Как Генрих VIII нашел себе невесту по портретам? » Блог о искусстве и кино

Как Генрих VIII нашел себе невесту по портретам?

Author Image

Король Генрих VIII известен тем, что за свою жизнь женился шесть раз. Ни для кого не секрет, что женитьба Генриха VIII была рецептом катастрофы. В 1538 году Генрих VIII искал четвертую жену, надеясь заключить дипломатический брак с женщиной из знатных европейских дворов. Однако его беспокоило, что дипломатический брак может означать женитьбу на женщине, которая его не привлекает. Чтобы исправить ситуацию, он послал одного из своих самых выдающихся придворных художников нарисовать потенциальных жен и привезти их портреты в Англию, чтобы король мог выбрать.

Смерть любимой жены Генриха VIII

ханс гольбейн младший портрет генриха viii

Генрих VIII работы Ганса Гольбейна Младшего, 1537 год. Источник: Королевская трастовая коллекция, ЛондонГенрих VIII вошел в историю благодаря своим многочисленным бракам, все из которых заканчивались неудачно. Третья жена, Джейн Сеймур, была его любимой женой. Он сохранил Джейн своей любимой и самой обожаемой женой до самой смерти, даже оплакивая ее потерю в последние дни своей жизни. Именно она подарила ему долгожданного наследника престола, будущего короля Эдуарда VI. Однако, к сожалению, она скончалась вскоре после рождения принца.

Смерть Джейн особенно сильно ударила по Генриху. По обычаю, он не присутствовал на похоронах, которые состоялись в соборе Святого Павла в Лондоне. Он несколько недель переживал утрату, прежде чем переехал в Уайтчепел, чтобы вновь приступить к исполнению своих королевских обязанностей. Несмотря на то, что он вернулся к работе, он был по понятным причинам опустошен. Тем не менее, Англия теперь была без королевы. Наследник был прекрасной новостью для Генриха, но он лучше, чем кто-либо другой, понимал, что ему нужно больше, чем один сын, чтобы гарантировать продолжение династии Тюдоров. Сам он никогда не воспитывался для того, чтобы стать королем, и стал им только после смерти старшего брата. Поиск новой королевы был делом государственной важности, и советники убеждали его рассмотреть вариант с иностранной невестой из одного из различных дворов континентальной Европы.

Путешествия Ганса Гольбейна

ганс гольбейн младший автопортрет
Ганс Гольбейн Младший работы неизвестного художника, XVI век. Источник: Коллекция Уоллеса, Лондон

Хотя Генрих держал двор в трауре до Пасхи следующего года, он согласился, что Англии нужна новая королева и что иностранная невеста могла бы обеспечить Англии протестантский союз. Генрих беспокоился, что если он женится по дипломатическим соображениям, то его жена может оказаться непривлекательной. Чтобы развеять свои опасения, он решил отправить одного из своих самых доверенных художников к различным европейским дворам. Там ему было поручено как можно более реалистично запечатлеть красоту потенциальных жен и привезти их в Англию, чтобы король мог оценить свои возможности. Ганс Гольбейн Младший как нельзя лучше подходил для этой работы, поскольку был известен гиперреализмом в своих работах.

В 1538 году Гольбейн отправился в Брюссель, чтобы встретиться с датской принцессой Кристиной Датской. Кристина была 16-летней девушкой, известной своей красотой среди знати Европы, которая недавно овдовела после смерти своего первого мужа, Франциска II, герцога Миланского. Ей посыпались предложения о замужестве, в том числе от английского короля Генриха VIII.

Портрет Кристины Датской

ханс гольбейн младший кристина датская
Кристина Датская работы Ганса Гольбейна Младшего, 1538 год. Источник: Национальная галерея, Лондон

Предложение Генриха было рассмотрено, но оно не устроило ни Кристину, ни ее тетю и опекуншу Марию Венгерскую. Мария Венгерская ранее написала в частном письме: «Я надеюсь, что англичане не причинят нам большого вреда, поскольку мы избавились от любовницы короля, которая была хорошей француженкой и которую, как вы, несомненно, слышали, обезглавили». Это был комментарий к обезглавливанию Анны Болейн, новость о котором потрясла Европу.

Она продолжала: «Я слышала, что он женился на другой даме, которая, как говорят, является хорошей имперкой, хотя я не знаю, долго ли она будет оставаться таковой. Говорят, что он увлекся ею перед смертью последней, что в сочетании с тем фактом, что ни бедная женщина, ни все обезглавленные вместе с ней, кроме одного жалкого музыканта, не смогли признать свою вину, естественно, заставляет людей подозревать, что он придумал этот предлог, чтобы избавиться от нее». Очевидно, что прошлые действия Генриха VIII создали ему репутацию, которая заставляла опасаться потенциальных невест и их опекунов.

Послы Генриха знали о его репутации и пытались добиться расположения Кристины, осыпая персонажа своего короля комплиментами во время пребывания в Брюсселе. Кристина, должно быть, сильно сомневалась в браке. Говорят, что она смеялась над комментариями об образцовом характере короля. Она якобы сказала: «Если бы у меня было две головы, я бы с радостью отдала одну из них в распоряжение короля Англии», хотя эта цитата весьма спорна и, скорее всего, является легендой, созданной после ее смерти. В действительности Кристина была известна своей скромностью и описывалась как немногословная.

Подготовительные наброски

ханс гольбейн младший маргарет гиггс подготовительный рисунок
Маргарет Гиггс работы Ганса Гольбейна Младшего, 1526 год. Источник: Королевская трастовая коллекция, Лондон

Портрет Кристины Датской не был создан в Брюсселе. В современных источниках отмечается, что Гольбейн просидел с Кристиной всего три часа, создавая подготовительный эскиз для отправки в Англию, который затем мог превратиться в масштабную картину. По возвращении в Англию Генриху VIII был представлен подготовительный эскиз. Его реакция, должно быть, вызвала у Гольбейна огромное облегчение. Генрих засветился от радости, увидев рисунок женщины, которая когда-нибудь станет его невестой.

Рисунок произвел на него такое впечатление, что он немедленно заказал картину Кристины в натуральную величину. Получив картину, он пришел в такое веселое настроение, что приказал придворным музыкантам играть до конца дня. Подготовительный рисунок и законченную картину он хранил до конца жизни, чтобы всегда любоваться ее красотой.

Подготовительного рисунка больше не существует, но у нас есть множество других, созданных Гольбейном, которые дают нам представление о том, как они могли выглядеть и как Гольбейн мог использовать эти рисунки для создания картин. На рисунке выше мы видим Маргарет Гиггс, приемную дочь сэра Томаса Мора. Этот рисунок впоследствии будет использован в портрете семьи Томаса Мора, ближе к началу карьеры Хольбейна в Англии. Томас Мор сыграл важную роль в получении Гольбейном работы в Англии. У них был общий друг, Эразм Роттердамский. Эразм поддерживал работы Гольбейна и рекомендовал его своему другу в Англии, сэру Томасу Мору. Благодаря этой связи Гольбейн нашел работу в Англии и в конце концов стал королевским живописцем, официальным придворным художником.

Портрет Анны Клевской

ганс гольбейн младший анна клевская портретная живопись
Анна Клевская работы Ганса Гольбейна Младшего, 1539 год. Источник: Лувр, Париж

Когда король получил известие о том, что Кристина Датская не выйдет за него замуж, он отправил Гольбейна обратно в континентальную Европу, чтобы тот написал новую кандидатуру. На этот раз он вернулся не ко двору Марии Венгерской, а в небольшое немецкое герцогство под названием Клев. Здесь он должен был как можно точнее изобразить благородных сестер Анну и Амалию Клевских. Аппликационные портреты Анны уже распространялись по Европе, и Генрих сам видел их.

Он нашел их неудовлетворительными, и ему понадобилось, чтобы Хольбейн нарисовал их, чтобы получить достоверное и точное изображение сестер. Когда Гольбейн прибыл в Клевс, он нашел Анну необразованной и чопорной, но, тем не менее, добродетельной женщиной. Ее считали средней красоты, по словам французского посла, который также присутствовал при переговорах о ее замужестве.

Чтобы компенсировать отсутствие выдающейся красоты, Хольбейну нужно было показать ее достоинства как потенциальной королевы другими способами. Для этого он сосредоточился на мелких деталях ее одежды, придав ей величественный и богатый вид, который должен был привлечь короля. Гольбейн знал, что его карьера в Англии зависит от доверия короля к нему, и потерять это доверие означало бы потерять работу или, что еще хуже, жизнь.

Хольбейну нужно было изобразить ее как можно точнее и в то же время сделать ее привлекательной для глаз короля. Лучше всего ему удалось достичь обеих целей, сосредоточившись на ее одежде и придав ей как можно более утонченный и королевский вид. Хольбайн изобразил ее в положении лицом вперед, а не в стандартной позе вполоборота, которая использовалась в портретах того времени. Ее одежду украшают драгоценности. Ее горло украшено ожерельями. На ее волосы накинут элегантный капюшон. Эти качества должны были показать королю ее потенциал как невесты и королевы.

Генрих VIII и судьба Анны Клевской

ганс гольбейн младший анна клевская
Портретная миниатюра Анны Клевской в шкатулке из точеной слоновой кости работы Ганса Гольбейна Младшего, 1539 год. Источник: Музей Виктории и Альберта, Лондон

Визуальные переговоры Гольбейна принесли свои плоды, и Генрих VIII выбрал Анну Клевскую в качестве своей четвертой жены. Начались приготовления к свадьбе, и в конце 1539 года она отправилась в Англию. Планировалась официальная встреча в Лондоне, но король захотел поиграть в рыцарство и поехал к ней под прикрытием, чтобы проверить, является ли эта пара настоящей любовью. Когда король средних лет неожиданно приехал в маске, он попытался поцеловать ее. Неудивительно, что она оттолкнула его за такое поведение, не подозревая, что мужчина, которого она отвергла, — ее будущий муж и король Англии. После этого случая король решил, что ему не нравится его новая жена, и пожаловался на нее своим спутникам.

После нескольких месяцев, в течение которых его советники так высоко отзывались о ней в надежде добиться королевской благосклонности, король сказал: «Я не вижу в этой женщине ничего такого, что о ней рассказывают люди». Он был зол на своих советников и Гольбейна за ситуацию, в которой оказался. Отказываться от брака было поздно, так как он скрепил бы союз между Англией и Клевезом, а сделать это после трудного и дорогостоящего путешествия Анны в Англию могло означать политическое возмездие со стороны Клевеза. Брак состоялся 6 января 1540 года. Генрих был расстроен из-за своей новой жены и так и не заключил брак. В июле того же года брак был аннулирован, чтобы он мог добиваться своей пятой жены, подростка Екатерины Говард.

портрет анны болейн
Портрет Анны Болейн работы неизвестного художника, 1533-1536 гг. Источник: Национальная портретная галерея, Лондон

Пытаясь унять гнев брата Анны в Клевсе, он сделал Анну своей официальной сестрой при дворе. В этой роли она стала самой высокопоставленной женщиной в Англии, помимо королевы и его дочерей. Поскольку она добровольно согласилась на развод, Генрих выразил свою благодарность, подарив ей множество владений и земель, включая замок Хевер в Кенте, дом детства его второй жены, Анны Болейн.

Многие историки считают, что Анна Клевская была самой удачливой из жен Генриха VIII: ее готовность согласиться на развод обеспечила ей роскошную жизнь и статус в Англии без опасности стать женой короля Генриха VIII. Отмечается, что Анна иногда высказывалась в частном порядке о том, что она должна быть королевой, но никогда не боролась с этим вопросом и, казалось, была довольна тем, что выполняла волю короля, оставаясь его официальной сестрой.

Гольбейн потерял благосклонность короля, но остался в Англии в качестве официального придворного художника. Многие историки искусства считают, что тот факт, что король не удалил его от двора, означает, что портрет Анны, написанный Гольбейном, был точным, даже если король изменил свое мнение о ней после их неловкой первой встречи. Возможно, в 1540 году Гольбейн уехал в Швейцарию навестить свою семью, и этого времени могло хватить, чтобы король остыл и пришел в себя. Тем не менее, Гольбейн был неотъемлемой частью истории тюдоровской Англии, а портреты Кристины Датской и Анны Клевской и сегодня вызывают восхищение, как и у Генриха VIII столетия назад.

Вернуться наверх