Как обезьяна официально работала на железной дороге » Блог о искусстве и кино

Как обезьяна официально работала на железной дороге

Bigpicture.ru Как обезьяна официально работала на железной дороге(2)


Мы часто употребляем выражение: «Этому можно научить даже обезьяну». При этом имеем ввиду какую-то простую, не требующую навыков и способностей работу. Но для самих обезьян такое пренебрежение могло бы быть обидным, так как эти животные нередко работали вместе с людьми, выполняя ответственные задачи. Павиан Джеки в годы Первой Мировой войны смог получить звание капрала и награжден медалями. Другой примат этого же вида, да еще и тезка славного воина, трудился в конце 19 века на Кейптаунской железной дороге сигнальщиком.Павиан Джек не просто жил при станции и развлекал рабочих. Он смог стать полноценным сотрудником станции Эйтенхахе Кейптаунской железной дороги в Южной Африке и даже получал жалование. А началось все с того, что сигнальщик Джеймс Эдвин Уайд лишился из-за несчастного случая ног. Мужчина проработал на железной дороге много лет, сначала простым охранником, а затем полноценным специалистом.
Станции Эйтенхахе в конце 19 столетияСвою работу Джеймс любил и выполнял обязанности очень старательно. У начальства он был на хорошем счету и его часто ставили в пример другим. Но был у Уайда и один недостаток — он часто пренебрегал своей безопасностью, чтобы выполнить работу быстрее. За головокружительные прыжки на ходу между вагонами он получил от коллег прозвище «Попрыгун».Но однажды с Джеймсом стряслась беда. Во время одного из прыжков он оступился и упал под колеса вагона. Ему отрезало ноги до колен, что означало потерю работы и прозябание на нищенской пенсии. К счастью, мужчине удалось убедить своих руководителей, что он сможет работать и без ног. Но одно дело сказать, а совсем другое — метаться между вагонами на примитивных протезах.Встреча Джеймса и ДжекаНемного поразмыслив, Уайд решил, что будет более мобильным не на деревяшках, а на коляске. Он сам сконструировал легкое и прочное средство передвижения и научился довольно быстро на нем перемещаться. Привычный труд сигнальщика давался инвалиду непросто, и к вечеру Джеймс был полностью обессиленным. Но однажды, в 1881 году, делая на местном рынке покупки, он нашел оригинальное решение своей проблемы.Уайд увидел, как одному из торговцев овощами помогает в работе дрессированная обезьяна. Это был медвежий павиан, обычный для Южной Африки примат средних размеров. Животное, которое звали Джек, толкало тележку с товаром, ловко лавируя в рыночной толчее. Безногий железнодорожник подумал, что обезьяна также могла толкать инвалидную коляску, облегчая тем самым ему жизнь.С большим трудом Уайду удалось уговорить хозяина Джека продать помощника. Сделка состоялась, и хотя за обезьяну пришлось отдать почти все сбережения, Джеймс ни о чем не жалел. Всего несколько недель он потратил на то, чтобы смышленый Джек научился управляться с его коляской и выполнять команды. Работы пошла веселее, а главное, стало легче.  Вечером у сигнальщика даже находились силы, пропустить в баре пару кружек пива с приятелями.В своем помощнике Уайд души не чаял. Джек оказался смышленее, чем можно было ожидать. Очень скоро обезьяна начала помогать хозяину по дому. Павиан носил с колонки воду, убирал в доме и выполнял мелкие поручения Джеймса. Увидев, что его питомец обладает незаурядным умом, безногий сигнальщик начал учить его премудростям своей профессии. Неизвестно, сколько времени и сил потратил Уайд на свою затею, но Джек начал по его оказанию переводить стрелки и переключать семафоры.

Самый необычный сигнальщикЧуть позднее Уайд с удивлением заметил, что Джек справляется со своими задачами без указаний. Павиан видел, на какие пути приходят составы и самостоятельно принимал решение о переключении стрелок. Вскоре об удивительном питомце сигнальщика говорила вся округа. К его скромному жилищу потянулись зеваки, которые хотели сами убедиться, что обезьяна-железнодорожник — это не выдумка.Но подобная популярность оказала Уайду и его другу плохую услугу. О том, что на станции Эйтенхахе стрелками и семафорами заведует павиан, вскоре узнали в главном офисе железнодорожной компании. Нетрудно было догадаться, что за новаторство Джеймса по голове не погладили. Начальство затеяло служебное расследование, итогом которого должно было быть увольнение находчивого инвалида.Точно неизвестно, что произошло в ходе разбирательства, но павиан и его хозяин остались работать на железной дороге. Более того, Джека приняли в штат и начали платить ему жалование. Это были скромные 20 центов в день, а в воскресенье обезьяне полагалась еще и кружка пива за счет начальника станции. Павиан проходил в официальных документах как помощник сигнальщика и ему даже полагалась настоящая железнодорожная форма.Правда, когда приходило время получать костюм и фуражку, Уайд писал в контору официальное письмо. В нем он объяснял отсутствие необходимости в спецодежде для помощника, ввиду того, что у него «есть дарованная самой природой одежда из шерсти». Сначала на станцию заглядывали комиссии и инспекторы, приглядывавшие за странными напарниками. Но потом все успокоились и о странном сотруднике перестали говорить, как о чем-то неестественном.Девять лет на постуМедвежий павиан Джек отработал на Кейптаунской железной дороге 9 лет. За все это время на вверенном ему участке не произошло ни одного ЧП. К сожалению, век выдающегося примата оказался недолгим. Павиан, находясь в самом расцвете сил, неожиданно заболел туберкулезом. Когда Уайд узнал о недуге друга, было слишком поздно, и Джек умер. Железнодорожник сильно горевал о напарнике. Но это не помешало ему подарить череп друга музею Олбани в Грэхэмстауне.На самой станции Эйтенхахе о необычном сотруднике напоминает целая галерея старых фотографий. Они запечатлели Джеймса Уайда и Джека во время работы и досуга. История эта кажется невероятной. Но специалисты не отрицают, что обезьяна могла выполнять работу сигнальщика. Народный артист России, дрессировщик Азиз Аскарян сказал об этом так:«Имея огромный опыт работы с человекообразными обезьянами, могу сказать, что их можно научить всему. Правда, я никогда не задумывался и не представлял себе, чтобы обезьяна вела поезд или самолёт. Но, с другой стороны, по своему опыту скажу, что можно научить приматов водить и автомобиль, и велосипед, и карт, и самокат — это я подтверждаю».Мнению артиста цирка можно доверять, ведь у Азиза Михайловича более чем 20 летний стаж работы с приматами. Так что вполне возможно, что в джунглях по всему миру скрывается мощный рабочий ресурс, который человечество зря игнорирует.Смотрите также — Говорящая горилла Коко — правда, мистификация или заблуждение ученых?

А вы знали, что у нас есть Telegram? Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Вернуться наверх