У каждого народа есть свои музыкальные инструменты. У японцев это сямисэн, у американцев — банджо, у шотландцев — волынка, у украинцев бандура, а у русских, конечно же, балалайка. За рубежом стоек стереотипный образ русского, в ушанке и с балалайкой. Действительно, этот трехструнный щипковый инструмент неотделим от России. Но были ли он изобретен нашими предками? Или его где-то позаимствовали?Уникальность балалайки заключается не в ее форме или истории, а в звучании. Оно негромкое, звонкое, но при этом очень мелодичное. Несмотря на то, что у инструмента всего три струны, искусный музыкант может играть на балалайке достаточно сложные композиции. Зажимая пальцами струны на ладах, исполнитель извлекает звук как ударами, так и пощипыванием.
Балалайка настроена по-особому. Из двух нижних струн извлекают ноту «ми» первой октавы. А вот верхняя струна настроена на кварту выше и выдает ноту «ля». Со стороны кажется, что балалайка очень простой инструмент. Но это не так. Классический вариант состоит из 70 деталей!В качестве основного материала для балалаек используют сосновую древесину. Длина обычно не превышает 60-70 см, хотя есть и большие инструменты. Не все балалайки треугольные — встречаются и круглые модели. Изготовление балалаек имеет свои тонкости и секреты, поэтому во все времена были знаменитые мастера, знающие себе и своей продукции цену.Появление балалаек на РусиПроследить историю балалайки от ее появления, увы, не получится. Это было слишком давно и сведений об изобретателях и первых моделях найти не удалось. Точно известно, что инструмент этот пришлый и насчет его появления у русских есть несколько версий.В 18 веке невозможно было представить крестьянский праздник без балалаечникаЗначительная часть экспертов склонна считать, что балалайки к нам пришли вместе с монголо-татарским нашествием с Востока. Еще одна гипотеза связана со средневековым арабским ученым и картографом Ахмадом ибн Фадналом. По легенде восточный гость исследовал Поволжье и ему повстречались русские купцы. Араб показал им свой любимый струнный инструмент, а потом даже подарил.Так балалайка могла попасть к русским. Но у этой правдоподобной истории есть несколько серьезных минусов. Во-первых, в своих записях ибн Фандал рассказывал о встрече с викингами в Волжской Булгарии. Во-вторых, араб путешествовал в 10 веке, а первые сведения о балалайках относятся к 17 столетию. А в третьих — нет гарантии, что это не был какой-нибудь другой струнный инструмент.Есть серьезные основания считать, что предком балалайки была домра. На них издавна играли во время своих представлений скоморохи. Но потом церковь запретила музыкальные номера. Дело в том, что самодеятельные артисты часто напивались в кабаках и исполняли крамольные песни, иногда про священнослужителей. В 17 столетии от «позорных песнопений» скоморохов начали «лечить» кнутом, а домры изымали и уничтожали.Первые балалайки унаследовали от домры круглый корпус«Бесовский инструмент» домра был дорогим, сложным и громоздким. Поэтому артисты придумали упрощенный вариант, который было не особенно жалко. Тем более что музыка для развлечения честного народа была незамысловатой и небольшого трехструнного инструмента хватало с головой.
Откуда взялось название инструментаВпервые слово «балалайка» появилось в летописях Московии в 17 веке. Позднее она часто упоминалась как в серьезных документах, так и в фольклоре. У балалайки общий корень с «балагурить» и «балаболить», то есть говорить быстро и без остановки. Нам кажется, что это идеально подходит народному русскому инструменту. Почти все мелодии для балалаек — это легкие, бренчащие развлекательные мелодии.Старинные балалайки лишь отдаленно напоминали современныеПопулярна и тюркская версия происхождения слова. Некоторые лингвисты находят истоки «балалайки» в татарском языке. Там есть слово «бала», означающее ребенка. Может «балакать» и «балаболить» произошли оттуда и связаны с бессмысленной детской болтовней?Сейчас трудно сказать, как и кто придумал слово «балалайка». Но уже в начале 18 века инструмент считался исконно русским, национальным. Балалайка была неизменной участницей всех свадеб, гуляний и застолий и никому не приходило даже в голову искать ее происхождение в других странах.Опальная балалайкаВ начале 19 столетия отношение к балалайке резко изменилось. Постепенно она начала терять престиж и уже к 1850-м годам стала считаться плебейским инструментом. Профессиональные музыканты говорили о балалаечниках свысока и утверждали, что «бренчать» на трех струнах может каждый. В высшем обществе к инструменту начали относиться с презрением и вскоре характерные мелодии можно было услышать только в крестьянских избах.Бесспорно, арфы, кларнеты, рояли и даже гитары выглядели солиднее и предлагали более качественный звук. Балалайкам был закрыт путь в оркестры и вообще на большую сцену. Правда, изредка появились с гастролями ансамбли виртуозов-балалаечников. Но называли их не иначе как «музыкальными клоунами» и их выступления к искусству не относили.Упадок русского струнного инструмента привел к тому, что даже в среде крестьян балалайка стала встречаться редко. Человека с ней сразу записывали в легкомысленные персоны. А почему бы и нет, ведь серьезный мужик должен работать, а не бренчать. Может быть, балалайка вообще исчезла, если бы не малочисленные, но талантливые энтузиасты.Выход на академическую сценуРусский композитор и виртуоз-балалаечник Василий Васильевич Андреев в 1880-х годах задался целью реабилитировать балалайку. Музыканту было всего 22, когда он начал «одевать балалайку во фрак» и на это дело Андреев потратил пять лет. В первую очередь, он разработал чертежи «классической» балалайки с отличным звуком.Василий Андреев — «отец» современной балалайкиВ 1887 году мастер Франц Пасербский изготовил по чертежам Андреева первые хроматические балалайки. Это та самая, хорошо известная нам конструкция с треугольным корпусом и колковым механизмом. Были подобраны качественные жильные струны, с которыми инструмент зазвучал мягко. В этом же году был издан первый в России самоучитель игры на балалайке.Сам Андреев собрал кружок балалаечников-аматоров. Вскоре он превратился в полноценный класс игры на народных музыкальных инструментах в Педагогическом музее. 20 марта 1888 года подопечных Василия Васильевича ждал первый громкий успех. Выступление в зале одного из петербургских обществ произвело настоящий фурор. В этот день родился Русский народный оркестр В. Андреева, прославившийся на весь мир. Его пригласили даже выступить на Парижской выставке!Балалайки рекламировали в прессеВ СССР балалайка, наконец, ворвалась в мир академической музыки. Игре на русском народном инструменте начали учить в музыкальных школах и вузах, издательства стали выпускать учебно-методическую литературу. Для балалайки писали и пишут отдельные музыкальные произведения: сонаты, сюиты и концерты. Отметился инструмент и на эстрадной сцене.Сейчас, в 21 веке, балалайка по-прежнему популярна. Виртуозы умудряются играть на ней даже классические произведения, написанные для фортепиано, виолончели и скрипки. К счастью, балалайка пережила все невзгоды и гонения, осталась с нами, развивается и завоевывает новых поклонников.Смотрите также — 10 удивительных фактов об органе — самом древнем и большом музыкальном инструменте
А вы знали, что у нас есть Telegram? Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!