Идентификация римских мраморов: Руководство для коллекционеров » Блог о искусстве и кино

Идентификация римских мраморов: Руководство для коллекционеров

Logo

Римские статуи и бюсты, особенно выполненные из мрамора, являются чрезвычайно желанными предметами коллекционирования. Они часто достигают высоких цен на аукционах, поэтому коллекционерам будет полезно знать, как отличить республиканский мрамор от императорского. А также как отличить греческие изделия от римских. Цель этой статьи — рассказать о некоторых экспертных фактах о римских мраморах, которые помогут коллекционерам в их будущих приобретениях.

Республиканские и императорские римские мраморы

Мужской портрет, копия начала II века. Предполагаемая аукционная цена: 300 000 - 500 000 фунтов стерлингов, через Sothebys.

Мужской портрет, копия начала II века. Предполагаемая аукционная цена: 300 000 — 500 000 фунтов стерлингов, через Sothebys.Покупая римский мрамор для своей коллекции, полезно знать, как датировать скульптуру и определить, является ли она республиканской или императорской. Вот несколько советов по истории и стилям римских мраморов.

Республиканские мраморы более ценны

 Каррарский мраморный карьер
Каррарский мраморный карьер

В раннереспубликанском Риме самым популярным материалом для изготовления скульптур была бронза, за ней следовала терракота. Мрамора на Апеннинском полуострове было мало, и самый лучший источник его вблизи Рима находился в городе Каррара. Однако римляне не использовали его до II/1 века до нашей эры. Они полагались на импорт мрамора из Греции и Северной Африки, что было очень дорого, поскольку в то время эти два региона были еще независимыми государствами, а не римскими провинциями.

Таким образом, республиканские мраморные скульптуры редки по сравнению с тем изобилием, которое мы находим в императорскую эпоху. Следовательно, они более ценны и достигают более высоких цен на аукционах.

Стилистические различия

Пример веризма в римском портрете - частный портрет патриция, I век до н. э., через Smart History
Пример веризма в римской портретной живописи — частный портрет патриция, I век до н. э., через Smart History

Республиканский портрет стилистически склоняется к веризму или реализму. Римляне любили представлять своих чиновников, важных персон и политиков как можно более естественно. Поэтому скульптуры и портреты людей той эпохи имеют множество недостатков, таких как морщины и бородавки.

Римляне ассоциировали возраст с мудростью, поэтому если у вас было много морщин и борозд, вы считались более влиятельным и выдающимся. Они даже доходили до того, что добавляли на портреты недостатки и дефекты кожи, чтобы люди казались старше.

Два римских автора, Плиний Старший и Полибий, упоминают, что этот стиль возник из погребальной практики изготовления посмертных масок, которые должны были изображать умершего как можно более натуралистично.

К концу I века до н. э. веризм несколько ослабел. Во время первого триумвирата Цезаря, Помпея и Красса скульпторы лепили портреты так, чтобы они выражали этос или личность субъекта. Веризм вышел из употребления в имперскую эпоху династии Юлиев-Клавдиев, но вновь заявил о себе в конце I века до н. э., когда на престол взошла династия Флавиев.

Мраморная голова флавианской женщины (сидит на плечах 17/18 века), конец 1 века. Обратите внимание на типичную флавианскую женскую прическу. Предполагаемая аукционная цена: 10 000 - 15 000 фунтов стерлингов, продано за 21 250 фунтов стерлингов, через Sothebys.
Мраморная голова флавианской женщины (сидит на плечах 17/18 века), конец 1 века. Обратите внимание на типичную флавианскую женскую прическу. Предполагаемая аукционная цена: 10 000 — 15 000 фунтов стерлингов, продано за 21 250 фунтов стерлингов, через Sothebys.

Императорский портрет претерпел множество стилистических изменений, поскольку многочисленные мастерские и школы представляли различные художественные направления. Каждый император предпочитал другой стиль, поэтому невозможно определить каноническое изображение.

Однако есть одна общая черта. Римляне были одержимы греческой культурой. Эллинистическое влияние прослеживается практически во всех аспектах римской жизни, от религии и философии до архитектуры и искусства. Август положил начало тенденции копировать классические греческие скульптуры, и вскоре это стало стандартом.

Пара мраморных бюстов римского императора и Геркулеса. Обратите внимание на сходство в прическе и волосах на лице. Предполагаемая цена: 6 000 - 8 000 фунтов стерлингов, продано за 16 250 фунтов стерлингов, через Sothebys.
Пара мраморных бюстов римского императора и Геркулеса. Обратите внимание на сходство в прическе и волосах на лице. Предполагаемая цена: 6 000 — 8 000 фунтов стерлингов, продано за 16 250 фунтов стерлингов, через Sothebys.

Самые популярные императоры среди коллекционеров

Как мы уже говорили, республиканские мраморы обычно ценятся больше, но и императорские статуи невероятно популярны.

Естественно, коллекционеры обычно стремятся приобрести статую императора или скульптуру, выполненную кем-то из известных римских художников.

Статуи, изображающие императоров из династии Юлиев-Клавдиев, от Тиберия до Нерона, являются самыми редкими и, соответственно, самыми желанными. Причина их редкости кроется в римском обычае damnatio memoriae. Если человек совершал что-то ужасное или вел себя как тиран, сенат осуждал его память и объявлял врагом государства. Все публичные портреты этого человека уничтожались.

Пример damnatio memoriae, III век н. э., через Академию Хана
Пример damnatio memoriae, III век н.э., через Академию Хана

В случае с императорами многие скульптуры были отреставрированы, и художник вырезал на статуе другое лицо. Иногда просто удаляли голову императора, а на тело приклеивали другую.

Портрет императора Калигулы, переделанный под Клавдия, II век н. э., через Академию Хана
Портрет императора Калигулы, переделанный под Клавдия, II век н. э., через Академию Хана

В отличие от Августа, которому поклонялись даже во времена Поздней империи, большинство его преемников были осуждены. Особенно не любили Калигулу и Нерона, поэтому их портреты встречаются очень редко. Иногда скульптура безголового тела, принадлежавшего одному из них, может стоить на аукционе дороже, чем целая статуя другого императора.

Отличный способ определить статую осужденного императора — обратить внимание на пропорции головы и тела, а также на разные тона мрамора и трещины вокруг шеи или головы, где она была обрезана по размеру. Иногда скульпторы удаляли голову императора из статуи и добавляли на ее место голову его преемника. Так поступили со статуями императора Домициана. Они были обезглавлены, а скульпторы добавили голову его преемника Нервы. В таких случаях пропорции головы и тела могут быть немного нарушены, поэтому можно быть уверенным, что кто-то внес изменения. Таким образом, можно сказать, что голова императора сидит на теле его предшественника.

Измененный портрет императора Нервы, ранее Домициана, I век н. э., vis Khan Academy
Измененный портрет императора Нервы, ранее Домициана, I век н.э., vis Khan Academy

Император Гета также популярен среди коллекционеров. Он был соправителем своего старшего брата Каракаллы. Они не ладили, и Каракалла убил Гету. Затем последовал самый жестокий случай damnatio memoriae в истории. Он запретил всем произносить имя Геты, удалил его со всех рельефов и уничтожил все его портреты. Даже римские провинции получили указание уничтожить все, что связано с Гетой. Именно поэтому его изображения встречаются крайне редко и в основном находятся в музеях.

Греческий или римский?

Римская копия эллинистической статуи, 2/3 век до н.э., через Музей Метрополитен.
Римская копия эллинистической статуи, II-III век до н. э., через Музей Метрополитен.

Как уже говорилось, римляне любили греческую культуру. Патрицианские семьи с удовольствием украшали свои виллы греческими статуями и рельефами, а многие из них устанавливались публично.

Многие произведения искусства импортировались из Греции в Рим до тех пор, пока римляне не начали добывать собственный мрамор. С этого момента дешевле было заплатить художнику, чтобы он сделал вам копию греческой скульптуры. Поэтому часто бывает трудно определить, является ли скульптура греческим оригиналом или римской копией. Греческие скульптуры традиционно ценятся больше, просто потому, что они старше. Но поскольку существует множество копий, определить их происхождение довольно сложно. Определенные стилистические особенности могут помочь вам отличить их друг от друга.

Различия между греческой и римской скульптурой

Римские статуи обычно крупнее, так как греки любили изображать реальные пропорции людей. Даже римские копии греческих скульптур имеют большие размеры. Из-за того, что римляне нарушали пропорции, их статуи часто были неустойчивыми. Поэтому римские художники прикрепляли к статуям небольшой блок мрамора, чтобы добиться лучшего баланса. Если вы увидите этот блок, можете быть уверены, что статуя римская, так как он никогда не встречается в греческом искусстве.

Пример дополнительного мраморного блока, использованного для поддержки римской статуи, через Times Literary Supplement
Пример дополнительного мраморного блока, использованного для поддержки римской статуи, через Times Literary Supplement

Греки никогда не любили естественные изображения. Вместо этого они предпочитали идеал красоты, как в мужском, так и в женском обличье. Их статуи изображают молодые и сильные тела с неземной красоты лицами. В этом их сильное отличие от римского веризма и реалистичного подхода к стилю. Однако некоторые императоры и императрицы создавали свои портреты, следуя классическому греческому стилю с мускулистыми мужскими или сладострастными женскими телами.

Мраморный портрет Веспасиана, 2-я половина I века
Мраморный портрет Веспасиана, 2-я половина I века, через Sothebys.

Император Адриан был большим поклонником греческой культуры, поэтому вы легко узнаете его портреты — они бородаты. Римляне не любили отращивать бороду, и вы редко найдете мужской портрет, который не был бы чисто выбрит. Греки же, напротив, обожали волосы на лице. Для них длинные и полные бороды олицетворяли интеллект и силу. Именно поэтому все их боги бородаты, как и философы и мифологические герои.

мраморный бюст Зевса, конец I-II века, через Sothebys.
Мраморный бюст Зевса, конец I-II века, через Sothebys.

Греки также были более раскованными в вопросах наготы. Поскольку канонические мужские и женские тела широко почитались, греческие художники часто не прикрывали свои фигуры одеждой. Римляне любили наряжать свои скульптуры в тоги или военную форму. Они также добавляли больше деталей к статуям, в то время как греки любили простоту.

Одетый римский император против обнаженного греческого атлета, через Рим о Риме
Одетый римский император против обнаженного греческого атлета, via Rome on Rome

В отличие от римлян, в Греции не так много мраморных изображений частных лиц. В Риме это было популярно, но греки изображали только своих чиновников и знаменитых атлетов или философов.

***

Надеюсь, эти советы помогут вам определить и оценить ценность ваших римских мраморов. Не забывайте всегда следить за императорами, которых римляне считали «плохими» и выполняли damnatio memoriae, так как они, скорее всего, будут редкими. Удачи!

Вернуться наверх