Искусство и архитектура барокко: 6 часто задаваемых вопросов » Блог о искусстве и кино

Искусство и архитектура барокко: 6 часто задаваемых вопросов

Logo


Барокко — одно из самых легко узнаваемых и распространенных направлений в искусстве. Оно зародилось в Италии XVI века и было одновременно художественным прорывом и политическим инструментом. Искусство барокко включало в себя не только живопись, но и скульптуру, архитектуру, музыку и даже оперу. Барокко стало первым по-настоящему глобальным художественным направлением, его сложная, детальная и динамичная эстетика легко адаптировалась к различным культурам и средам. Здесь вы найдете ответы на шесть ключевых вопросов об этом знаменитом художественном направлении.

1. Как возникло искусство барокко?

девственная живопись веласкеса
Коронация Девы Марии работы Диего Веласкеса, 1635-36, через Музей Прадо, Мадрид

Эмоционально насыщенное искусство барокко имело свои политические причины для возникновения. Оно стало важнейшим пропагандистским инструментом движения Контрреформации. Сторонники протестантской Реформации во главе с Мартином Лютером считали, что Римско-католическая церковь злоупотребляла своей властью и неверно истолковывала Божье послание. Они осуждали практику прощения грехов за деньги, отсутствие благочестия и покаяния, а также любовь церкви к материальным благам. Они также считали религиозное искусство безнравственным, поскольку оно заставляло людей поклоняться идолам. Это убеждение привело к жестоким нападениям на церкви и соборы. Толпы людей грабили и уничтожали произведения искусства по всей Европе. Особенно катастрофическими были разрушения в Германии и Нидерландах.

Католическая церковь должна была найти решение. Поэтому в 1545 году по инициативе папы Павла III был созван Трентский собор — собрание европейских католических чиновников, боровшихся за сохранение своей власти. Это событие продлится восемнадцать лет и положит начало движению Контрреформации и определит его стратегию. Обвиняя католиков в проступках, Мартин Лютер и его сторонники опирались на разум и логику, толкуя библейские стихи и указывая на несоответствия. Вместо того чтобы попытаться победить противника в его игре, католическая церковь решила придумать свою собственную. Трентский собор запретил нецерковным людям толковать Библию и официально заявил, что вопросы веры не имеют отношения к разуму, полагаясь исключительно на чувства. Новое искусство должно было расставлять эмоциональные ловушки для зрителя, притягивая его ближе и вызывая сострадание.

2. Как распознать картину в стиле барокко?

барокко искусство караваджо ящерица живопись
Мальчик, укушенный ящерицей, Микеланджело Меризи да Караваджо, 1593-94, через Национальную галерею, Лондон

Чтобы увлечь зрителя, картина эпохи барокко должна была показать нечто большее, чем обычный библейский сюжет. Искусство стало более театральным, с преувеличенными позами, выражениями лиц и очень драматичным использованием темного фона, контрастирующего с передними фигурами. Почти в каждой картине эпохи барокко есть некий центральный элемент, который заставляет зрителя взаимодействовать с ним. Это может быть слегка наклоненная корзина с фруктами, нарушающая баланс композиции, нервирующая натуралистичная сцена страдания или простой, но сильный взгляд с другого конца холста. Подобно ящерице на картине Караваджо, произведение барокко может внезапно [ , вызывая неподдельные эмоции и сопереживание. Святые показаны не как торжественные и неприступные персонажи; это живые существа, которые болят, чувствуют и обращаются к вам прямо через кадр.

Искусство барокко не ограничивалось библейскими сценами. Пытаясь вернуть аудиторию из низших слоев общества, подверженную протестантскому влиянию, искусство барокко часто обращалось к мирским сюжетам, таким как натюрморты на столах или идеализированные изображения повседневной жизни. Среди художников барокко такие великие мастера, как Караваджо, Диего Веласкес, Николас Пуссен, Рембрандт ван Рейн и Артемизия Джентилески.

3. Является ли барокко тем же самым, что и маньеризм?

пармиджанино картина мадонна
Мадонна с длинной шеей работы Пармиджанино, ок. 1535-40, виа Уффици, Флоренция

Маньеризм и барокко часто путают из-за их общего драматизма и близкого родства. Маньеризм возник в первой половине XVI века как главный предшественник барокко. Однако он так и не достиг подобного успеха. Хотя некоторые искусствоведы считают, что маньеризм был лишь ранней стадией барокко, большинство сходится во мнении, что у этого движения было достаточно собственных отличительных черт. Маньеризм не только превзошел барокко по эмоциональной насыщенности, но и использовал искаженные пропорции и формы, которые придавали образам выразительность. В этом смысле у маньеристов было гораздо больше общего с экспрессионистами, появившимися столетия спустя. По сравнению с искусством барокко, маньеризму не хватало динамизма и движения. Его эмоции были статичны, словно зафиксированы во времени. Самыми известными художниками маньеризма были Пармиджанино, Эль Греко, Тинторетто и Джузеппе Арчимбольдо.

4. В чем разница между барокко и ренессансом?

латур магдалина картина
Кающаяся Магдалина работы Жоржа Латура, ок. 1640 г., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Некоторые любители искусства путают барокко и Ренессанс. Несмотря на стилистическое сходство, идеи, лежащие в основе этих двух направлений, кардинально отличаются. Ренессанс — переводится как возрождение — это возрождение античной архитектуры и искусства через призму христианской религии. Искусство Ренессанса возникло в эпоху позднего Средневековья и ознаменовало собой начало новой эры. Это был переход от средневекового искусства с его двухмерными и стилизованными изображениями к более реалистичным образам и иконографии, вдохновленной античностью.

Искусство Ренессанса было изысканным и тщательно выстроенным, со строгими правилами равновесия. Барокко, получившее свое название от разновидности жемчуга неправильной формы, было многогранным, полным неожиданных форм и поворотов. Если искусство Ренессанса устанавливало новый канон и новый порядок, то барокко представляло собой хаос. Иногда он был радостным, иногда драматичным, но он поражал зрителей тем, что нарушал правила.

5. Почему архитектура барокко имеет большое значение?

барокко искусство бернини здание святого петра
Балдахин и алтарь базилики Святого Петра в Ватикане работы Джан Лоренцо Бернини, 1623-1634, via Базилика Святого Петра

Впервые в истории архитекторы эпохи барокко стали мыслить шире. Вместо того чтобы проектировать одно здание, они представляли себе композиции из различных сложных архитектурных элементов, работающих вместе для достижения визуального баланса и величия. Здания барокко не были устойчивыми и сбалансированными, как здания эпохи Возрождения.

Одной из выдающихся особенностей архитектуры барокко было использование trompe l’oeil — оптической иллюзии пространства и гиперреалистичного изображения предметов и зданий. В архитектуре барокко часто использовались нарисованные колонны и арки, которых на самом деле не существовало. Купола церквей часто расписывались таким образом, что они казались выше, или имитировали чистое небо над посетителями и святыми, наблюдающими за ними.

Этот метод уже использовался в искусстве маньеризма, но получил дальнейшее развитие в архитектуре барокко. Художникам часто приходилось значительно искажать пропорции, чтобы сохранить иллюзию глубины, делая изображение правильно видимым только под одним определенным углом. Таким образом, планировка барочного здания должна была быть тщательно спланирована, чтобы динамизм всей конструкции оставался неизменным.

6. Было ли искусство барокко одинаковым во всех регионах?

дети карраччи живопись
Два ребенка, дразнящие кошку, автор Аннибале Карраччи, 1587-88, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Одной из самых значительных черт искусства барокко стало то, что оно стало первым по-настоящему международным художественным движением. В то время как многие другие стили уходили корнями в народное искусство региональных традиций, барокко оказалось легко адаптируемым к местным обычаям и ожиданиям.

Италия стала родиной барокко в его первозданном и неразбавленном виде. Распространяясь по Европе, оно впитывало местные обычаи и менталитет, радикально трансформируясь. Испанское барокко славилось своей эмоциональной насыщенностью, жуткими деталями и мрачностью. Из Испании оно попало в колонии империи за океаном. Испанское барокко до сих пор можно встретить в соборах Латинской Америки, дополненное местными святыми и традиционными архитектурными и художественными элементами.

барокко искусство мена долороса скульптура
Mater Dolorosa работы Педро де Мены, 1674-85, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Несмотря на свой первоначальный пропагандистский тон, искусство барокко развивалось и в протестантских регионах, таких как Германия и Нидерланды. Поскольку религиозные сюжеты в большинстве случаев считались неуместными, голландские художники сосредоточились на повседневных сценах, натюрмортах и портретах обычных людей.

Хотя голландскому барокко не хватало драматизма Испании или изобретательности Италии, оно, тем не менее, достигло уникальной чувствительности к тонким человеческим чувствам и эмоциональным состояниям. Великие голландские художники Рембрандт и Вермеер развивали свой стиль в эпоху барокко, демонстрируя в своих работах тонкую и сложную трактовку света и пространства.

картина вермера доярка
Молочница, Иоганн Вермеер, ок. 1660, через Рейксмузеум, Амстердам

В Англии самый значительный прорыв барокко произошел после Великого лондонского пожара 1666 года. Пожар, начавшийся с пекарни в центре Лондона, уничтожил почти весь город, включая более 80 церквей. Рим предложил восстановить святыни, организовав строительство 51 церкви в стиле барокко в столице.

Искусство барокко в конце концов попало в Россию, привезенное вдохновленными дворянами, путешествовавшими по Европе. Русское барокко зародилось в конце XVII века — значительно позже, чем в других европейских странах, — и оставило наибольший след в архитектуре. В данном случае адаптивность барокко проявилась как никогда ярко. Опыт иностранных архитекторов, приглашенных для работы в Москве, смешался с традиционным стилем центрального региона России. Московское барокко не стеснялось цвета, но ему не хватало динамичности и интерактивности.

заступничество московская церковь
Покровская церковь в Москве, 1689-1694, через The Art Newspaper Russia

После того как Петр I перенес столицу страны из Москвы в новый город Санкт-Петербург, он пригласил французских и голландских архитекторов для разработки генерального плана. В итоге появилось новое издание русского барокко, более соответствующее его североевропейскому варианту.

Огромная популярность барокко оказалась гораздо большим, чем просто инструментом религиозной пропаганды. Даже современный зритель, в отсутствие исторического контекста, может обнаружить, что методы барокко его глубоко тронули и одурманили. Несмотря на специфические причины своего появления, барокко играет с вечным и общепонятным.

Вернуться наверх