общество, все христианство. Целые деревни публично и зрелищно отрекались от своих старых греховных путей, а козлы отпущения убивались сотнями. Поскольку чума была коллективным наказанием, была объявлена коллективная вина. А как же прокаженные? Кого волновали какие-то белые пятна на коже, которые даже не болели и могли носиться годами без всякой лихорадки? Теперь же люди обнаруживали на коже черное пятно и погибали в течение 24 часов. Когда пришла чума, о прокаженных забыли.
Идея проказы исчезла, как и сама проказа. Прокаженные есть и сегодня. Ежегодно регистрируется четверть миллиона случаев заболевания. Большинство сообщений поступает из менее развитых районов Индии, Бразилии и Индонезии. Однако мы можем быть абсолютно уверены, что эти прокаженные не страдают от той же болезни, что и библейские прокаженные или большинство средневековых случаев.