В Римской империи было много узурпаторов, некоторые из них были более успешными, чем другие. Одним из самых успешных узурпаторов был человек по имени Магнус Максим. Он жил недалеко от падения Западной Римской империи, в то время, когда она начала испытывать серьезные трудности. Несмотря на поражение, Максимус оставил неизгладимый след в Британии. Как это произошло? И как его изображает более поздняя валлийская легенда?
Кем был Магнус Максимус?
В 383 году Магнус Максим, служивший в Британии, был провозглашен своими войсками императором. В то время императором Запада был Грациан, сын Валентиниана I, а императором Востока — Феодосий Великий.
Максимус начал вторжение в Галлию и быстро добился значительного успеха. Император Грациан отправился на битву с Максимом. Однако это была не более чем мелкая стычка, а затем большая часть армии Грациана перешла на его сторону. В итоге Максимус преследовал Грациана и убил его. После примерно четырех лет правления в качестве императора, в течение которых он даже был признан императором Востока Феодосием, снова началась война, и Максим потерпел поражение.
Магнус Максимус в Британии
Что мы знаем о Магнусе Максиме и его службе в Британии? Самая ранняя связь между Максимом и Британией, насколько можно судить по имеющимся записям, относится к 368 году. За год до этого, в 367 году, произошел так называемый Великий заговор, в ходе которого пикты, шотландцы и аттакотты почти полностью захватили Британию. По крайней мере один, а возможно, и два видных римских лидера Британии были убиты во время этих нападений. В 368 году Феодосий Старший (отец императора Феодосия Великого) был отправлен на борьбу с этим восстанием. Свидетельства Зосима и других ранних историков указывают на то, что Максим служил под началом Феодосия во время этого события.
Не похоже, что после этого события Максимус оставался в Британии очень долго. Похоже, что в последующее десятилетие его использовали в других частях империи, хотя где именно — вопрос спорный. В любом случае, в конце концов он вернулся в Британию.
Точное время возвращения Магнуса Максима неизвестно. Во всяком случае, большинство современных источников утверждают, что он был назначен в Британию около 380 года.[Галльская хроника 425 года сообщает, что его сделали «tyrannus, или самовольным правителем, его солдаты в том же году. Это противоречит всем другим литературным свидетельствам, которые утверждают, что он был провозглашен императором своими войсками в 383 году. Возможно. Галльская хроника‘Заявление исходит из путаного воспоминания о том, что Максим получил видное положение в Британии в 380 году, смешивая это с его последующей узурпацией.
О том, какой именно пост занимал Максим в Британии, ведутся споры. Многие ученые считают, что он служил в качестве dux Britanniarum, главнокомандующий римскими войсками на севере Британии. Это кажется наиболее вероятным сценарием. В 381 году он одержал победу над пиктами и шотландцами, которые обычно совершали набеги с севера Британии. А через два года, в 383 году, он был провозглашен своими войсками императором.
Память в Британии
Из того факта, что Магнус Максим был провозглашен императором своими войсками, следует, что он пользовался большой популярностью в Британии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его помнили тамошние жители. Он — один из немногих людей, упомянутых по имени в «Гильдасе». De Excidio, хотя это упоминание неблагоприятно. Гильдас был крайне проримски настроен, считая, что отсутствие римлян стало причиной того, что бритты оказались в столь тяжелом положении в его время. Он делает акцент на якобы имевшем место факте, что Максим вывел все римские войска из Британии, в результате чего остров оказался крайне уязвимым.
Несмотря на это, подавляющее большинство средневековых валлийских текстов, в которых упоминается Максим, носят положительный характер. Причина столь резкого различия между Гильдасом и другими текстами, скорее всего, кроется в различии их взглядов на римлян. В отличие от Гильдаса, большинство поздних валлийских текстов не являются явно проримскими. Таким образом, в эпоху могущественных валлийских королевств роль Максимуса в уменьшении власти римлян на острове, возможно, не рассматривалась негативно, а даже воспринималась положительно.
Как Магнус Максимус реорганизовал Британию
Хотя утверждение Гильдаса о том, что Максим вывел все войска из Британии, чтобы вторгнуться в Галлию, неверно, оно основано на подлинных фактах. Мы знаем, что многие римские войска оставались в Британии и после Максимуса, но археологические данные свидетельствуют о том, что некоторые места были заброшены в его время. Например, в форте Мальтон (Йоркшир) не было найдено ни одной римской монеты, относящейся к периоду после правления Максима. Археология также свидетельствует о заброшенности ряда внутренних фортов в Уэльсе.
Однако Максимус также реорганизовал и даже укрепил некоторые области. Оставив большую часть внутреннего Уэльса без обороны, он, судя по всему, укрепил морскую оборону этого региона. Есть также свидетельства о ремонте форта Корбридж на севере Англии в это время. Более того, есть свидетельства, что он даже укрепил регион к северу от Стены Адриана. Однако, вопреки тому, что иногда утверждают, это не противоречит традиции, согласно которой Максимус оставил большую часть Британии без обороны. В конце концов, его вторжение в Галлию в начале его узурпации — не единственный случай, когда он выводит войска из Британии. Ближе к концу своего правления, в 387 году, Максим собирает «большую армию из бриттов», а также других народов, когда нападает на Италию.
Магнус Максим как предок королей
Учитывая масштабную реорганизацию Уэльса во времена Максимуса, неудивительно, что в средневековых валлийских текстах он изображается как тип основателя. В генеалогических записях X века, известных как «Харлейские генеалогии», он фигурирует как родоначальник некоторых династий. Одна из них — династия Ynys Manaw, то есть остров Мэн. Некоторые ученые считают, что эта династия первоначально правила Галлоуэем, а затем была изгнана на остров Мэн. Интересно, что Галлоуэй — один из регионов, который, судя по всему, укрепил Максимус.
Не исключено, что у Магнуса Максима действительно был сын, которого он назначил своим правителем в рамках реорганизации региона. Однако в современных римских источниках упоминается только один его сын, и он был назначен Августом Галлии.
Даже если Максим действительно не основал династию на севере Британии, вполне возможно, что его заметное усиление этого региона привело к тому, что его стали вспоминать как основателя именно там. Из гарлейских генеалогий мы также узнаем, что он был основателем династии Дайфед на юго-западе Уэльса. Фактически, мы можем сравнить эту запись с некоторыми другими, такими как Колледж Иисуса MS 20 и Книга Лландаффа. Когда мы это делаем, то видим, что Максимус, как считается, основал династию и в юго-восточном Уэльсе.
Интересно отметить соответствие между этим и теми областями, которые Максим, как известно из археологии, реорганизовал и укрепил. Археология показывает, что он укрепил побережье Уэльса, а здесь мы видим, что его помнят как основателя династий на южном побережье. Опять же, несмотря на то, что Максимус мог родить детей, которые стали правителями в этой области, а мог и не родить, он явно оставил след в этом регионе.
Легендарная жена Магнуса Максимуса
Одна из самых известных легенд о Максиме связана с его женитьбой на британской принцессе по имени Елена (в валлийских записях пишется «Элен»). Основным источником для этой легенды является текст, известный как Сон Мацена Вледига, часть сборника сказок под названием Мабиногион. В этой легенде Магнус Максим, уже ставший императором Рима, мечтает о прекрасной женщине. В конце концов он находит ее в Каэрнарвоне (Уэльс), где она оказывается Элен, дочерью короля по имени Эудаф Хен. Он женится на ней, а затем уезжает из Британии на континент, чтобы сразиться с другим императором. Брат Элен, Цинан, сопровождает Максима и помогает ему завоевать Галлию и Италию.
Очевидно, что эта легенда берет начало в исторической карьере Магнуса Максима, хотя и в сильно искаженном виде. Однако истина, стоящая за легендой о женитьбе Максима на принцессе Элен, далеко не однозначна. Один из выдающихся исследователей этого периода, Питер Бартрум, писал, что «нет причин сомневаться в этой традиции».
Примечательно, что один сын Максима в современных справочниках обычно описывается как «младенец». Поскольку Максим назначил своего младенца номинальным Августом в 383 году, это означает, что он должен был родиться во время пребывания Максима в Британии. Таким образом, факты свидетельствуют о том, что у Максима действительно была жена, которая родила ему ребенка во время пребывания в Британии. Но была ли это местная принцесса, мы не можем сказать.
Конечно, сама мысль о том, что в Британии в этот период были король и принцесса, может вызвать недоумение. Известно, что римляне не допускали независимых королей в пределах своего королевства, а после первого века нашей эры в Британии даже не было королей-клиентов. Однако есть свидетельства более мягкого подхода ко второй половине четвертого века. В 371 году император Валентиниан I взял Фраомара, короля одного из германских племен, и поселил его в Британии в ранге трибуна над его германскими последователями. По сути, он все еще оставался королем своего народа, но управлял им в пределах империи. Вполне возможно, что де-факто Варварские короли, правившие в Британии, и Максимус вполне мог жениться на одной из этих династий, чтобы заручиться поддержкой местных жителей.
Магнус Максимус в валлийской легенде
Мы видим, что Магнус Максимус оставил сильный след в Британии. Он был популярным лидером и эффективным в бою. Из Британии он завоевал значительную часть Западной Римской империи. Однако, скорее всего, именно его деятельность в самой Британии так хорошо запомнилась бриттам. Его помнят как основателя нескольких династий, особенно на севере Британии и на южном побережье Уэльса. Эти традиции вполне могут быть связаны с тем, что они представляют собой места, которые Максим реорганизовал и укрепил.
Главная роль Магнуса Максима в валлийской легенде связана с его женитьбой на Элен и последующим союзом с ее династией. Хотя это невозможно подтвердить, кажется, что у Максима была жена детородного возраста, пока он находился в Британии. Мы знаем, что и другие узурпаторы стремились заручиться поддержкой местного населения. Мы также знаем, что нередко де-факто королей в Британии в столь поздний период. Поэтому не исключено, что эти легенды имеют под собой основу, как считает исследователь Питер Бартрум.