Снятый за довольно астрономическую сумму в 180 миллионов долларов, биографический фильм собрал почти миллиард долларов по всему миру, хотя бы отчасти благодаря своему маловероятному происхождению — как половина Барбенхаймер театральный динамичный дуэт. Но теперь, когда пыль рассеялась, проницательные зрители могут обнаружить ползучий критический осадок среди всех этих хвалебных речей. Насколько Оппенгеймера цифры — это фактическая биография легендарного американского физика Джулиуса Роберта Оппенгеймера, а сколько подлого, биологически опасного радиоактивного мусора сброшено на ничего не подозревающую публику?
Оппенгеймер: от книги к экрану
Высказать мнение, что Оппенгеймер вольно обращается с массивным (800 с лишним страниц) изданием 2005 года, удостоенным Пулитцеровской премии Американский Прометей Биография Кая Берда и Мартина Шервина — это примерно то же самое, что сказать, что мрачный, задумчивый фильм Нолана Бэтмен Перезагрузка повторяет сюжеты телевизионных фильмов 1960-х годов. Бэтмен серия. Начнем с того, что нехудожественный источник Нолана — это скрупулезная, порой трудоемкая, молекулярная хроника титанического взлета и падения Оппенгеймера, чье блестящее руководство Манхэттенским проектом США с 1943 по 1945 год привело к созданию первой атомной бомбы, а вместе с ней — к быстрому и ужасному завершению кампании союзников против Японии во Второй мировой войне.
Нолан, однако, с первых же кадров объявляет войну любой логической временной шкале. Это фильм, который не только быстро играет с фактами, но и расчленяет сложнейшую жизнь и время Оппенгеймера на тысячи кусочков пазла, перемещая зрителя то в одну, то в другую сторону, во времени и месте, от 1920-х до 1950-х годов. Предположим, что прошлогодний фильм, получивший премию «Оскар Все и сразу, но действие происходит в физической лаборатории, а не в прачечной.
Если Оппенгеймер был главным человеком, разбившим атом и сделавшим его оружием, то Нолан разбивает Оппенгеймер Фильм превращается в галактику расщепляющихся кусочков; какими бы кинетическими они ни были, вместе их сила меньше, чем сумма частей. Кажется, он принимает печально известную управленческую мантру Марка Цукерберга (Двигайся быстро и ломай вещи) в буквальном смысле, и, подобно мастермайнду из Facebook, никогда не останавливается надолго, чтобы собрать — или сложить — кусочки.
В условиях шквала калейдоскопических образов, включая туманные визуальные фейерверки, у зрителей тоже не остается времени на раздумья. То, что можно было бы представить как взвешенную, продуманную трехчасовую драматизацию важнейшей научной, военной и политической главы в истории XX века (и прелюдию к гонке вооружений между США и СССР в холодной войне), вместо этого превращается в смазливый, навороченный, даже сенсационный голливудский байопик. Это вечный двигатель, но такой, который мог бы работать на волшебных грибах, а не на обогащенном уране.
Барбенхаймер
Тем не менее, Оппенгеймер это своего рода триумф, но в основном в области шумихи, шумихи и удивительно удачного выбора времени. Во-первых, это узнаваемость имени и кассовые сборы Нолана, вероятно, самого кассового режиссера своего поколения, чьи хиты варьируются от серьезной нехудожественной литературы, такой как Дюнкерк до научно-фантастической фантастики, такой как Inception. А еще — случайный, но небесполезный прокат летом 2023 года в постковидном мире, где многострадальная публика лихорадочно пыталась встать с дивана. И, наконец, любовь с первого взгляда, свидание вслепую с Барби блокбастер, алхимия «икс-фактора», которая была умножена на золото в кассовые сборы бесчисленное количество раз.
Удивительно, но отсутствие главной звезды (например, Леонардо Ди Каприо или даже Кристиана Бейла) в главной роли не помешало Оппенгеймер, в котором произошел взрыв. На роль Оппи Нолан выбрал ирландского актера Киллиана Мерфи. Эмили Блант играет непостоянную жену Оппенгеймера Китти, Гэри Олдман — всеамериканского (до мозга костей) президента Гарри Трумэна, а Кен Брано — датского физика-первопроходца Нильса Бора.
Скептически настроенные критики вполне могут усомниться в том, что Нолан так сильно утяжелил состав британских актеров, особенно Мерфи, чьим основным актерским модусом в роли Оппи является либо а) широкоглазая сосредоточенность и удивление, либо б) широкоглазый шок и сожаление. В его пародировании ему помогает гиперактивная камера Нолана, которая почти постоянно сопровождает героев крупным планом и лицом к лицу, настолько, что сжирает больше декораций, чем Роберт Дауни-младший. Железный человек Супергеройские доспехи, Дауни надевает галстук и седину, чтобы сыграть Льюиса Штрауса, мелкого, двуличного политического инсайдера с Уолл-стрит, который становится катализатором подрыва послевоенного авторитета Оппенгеймера как ведущего американского ученого-героя.
Деление и Фриссон
В то время как Нолан мотает зрителя туда-сюда по годам, он не любит обозначать время и место, относясь к ним, как к государственной тайне. В результате получается головокружительный центробежный вихрь кадров и сцен, некоторые из которых цветные, а некоторые черно-белые, рисующие опьяняющие дни учебы Оппенгеймера в колледже в Европе и его первую работу преподавателем в Университете Калифорнии-Беркли, а затем его свидание с судьбой в качестве директора, основателя и короля-философа лаборатории Лос-Аламоса в Нью-Мексико во время Второй мировой войны. Почему черно-белый? Скорее всего, это связано с нуарным обрамлением фильма Нолана, который противопоставляет яркие первые десятилетия жизни Оппи, предшествовавшие созданию бомбы, теневой послевоенной эпохе маккартистских антикоммунистических охот на ведьм.
К концу 1940-х — началу 1950-х годов многое изменилось во внешней и внутренней политике США, и многие левые подверглись преследованиям, судебным преследованиям или просто замолчали. Оппенгеймер, некогда знаменитый ученый и человек-возрождение, который помог выиграть войну (хотя до сих пор ведутся споры, бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года, вероятно, спасли миллионы жизней, предотвратив сухопутное вторжение союзников в Японию), лишается своего заветного сверхсекретного допуска. Для многих наблюдателей и коллег Оппенгеймер после этого уже никогда не был прежним. Он не то чтобы был избитым человеком, но был эффективно приглушен, обезврежен и обезоружен. Он стал главой Института перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси, где провел остаток своих дней в почти монашеском затворничестве.
В огне
Американский Прометей рисует портрет Оппенгеймера как сложного, противоречивого интеллектуального гиганта, одновременно амбициозного и благовоспитанного, проницательного и по-детски безрассудного. Нолан, однако, мыслит почти буквально, в черно-белых тонах. Будучи неоголливудским жанровым режиссером, он всегда ищет злодеев, а если не может найти одного или двух, то придумывает их. История показывает, что Штраус действительно контрабандой ввозил боеприпасы для правого крыла, чтобы уничтожить Оппенгеймера, но это упрощенно и просто неправильно — оставлять на свободе других плохих актеров. Среди них — авторитарный директор ФБР Дж. Эдгар Гувер, чьи «зеленые человечки» начали незаконно прослушивать дома и телефоны Оппенгеймера в начале 1940-х годов.
А еще есть злобный физик Эдвард Теллер, который отомстил своему бывшему коллеге из Лос-Аламоса. padrone свидетельствовав, что Оппи представлял собой нестабильную угрозу безопасности — и все потому, что он отклонил проект Теллера по созданию «супер», он же H-бомба. Не обошлось и без бездействующего президента Дуайта Эйзенхауэра, который не сделал ничего, чтобы спасти Оппенгеймера от унизительных инквизиционных испытаний Комиссии по атомной энергии в 1954 году и ее проклятого вердикта.
Как бы ни были скупы факты, фильм Нолана о позорном деле Дж. Роберта Оппенгеймера действительно промахивается, когда речь заходит о звездном романе Оппи с Джин Тэтлок, которую играет Флоренс Пью. Очевидно, что Нолан считает необходимым добавить в уравнение своего фильма шипение секса и предлагает зрителям не одну, а целых три безвозмездных (и странных) обнаженных сцены.
Доставка без промаха
Исторические фильмы обязательно сжимают, обрезают и упрощают, но Нолан так часто срезает углы, что ему следует присудить премию Ignoble Prize за игнорирование истории. Не стоит критиковать то, как он превращает Альберта Эйнштейна в отцовскую фигуру Йоды для Оппенгеймера, хотя на самом деле эти два человека не были особенно близки, хотя Эйнштейн был резидентом престижного аналитического центра в Нью-Джерси во время пребывания Оппенгеймера в должности.
Их разногласия были вызваны непоколебимым неверием Эйнштейна в основные, сверхъестественные постулаты современной квантовой механики, например, в то, что свет может быть как частицей, так и волной. Нолан придумывает ключевые сцены с участием этих двоих, одна из которых достигает критической массы в сознании Штрауса и становится основанием для его вендетты против Оппенгеймера.
Если фильм опирается на блицкриг коммерческих формул, чтобы разбавить тяжелую тему, то, по иронии судьбы, его лучшие моменты — это те, когда Нолан возвращается к старой школе хрестоматийного кинематографа. В то время как несколько исполнителей главных ролей подчиняются команде Нолана, заставляя его эмоционировать в стиле «Посмотрите на меня, я оскароносный!» (здесь виноваты Блант и Дауни-младший), у Мэтта Дэймона хватает смелости вести себя восхитительно непринужденно, вместо того чтобы играть. В роли грубоватого армейского генерала, который приглашает Оппенгеймера собрать и возглавить команду мечты по созданию А-бомбы, Дэймон не вполне справляется со своей ролью, но он заслуживает медали за заметное хладнокровие под огнем.
Еще одно исключение из показной мелодраматики Нолана — лауреат премии «Оскар» (Черчилль) Гэри Олдман. Олдман, никогда не отличавшийся робостью перед камерой, освежает свое камео в роли простодушного и недалекого президента Трумэна, чье победное рукопожатие в адрес Оппенгеймера постепенно превращается в виртуальную пощечину.
Сцена испытания Троицы в Оппенгеймер
Зрители также могут захотеть посмотреть Оппенгеймер за леденящую душу бравурную последовательность, которая достигает кульминации в июле 1945 года Троица Испытание атомной бомбы в пустыне Нью-Мексико. Нолан собирает актерский состав, готовит декорации и пиротехнику, включает неземные зрелища и звуки и ведет обратный отсчет до ослепительного мини-апокалипсиса, навсегда изменившего историю человечества. Если учесть только научные, теоретические и инженерные разработки, которые тогда стоили 2 миллиарда долларов (сегодня — около 25 миллиардов), но при этом несколько лет круглосуточной работы команды лучших и ярчайших молодых западных ученых, то вся эта затея была великолепным, явно дьявольским достижением. На сегодняшний день, за почти 80 лет, прошедших после катаклизмов в Хиросиме и Нагасаки, человечество и планета избавлены от смерти и разрушения, которые несло в себе такое оружие. Но надолго ли?