На равнинах, в кустарниках и лесах Восточной Африки около 2,4 миллиона лет назад жизнь была нелегкой. Хищники бродили по диким местам, а за еду приходилось бороться. Постоянно оглядываясь через плечо и на верхушки высоких трав, низкорослые, но прямоходящие гоминины стремились выжить, как и все остальные животные, с которыми они делили землю.
Они были маленькими. У них не было никаких особых физических характеристик, которые помогли бы им побеждать в схватках с гиенами, дикими собаками, львами и другими опасными существами. Однако у них было кое-что особенное, что помогло им выжить и в конечном итоге эволюционировать. У них был большой мозг. Мозг, который эволюционировал в мозг, которым мы обладаем сегодня.
Это был Homo habilis, наш отважный предок.
Открытия и дебаты
Первые останки Homo habilis были обнаружены в 1959 году Луисом и Мэри Лики, хотя в то время они еще не понимали, что найденное ими принадлежит к отдельному виду. Лики десятилетиями вели раскопки в Олдувайском ущелье в Восточной Африке и обнаружили останки Paranthopus boisei, родственника, но не прямого предка человека. Их сын, Джонатан Лики, обнаружил останки совершенно другого гоминина. В 1964 году его классифицировали как H. habilis, и он представлял собой самый древний вид рода Homo.
После открытия разгорелись споры о том, где и как этот вид вписывается в эволюционное древо. До сих пор считалось, что люди появились в Азии, но это открытие изменило всю картину. В конечном итоге было решено, что род Homo вместе с родом Paranthropus произошел от Australopithecus africanus. Наиболее распространенная теория того, что произошло дальше, заключается в том, что род Homo два миллиона лет назад разделился на Homo habilis и Homo rudolfensis, Homo habilis эволюционировал в Homo erectus/ergaster, затем в Homo heidelbergensis/rhodesiensis и, наконец, в Homo neanderthalensis и Homo sapiens.
Несмотря на признание этой теории, многие ученые в этой области готовы признать, что ее доказательства недостаточно основательны, чтобы преподавать ее как факт. Она может быть изменена при появлении новых доказательств. Дебаты вокруг H. habilis заключаются в том, что, хотя, скорее всего, H. erectus произошел от них, также возможно, что H. erectus произошел от H. rudolfensis, или от обоих, или ни от одного из них. До недавнего времени H. rudolfensis относили к роду Paranthropus, так что теории могут быть изменчивы. Некоторые считают, что H. rudolfensis и H. habilis даже не являются отдельными видами, а найденные останки H. rudolfensis представляют собой самок H. habilis.
Использование инструментов
Доказательства показывают, что Homo habilis использовал литические технологии олдованского типа. Хотя она была новаторской и революционной, она все же на несколько лиг отставала от того, что мог бы сделать Homo erectus. Похоже, что H. habilis создавал орудия труда путем оппортунистических ударов по каменным жилам, пока не появлялась достаточно хорошо сформированная чешуйка, которая подходила для того, что было нужно человеку. Это далеко не похоже на ашельскую технологию, где литические стержни подготавливались с учетом специфики орудий, а затем обрабатывались и придавались желаемой форме. Это не значит, что H. habilis ничего не знали о том, что делали. Они знали, что определенные камни дают определенные типы чешуек, если ударить по ним в нужном месте и с нужной силой.
Использование инструментов H. habilis показывает, что они определенно были на пути к становлению человека, но им не хватало творческого потенциала для создания сложных предметов, которые будут делать их потомки.
Орудия труда, как правило, были острыми, режущими и использовались для разделки мяса, так как предполагается, что H. habilis был плотным мясоедом и вел образ жизни падальщика. Режущие чешуйки также использовались для снятия шкур с животных и срезания растений.
Как выглядел Homo Habilis?
В эволюционном плане H. habilis был близок к австралопитекам, и хотя некоторые их черты намекали на то, что в будущем они эволюционируют в современных людей, H. habilis в большинстве своем был гораздо более приматом. Оценки роста этого вида сильно разнятся, поскольку не было достигнуто консенсуса относительно длины ног по отношению к телу. Поэтому оценки одного конкретного экземпляра (OH 62, женщина?) варьируются от 3 футов 3 дюймов до 4 футов 10 дюймов.
Однако они не были самыми короткими представителями рода Homo. Эта честь принадлежит Homo floresiensis, сохранившемуся виду Homo erectus (вероятно), который был обнаружен на острове Флорес в Индонезии.
Предполагается, что существовал заметный половой диморфизм, причем самки были значительно меньше самцов. Однако степень этого диморфизма неизвестна, и о ней можно только догадываться.
Существует также обоснованное предположение, что H. habilis был покрыт мехом, подобно нашим современным обезьянам, таким как гориллы и шимпанзе. Согласно популярным теориям, H. habilis жили в более холодном климате и не вели активный образ жизни, как более поздние гоминины, и поэтому нуждались в густой шерсти, чтобы оставаться в тепле.
У них также были длинные, хорошо развитые руки, пригодные для дендроидной деятельности, что позволяет предположить, что они жили в тот период эволюции, когда наши предки еще не полностью приспособились к жизни на земле и все еще очень полагались на деревья в плане безопасности.
В их головах и лицах также наблюдается сочетание обезьяноподобных и человеческих черт, что отражает их положение на эволюционном древе. Нижняя часть лица, т. е. область вокруг рта и челюсти, выгнутая наружу (прогнатическая), в чем-то похожа, но выражена гораздо меньше, чем у наших двоюродных братьев-приматов, таких как шимпанзе. От носа вверх их лица были гораздо более плоскими. У них были тяжелые надбровные дуги и покатые лбы, типичные для наших предков, но гораздо менее покатые, чем у их ближайших австралопитековых предков. Объем их черепа варьировался в широких пределах и составлял от 500 до 900 кубических сантиметров (см3). Таким образом, их мозг был схож по размеру с мозгом их современников (H. rudolfensis) и их эволюционных потомков (H. ergaster/erectus). Для сравнения, у современных людей объем черепа обычно составляет от 1400 до 1500 см3.
Как они жили?
Homo habilis был назван так из-за доказательств использования орудий труда, значительно превышающих уровень, ранее наблюдавшийся в эволюции человека (habilis на латыни означает «удобный» или «полезный»). Простые каменные орудия использовались в изобилии, причем некоторые инструменты применялись для определенных целей. Орудия использовались как резцы, тендерайзеры и дробилки, а ручные топоры служили для превращения палок в простейшие копья или лопаты. Таким образом, создание орудий труда было важной частью культуры и образа жизни H. habilis.
Неизвестно, как они взаимодействовали на сексуальном уровне. Широко распространено предположение, что Homo erectus был первым гоминином, практиковавшим моногамию, и поэтому считается, что H. habilis был полигинен и в этом отношении проявлял черты, схожие с современными родственниками обезьян, например, вступал в схватку с самцами, чтобы заполучить пару. Есть свидетельства в пользу этой теории, но есть и свидетельства против нее, поэтому мало что можно сказать наверняка о брачных привычках H. habilis и о том, как взаимодействовали полы.
Возможно, они обладали рудиментарной речью, и хотя она была чрезвычайно сложной по сравнению с другими животными, но не приближалась по сложности к речи современных людей. В пользу этой теории говорит увеличенная зона Брока в мозге H. habilis, которая у человека играет важную роль в способности понимать, строить и использовать язык.
H. habilis, находясь на меньшем конце спектра размеров гомининов, также был легкой мишенью для хищников. Поэтому, как и все наши предки и родственники на эволюционном древе, H. habilis был общинным. Было высказано предположение, что размер мозга играет важную роль в численности обезьяньих отрядов. Этот показатель называют «числом Данбара» или «обезьяньей сферой». Оно определяет когнитивный предел поддержания социальных отношений. Робин Данбар, создатель теории, утверждает, что у H. habilis «число Данбара» составляло 82, а их «войска», вероятно, насчитывали от 70 до 85 особей. Для сравнения, у современного H. sapiens число Данбара составляет 150.
H. habilis также не был единственным гоминином в африканских лесах и саванне. Они делили свой мир с похожими на них H. rudolfensis, Paranthropus boisei и, позднее, H. erectus/ergaster. Как эти виды взаимодействовали друг с другом, неизвестно и является предметом многочисленных спекуляций.
H. habilis, скорее всего, были конфронтационными падальщиками. Они были хорошо вооружены, когда собирались в группы, и, вооружившись камнями и палками, могли бросить вызов хищникам и другим падальщикам, отгоняя их от убитого и присваивая его себе. Для настоящей охоты они были мало приспособлены. Только в результате эволюции H. erectus/ergaster люди обрели способность бегать на большие расстояния. Однако они были приспособлены к путешествиям на большие расстояния, и считается, что H. habilis мог быть первым гоминином, покинувшим Африку.
В их рацион, по-видимому, также входили фрукты и клубни, хотя мясо стало важной частью их рациона. Это внимание к плотоядному образу жизни считается катализатором увеличения человеческого мозга на протяжении эволюционных эпох и стало более заметным у H. erectus/ergaster.
Homo habilis просуществовал в общей сложности около 700-800 тысяч лет. За это время их мир претерпел множество климатических изменений, и им пришлось постоянно приспосабливаться, что дало начало эволюции адаптивности, которая стала характерна для человеческого вида. Они также продемонстрировали первые признаки использования орудий труда и сыграли важную роль в формировании основ человечества в том виде, в котором оно известно сегодня.
Хотя мы очень мало знаем об этом виде, Homo habilis сыграл большую роль в определении того, кем мы являемся сегодня.