Искусство и архитектура рококо: Определение, характерные черты, художники » Блог о искусстве и кино

Искусство и архитектура рококо: Определение, характерные черты, художники

Logo


Искусство рококо развивалось в XVIII веке как праздник радости, богатства и беспечного удовольствия. Оно доминировало в сфере искусства, архитектуры, музыки, дизайна и моды, создавая самые роскошные произведения, которые когда-либо видела Европа. Французская революция положила внезапный и драматический конец господству излишеств и украшений рококо. Читайте дальше, чтобы узнать больше о легкомысленном искусстве рококо.

Происхождение и этимология искусства рококо

зеркальный зал версаля
Зеркальный зал Версаля, 1678-1684, через The Telegraph

Искусство рококо было придумано художниками XVIII века, которые стремились освободить искусство от драматизма и эмоционального накала, ища чистый эстетизм и гедонизм. Эпоха рококо была прямым наследником эпохи барокко, но была лишена политического подтекста. Искусство барокко было частью католической пропаганды, которая стремилась сделать искусство экспрессивным и эмоциональным, чтобы околдовать зрителя и вызвать религиозную преданность. Слово Барокко произошло от португальского слова, обозначающего жемчужину неправильной формы, в то время как Рококо обозначало способ декорирования мебели битыми ракушками. Искусство рококо отличалось красочностью, богатством тонов и фактур, полностью отвергая минимализм и любые формы баланса и меры. Это было хаотичное визуальное наслаждение, восхищающее поначалу, но вызывающее тошноту после длительного просмотра.

картина буше каллисто
Юпитер в облике Дианы и Каллисто работы Франсуа Буше, 1763 г., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Хотя рококо в значительной степени опиралось на природные формы, оно никогда не копировало природу напрямую. Пейзажи рококо представляли собой воображаемые экзотические места, наполненные идиллическими сценами. Многочисленные картины и скульптуры прославляли удовольствие, избыток и счастье в их простой земной форме. Вместо того чтобы показывать боль и страдания или угрожать зрителям высшими силами, рококо приглашало людей испытать физические удовольствия от любви, путешествий и роскоши. Сексуализированное изображение женщин вряд ли было новаторским изобретением того времени, однако искусство рококо сумело преступить границы допустимого. Женщины рококо были бесстыдно обнажены, открыто демонстрируя свои физические желания.

Интернациональность рококо

рококо фрагонар качели живопись
Картина Жана-Онора Фрагонара «Качели», 1750-52, через Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Возмутительная чрезмерность рококо имела более короткий срок жизни, чем его предки Ренессанс и барокко, но, тем не менее, быстро распространилась по континенту. В основном он стал популярен в католических регионах, поскольку протестантская этика ценила дисциплину и бережливость, а не демонстрацию богатства и власти. Тем не менее, в протестантской Англии влияние рококо, получившего название французского вкуса-был представлен в дизайне фарфора, мебели и портретной живописи. Среди известных художников были Томас Гейнсборо и Джошуа Рейнольдс.

Самым заметным и узнаваемым направлением рококо было французское. Художники Франсуа Буше и Жан-Оноре Фрагонар доминировали на сцене, занимая должности художников королевского двора. Но не всем это нравилось в равной степени. Ознакомившись с непристойными работами Буше, некоторые обвинили его в использовании женщин, в том числе и своей жены.

рококо лонги венеция живопись
Гадалка в Венеции работы Пьетро Лонги, ок. 1756 г., через Национальную галерею, Лондон

В Германии рококо распространилось в основном в католической Баварии. Преимущественно протестантская территория Пруссии также попала под чары рококо, в основном в виде Сансуси дворец, построенный для короля Фридриха Великого. Немецкая архитектура рококо была менее грандиозной, чем французская, но демонстрировала ту же любовь к декору и деталям. Дворец короля Фредерика имел всего один этаж, но каждый его элемент был особенным и нюансированным. Самая главная достопримечательность Сансуси был «Китайский дом» — небольшой павильон в псевдокитайском стиле, который использовался для проведения вечеринок. От основания до крыши павильон был украшен позолоченными скульптурами китайских музыкантов, танцовщиц, экзотических животных и пальм.

Итальянское рококо чувствовало себя как дома на Севере, особенно в Венеции. В то время Венеция начала терять свое могущество как торговый центр и вновь становилась загадочным и волшебным местом для богатых путешественников. Маскарады, балы и азартные игры привлекали богатых иностранцев, а вместе с ними приходил и новый стиль искусства. Венеция эпохи рококо представляла собой манящую мистическую страну, обещающую всевозможные декадентские радости.

Как распознать архитектуру рококо?

китайский дом в сансуси
Вход в Китайский дом дворца Сансуси, Потсдам, снято Лео Зайделем, через Фонд прусских дворцов и садов

Архитектура рококо следовала принципам, продиктованным изобразительным искусством того времени. Столовые, библиотеки, кабинеты и спальни служили определенной цели и оформлялись в соответствии с ней. Основные черты архитектуры рококо — естественные изогнутые формы, переполненность декором и склонность к асимметрии. Если в хаотичной на первый взгляд архитектуре барокко еще сохранялся определенный порядок, то рококо полностью отбросил эти правила, стремясь использовать любые формы, доступные в природе. Цветовая гамма также стала намного смелее. Появились розовый, голубой и желтый, жемчуг и золото.

Особенно характерной чертой архитектуры рококо является использование лепнины. Это декоративное покрытие в виде пасты, которая затвердевала при нанесении на поверхность. Архитекторы и декораторы эпохи рококо использовали штукатурка для создания рельефных текстур на мебели, потолках и стенах.

Путешествие как отдых

картина буше император
Картина «Пир китайского императора», Франсуа Буше, ок. 1742 г., via Arthive

Несмотря на свою исключительность и легкомысленность, рококо, как и любое другое направление искусства, отражало идеи и концепции своей эпохи. В XVIII веке путешествия стали новым видом развлечений для богатых и влиятельных людей. Европа их почти не удивляла, но неизведанные земли Индии, Китая и Японии казались сказочными местами, полными загадок и чудес.

Экзотические животные стали одной из любимых тем художников рококо. На протяжении веков иконография животных в Европе оставалась почти нетронутой, за небольшим исключением рассказов исследователей и вымышленных существ из средневековых манускриптов. На этот раз ситуация была иной: аристократия могла позволить себе доставить в свои дворцы невиданных ранее животных. Людовик XIV, или Король-Солнце, приказал построить в Версале зверинец. Его дорогие игрушки включали тигров, фламинго, носорогов, слонов, зебр и газелей.

севрская ваза со слоном
Ваза со слоновьей головой работы Севрской мануфактуры, ок. 1757 г., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Французская аристократия также разделяла широко распространенную веру в то, что фарфоровые чашки могут нейтрализовать яд. Из-за этой веры они воссоздали китайскую технологию. Хотя защитная функция материала оказалась ложной, интерес к китайским техникам породил новый вид искусства, по-прежнему связанный с европейскими традициями.

Искусство рококо было одновременно одержимо природой и далекими странами и равнодушно к ним, предпочитая воображение реальности. Подобное обращение с темами произойдет столетия спустя с развитием модерна, когда ориентализм и японизм вновь заворожат общественное сознание.

Мадам де Помпадур: Воплощенное рококо

картина друэ помпадур
Мадам де Помпадур в тамбурной раме, автор Франсуа-Юбер Друэ, через Национальную галерею, Лондон

Одним из самых ярких персонажей, сформировавших рококо, была печально известная мадам де Помпадур, воплотившая в себе излишество и легкомыслие своего времени. Она была официальной главной любовницей Людовика XV. Этот титул давал ей такие преимущества, как личные апартаменты, дипломатические миссии и должность советника короля. Ее влияние было вездесущим: она распоряжалась тюрьмами и казнями, назначала министров и управляла внешними делами. В то же время она была большим покровителем искусств, ввела в моду особый оттенок розового цвета и собрала удивительную коллекцию фарфора. Портреты мадам де Помпадур в основном написал ее любимый художник и близкий друг Франсуа Буше. На этих работах изображена нежная молодая женщина с глубокими голубыми глазами, которая кажется нежной и хрупкой, как роза. Эти картины, резко контрастирующие с ее реальным поведением при дворе, предназначались для глаз короля, чтобы еще больше очаровать его красотой и обаянием мадам де Помпаду.

рококо лебрен мария антуанетта картина
Мария-Антуанетта с розой работы Элизабет Луизы Виже Ле Брюн, 1783, via The New York Times

По своим тратам мадам де Помпадур превзошла только последнюю французскую королеву Марию-Антуанетту. Сотни пышных платьев, нелепо дорогие вечеринки, зверинцы экзотических животных, многочисленные коллекции произведений искусства и прозвище Мадам Дефицит— все это сделало Марию-Антуанетту ярким символом жадной, избалованной аристократии. Скучая и ища новых впечатлений, она приказала построить искусственную деревню, где она могла бы играть в притворство, нося простые муслиновые платья. Конечно, Мария-Антуанетта почти ничего не знала о реальной жизни крестьян. Как и в рисованных сценах рококо, ее представление о мире за пределами Версаля было чисто идеализированной фантазией, которая всячески игнорировала реальность.

Темная сторона рококо: Декаданс и заблуждение

картина декларация детруа
Признание в любви», Жан Франсуа де Труа, ок. 1724 г., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

За всей радостью и очарованием рококо скрывалась темная и уродливая сторона. То, что поначалу казалось славным и очаровательным движением, скрывало за собой трагическое неравенство и глубокий культурный и политический кризис. Многие находили громкую и интенсивную дерзость рококо оскорбительной, если не катастрофической. Грубый эротизм, перформативное потребление и намеренное игнорирование объективной реальности стали его недостатками. Будучи глубоко эскапистским движением, рококо не смогло пережить жестокий крах, который наступил в виде Французской революции. Версальский зверинец был превращен в продовольственный банк для голодающих горожан, которые разнообразили свой рацион страусами и зебрами. Избыточность декора стала смешной и китчевой, поэтому в моду вошел строгий и торжественный неоклассицизм.

Вернуться наверх