HEMA: Современное изучение исторических европейских боевых искусств » Блог о искусстве и кино

HEMA: Современное изучение исторических европейских боевых искусств

Logo


Боевые искусства средневековой Европы долгое время считались утраченными после Средневековья и Ренессанса. В конце концов, какая польза от меча и его собратьев, если войны ведутся с помощью огнестрельного оружия и артиллерии? С помощью текстов, написанных выдающимися фехтовальщиками того времени, фехтовальщики по всему миру воссоздают их по крупицам. Сегодня миллионы мастеров изучают исторические европейские боевые искусства и соревнуются на турнирах так же, как рыцари в рыцарских сказаниях много веков назад. Как же произошло такое развитие и как научиться HEMA?

Корни HEMA

меч и пряжка виктенауэр
Вальпургиева фехтбуха MSI33, изображающая игры с мечом и баклером, XIV век, через Виктенауэр

HEMA охватывает широкий промежуток времени и пространства, включающий в себя любую европейскую систему вооруженного или невооруженного боя с XIV по XIX век. В эпоху Средневековья и Возрождения знаменитые фехтовальщики могли зарабатывать деньги своим мастерством, обучая других, сражаясь в качестве наемников или поступая на службу к знати в качестве солдата, телохранителя или оружейного мастера. Многие из сохранившихся текстов, на основе которых была реконструирована HEMA, были написаны этими фехтовальщиками, которые хотели сохранить свои знания в неприкосновенности или стать руководством для своих учеников.

Эти системы боевых искусств начали возрождаться на рубеже XX века. Альфред Хаттон, британский военный офицер, перевел (среди прочих трактатов) Flos Duellatorum, , опубликованный в XV веке Фьоре деи Либери. За ним последовали и другие учителя фехтования. Вначале большая часть реконструкции была посвящена фехтованию на рапирах, но позже, по мере обнаружения и перевода новых манускриптов, она распространилась и на более древние виды оружия.

Мы также не можем зайти слишком далеко в обсуждении HEMA, не упомянув Эварта Оукшотта. Он был историком и коллекционером мечей, который много писал о европейских мечах и их применении. Он также разработал типологию Оукшотта, которую историки используют для классификации европейских мечей от непосредственного постримского периода до эпохи Возрождения. Оукшотт написал несколько книг, основанных на том, что он узнал о средневековой культуре, оружии, доспехах и истории.

Недавняя реконструкция

talhoffer fechtbuch 1467 longsword
Талхоффер Фехтбух с изображением боя на длинных мечах, XV век, Wikimedia Commons

В конце 1990-х — начале 2000-х годов в ответ на растущую популярность HEMA появилось несколько организаций. Наибольшим влиянием среди сообщества в то время пользовалась Ассоциация боевых искусств эпохи Возрождения, основанная Джоном Клементсом в 1996 году.

Многие немецкие учения о длинном мече дошли до нас, например, от Кристиана Генри Тоблера, наиболее известным трудом которого является Секреты средневекового немецкого фехтования. Он переосмыслил стих Иоганна Лихтенауэра и представил действия в виде блок-схемы, которая сжимает текст в узнаваемые последовательности. На итальянском направлении у нас есть Гай Виндзор. Его книга The Swordsman’s Companion считается незаменимым чтением для тех, кто начинает заниматься HEMA.

Однако именно вклад доктора Патри Пуглизе, пожалуй, больше всего способствовал восстановлению HEMA. Он делал фотокопии трактатов по фехтованию, переплетал их и физически отправлял по почте всем, кто их просил, прося лишь достаточно денег, чтобы покрыть расходы на печать и почтовые расходы.

Какое оружие используется в HEMA?

сабля с ножнами хема
Сабля с ножнами и поясом, начало XVII века, via Wikimedia Commons

Длинный меч — это хлеб с маслом для многих студентов, изучающих исторические европейские боевые искусства. Это универсальное оружие для боя как без доспехов, так и в доспехах, и именно для него у нас сохранилось больше всего материалов. Оно служило запасным оружием во время военных столкновений. Источники из Германии, Италии и Англии находятся в свободном доступе в сети.

Такое оружие, как копье, алебарда или топор, также используется в HEMA, но только в бою в доспехах, как для исторической точности, так и для безопасности: эти виды оружия не носили в повседневной жизни солдата, и они слишком опасны для свободного спарринга без доспехов. Сила, стоящая за ними, слишком велика, чтобы стандартное защитное снаряжение могло противостоять ей.

Меч и баклер — небольшой щит, носимый на поясе в гражданской одежде, — еще одна система в HEMA. Вальпургиева рукопись «Меч и баклер» (MSI33) — старейший из известных письменных источников, написанный в XIII веке. Баклер можно было использовать с мессером, мечом или рапирой. Однако рапира чаще использовалась в паре с кинжалом, чем с баклером.

Завершая подборку HEMA-оружия, мы имеем дело с такими традициями, как сабля и штык. Они использовались в качестве пехотного и кавалерийского оружия в 19 веке.

Изучение HEMA

школа фехтования лейден
Школа фехтования при Лейденском университете, 1610 год, через Wikimedia Commons

Студенты HEMA приходят в искусство разными путями. Большинство присоединяется к школе в своем районе. Несмотря на то, что HEMA развивается, она все еще остается относительно нишевой и не так прочно укрепилась по сравнению с другими боевыми искусствами. В связи с этим будущие ученики могут неформально встречаться в парках или других подобных местах для тренировок — с разрешения местных властей, учитывая потенциальный риск для безопасности. Поскольку это боевое искусство, его невозможно эффективно освоить, не потренировавшись против сопротивляющегося противника.

Чтение исторических руководств по фехтованию также может расширить понимание систем и послужить справочным пособием. В силу своего возраста они являются общественным достоянием и поэтому доступны бесплатно на различных сайтах в Интернете. Например, Wiktenauer — это открытая вики, где размещены переводы и транскрипции десятков манускриптов. Может быть страшно представить, с чего начать, но это зависит от того, какую систему оружия человек хочет изучить.

Для студентов, заинтересованных в изучении немецкого боя на длинных мечах, хорошим местом для начала будет Pol Hausbuch, обозначенный как MS3227a. Это один из самых подробных и всеобъемлющих трактатов по длинному мечу. Среди других авторов можно назвать Ханко Добрингера, Петера фон Данцига и Ганса Тальхоффера. Что касается рапиры, то можно ознакомиться с работами Ридольфо Капоферро, Камилло Агриппы, Винченцо Савиоло и Акилле Мароццо.

Практическое оборудование

снаряжение для фехтования tarr bence laszo hema
Фехтовальщики в полном защитном снаряжении HEMA, via Wikimedia Commons

Для безопасной практики HEMA необходимо, чтобы студенты носили защитное снаряжение. Как минимум, необходимы фехтовальная маска и плотные перчатки. Маска состоит в основном из стальной сетки, которая полностью закрывает лицо и бока головы, а также нагрудника, который обеспечивает некоторую защиту горла. Тяжелые фехтовальные перчатки состоят из отдельных отделений для большого, указательного и среднего пальцев, а также для безымянного и мизинца. Поверх перчаточной части находится жесткое пластиковое покрытие, защищающее тыльную сторону кисти и костяшки пальцев. Это наиболее распространенная конструкция перчаток; существуют конструкции с пятью пальцами, но пока ничто не может сравниться по безопасности с перчаткой-клеш.

Другие элементы защитного снаряжения включают в себя мягкий капюшон для верхней и задней части головы, горжет для полной защиты горла, мягкие фехтовальные куртки и штаны, пластиковую защиту для груди, чашку и защиту для других суставов, таких как плечи, локти и колени. Различная интенсивность спаррингов и разное оружие могут позволить фехтовальщикам обойтись без некоторых из этих приспособлений, но, как уже говорилось, защита головы и рук жизненно необходима всем, кто занимается партнерскими тренировками или спаррингами.

Тренировочные мечи могут быть сделаны из дерева, нейлона или стали. Чаще всего ученики начинают с нейлоновых, потому что они наиболее безопасны. Когда они наберутся опыта и приобретут соответствующее снаряжение, они переходят на стальные для спаррингов и серьезных соревнований. Ни в коем случае не занимайтесь спаррингом с деревянным оружием, даже с защитой. Дерево не может гнуться так, как синтетические материалы или даже сталь.

Конкурсы

соревнования по смешанному оружию хема
Соревнования по HEMA с саблями, via Wikimedia Commons

Соревновательные турниры по HEMA изначально возникли как средство проверки на прочность различных интерпретаций руководств. Например, печально известный спор о том, чем парировать — ребром или плоскостью, — должен был быть проверен на скорость с помощью разумных имитаций оружия. Некоторые из видов стражей имеют описания, которые трудно визуализировать. В художественных произведениях давались ссылки, но только на неподвижные позы.

Соревнования также привнесли в искусство элемент спорта — к лучшему или к худшему, решает каждый сам для себя. Многие люди, изучающие боевые искусства, делают это для того, чтобы соревноваться с другими, повышая тем самым интерес публики, но в то же время, когда в них вносятся спортивные элементы, это может размыть первоначальное учение.

Среди наиболее известных соревнований по HEMA — Longpoint, посвященный лонгсворду; Swordfish, соревнования по смешанному оружию, проводимые в Швеции, и FightCamp, базирующийся в Великобритании.

Зачет в соревнованиях ведется по успешным и решительным ударам, нанесенным по достоверным целям, при этом сохраняя свою безопасность. Забивание даже уничтожающего удара в честном поединке не остановит темп нападающего. В зависимости от правил, афтерблоу может привести к тому, что оба фехтовальщика или один из них получит очко. Афтерблоу — это удар, который наносится сразу после успешной атаки.

Проблемы в разработке HEMA

sca melee wikimedia
Общество творческих анахронизмов, рукопашный бой, через Wikimedia Commons

Стоимость снаряжения может оказаться непосильной для начинающих студентов, поэтому большинство приобретает его со временем. Снаряжение изготавливается на заказ, что требует времени и мастерства, а производителей пока относительно немного. Из-за этих факторов цены высоки. Тем не менее, многие студенты любят украшать свое снаряжение дизайном или цветами своей школы, что напоминает о рыцарской геральдике.

Кроме того, отсутствие единого руководящего органа, который регулировал бы все практики HEMA на предмет безопасности и точности, может затруднить их организацию. У всех разные приоритеты в отношении практики и академического обучения; чтобы искусство процветало, необходимо культивировать оба аспекта.

С точки зрения зрителя, HEMA, если она выполнена правильно, выглядит не так эффектно и впечатляюще, как, например, SCA или сценический бой. Обмен ударами может происходить в мгновение ока, и даже опытным судьям бывает трудно понять, что именно происходит или кто нанес удар.

В целом, HEMA в своей нынешней форме все еще является новой и находит свое место в широком сообществе боевых искусств. В ней есть аспекты практически для всех: серьезных спортсменов, случайных фехтовальщиков, тех, кто больше интересуется академией, и любителей истории.

Вернуться наверх