Успеху Рахель Рюйш (1664-1750) способствовали два фактора: ее выбор в пользу цветочных натюрмортов и ее привилегированное семейное происхождение. Она считается величайшим художником-цветоводом начала XVIII века, наряду с Яном ван Гюйсумом (1682-1749). Достоинства ее картин оценили как любители искусства, так и поклонники ботаники. Давайте узнаем, как она заслужила славу и построила свою карьеру.
Рэйчел Рюйш и ее семья
Портрет Рахили Рюйш, работы Михиля ван Мушера и Рахили Рюйш, 1692 год. Источник: Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Очень немногие художники (любого пола) имели такие благоприятные обстоятельства, как Рэйчел Рюйш. Рейчел получила свои художественные навыки от семьи по материнской линии. Ее мать, Мария Пост (ок. 1643-1720), происходила из династии художников. Ее дядя Франс Пост (1612-1680) был архитектором бразильской флоры и фауны, а отец Питер Пост (1608-1669) — уважаемым архитектором эпохи Возрождения.
Ее отец, Фредерик Рюйш (1639-1731), был профессором ботаники в Амстердамском ботаническом саду (Hortus Botanicus). Кроме того, он занимался хирургической практикой и преподавал анатомию. На знаменитом групповом портрете «Урок анатомии», написанном Адрианом Баккером (ок. 1635-1684), изображен Фредерик Рюйш, который проводит вскрытие тела преступника. Картина стала популярной благодаря интересу туристов, посещавших Голландию в рамках Гранд-тура.
Урок анатомии Фредерика Рюйша работы Адриана Баккера, 1670 год. Источник: amsterdam.nl
Высокий статус Фредерика Рюйша в научном сообществе Голландии и Европы обеспечил ему громкую репутацию в амстердамском обществе. Он даже был членом Королевского научного общества в Лондоне. Первую богатую резиденцию семья приобрела на Блумграхте (или Цветочном канале). В XVII веке он считался самым красивым каналом в городе, и многие художники, профессора и врачи называли его своим домом. Поэтому не случайно Рембрандт (1606-1669) и Виллем ван Аельст (1627-1683) арендовали свои студии на Блумграхте. Именно в такой обстановке трое детей семьи — Хендрик, Рахель и Анна — достигли совершеннолетия.
Воспитание и обучение сестер Рюйш
Натюрморт в стеклянной вазе работы Рахили Рюйш, датируемый 1690-1720 годами. Источник: Рейксмузеум, Амстердам
Первенец последовал примеру отца и стал врачом. Рейчел и Анна получили образование художников. Хотя это не было обычной карьерой для женщины, стать художником не возбранялось. По мнению искусствоведов эпохи Возрождения, для женщины было вполне приемлемым занятием писать натюрморты. Эта иерархия жанров живописи была основана на аристотелевской концепции подражания. В этом контексте подражание представляло собой процесс мысленного синтеза как наблюдаемого произведения, так и предшествующего искусства. Поэтому оно требовало остроты ума и солидного образования.
Иерархия жанров выглядела следующим образом: сначала шла историческая живопись, изображающая библейские эпизоды, мифы или крупные события, затем портреты и пейзажи, и, наконец, натюрморты.
Считалось, что рисование натюрмортов лучше всего подходит для женщины. Она требовала только умения работать руками и хорошей наблюдательности, а больше ничего.
В случае с Рахилью и Анной Рюйш (1666-1754) выбор в пользу цветочных натюрмортов был обусловлен тем, что их отец занимался ботаникой и занимал привилегированное положение при создании Ботанического сада (Hortus Botanicus) в Амстердаме. Фредерик заметил у Рахили талант и, когда ей исполнилось 18 лет, устроил ее на обучение к своему соседу, художнику-цветоводу Виллему ван Аелсту. Он был одним из самых уважаемых и плодовитых голландских художников-натюрмортов XVII века.
Хотя Рахиль сегодня считается самой представительной женщиной, пишущей натюрморты в голландском Золотом веке, у нее были сильные предшественницы. Наиболее заметными из них являются Мария ван Оостервейк (1630-1693), которая писала цветочные работы выдающегося качества, но в скромном количестве, и Мария Сибилла Мериан (1647-1717), известный натуралист и ботанический иллюстратор.
Часто предполагается, что и Рахиль, и ее младшая сестра Анна обучались у Виллема ван Аельста и Марии Сибиллы Мериан.
Натюрморт с цветами и фруктами, автор Рэйчел Рюйш, недатировано. Источник: Sotheby’s
Если карьера Рейчел подробно описана биографом, который брал у нее интервью в последние годы жизни, то историю Анны понять сложнее. Однако мы знаем, что, в отличие от старшей сестры, она мало рисовала после союза с торговцем красками Исааком Хелленбруком. Как и Джудит Лейстер, она стала заниматься семейным бизнесом и оставила живопись.
Рахиль или Анна Рюйш?
Натюрморт из цветов и фруктов, автор Rachel Ruysch, недатировано. Источник: Sotheby’s
На первый взгляд, между натюрмортом, выполненным Рейчел, и натюрмортом, выполненным Анной, не так уж много различий. На самом деле, большинство ее работ традиционно приписываются Рейчел. Поскольку, судя по всему, Анна писала для удовольствия, а не для бизнеса, подсчет ее работ весьма затруднителен.
Несмотря на то, что Анна во многом опиралась на подход Рахили, у нее были и отличительные черты. Одной из таких особенностей было использование мазков и предпочтение более пышных декоративных деталей.
Как и их учитель Виллем ван Аельст, Анна любила добавлять к цветку или фрукту витиеватые вазы и богатые портьеры. Элемент мраморного карниза и блестящая золотая бахрома также в большей степени обязаны ван Аельсту, чем Рюйшу. Анна и Рюйш также отличались в аранжировке цветов. Анна часто изображала множество полосатых тюльпанов, в то время как Рахель никогда не включала больше одного.
Тем не менее обе сестры обычно писали свои натюрморты в паре. Часто на одной из подвесок изображены цветы, а на другой — роскошная композиция из овощей и фруктов.
Более того, их сочетание с научной иллюстрацией подняло живопись цветочных натюрмортов на новый уровень.
Вымышленные цветочные композиции Рюйша
Ваза с цветами, работа Рахель Рюйш, 1700 год. Источник: Маурицхёйс, Гаага
Рюйш, как и любой другой художник, пишущий натюрморты, создает композиции, которые невозможно увидеть в природе. В ее флористических работах мы можем любоваться цветами, распускающимися в разные времена года. До открытия ботанического сада в Амстердаме эти цветы, по сути, росли на разных континентах. Ее поздние композиции, как и та, что выставлена в Маурицхёйсе, часто окружены негативным пространством. Это создает иллюзию глубины и трехмерности. По сравнению с ее ранними цветочными композициями, написанными на лесной подстилке, зрелые натюрморты имеют вневременной характер.
Голландское богатство в натюрморте
Фрукты и насекомые работы Рахель Рюйш, 1711 год. Источник: Умная история искусств
Помимо цветочного натюрморта, Рейчел Рюйш также изобразила колониальную добычу. Традиционно в натюрмортах изображается широкий спектр предметов роскоши, которые европейцы привозили из Америки.
В натюрморте довольно необычного характера Рюйш грациозно демонстрирует свою научную хватку, унаследованную от отца.
Лесной натюрморт Рюйша из галереи Уффици — один из таких примеров. В этом натюрморте на осеннюю тему Рюйш объединяет продукты, которые появились в Северной Европе лишь столетие назад. Кроме известных винограда и персиков, мы видим кабачок, американские каштаны и кукурузный початок. Эти овощи были частью Колумбийского обмена и воспринимались европейскими колонизаторами как роскошь. Таким образом, Рейчел Рюйш изображает нечто большее, чем осенний урожай. Она ставит знакомые фрукты рядом с экзотическими овощами. Другими словами, она накрывает глобальный стол, украшенный птичьим гнездом, красной бабочкой-адмиралом, ящерицей и белогубой улиткой.
Жизненный успех и наследие Рэйчел Рюйш
Портрет художницы Рахель Рюйш работы Юриаена Пула, около 1710-1720 гг. Источник: Музей Бойманса ван Бойнингена, Роттердам.
Рахиль Рюйш по любым меркам была одной из самых выдающихся голландских художниц. Она писала в возрасте от 15 до 83 лет и создала сотни картин, которые никогда не выходили из моды.
При жизни художницы одна из ее цветочных работ стоила более 1200 гульденов, в то время как историческая картина Рембрандта не превышала 500 гульденов. Причиной тому было ее выдающееся мастерство, обусловленное научным характером ее способов изображения.
Ее картины представляли собой атлас всех видов, изображающий растения, цветы, насекомых, грибы и всевозможные диковинки, за которые коллекционеры и любители науки готовы были платить целые состояния.
Несмотря на то, что на рынке натюрмортов было много конкурентов, Рахель была любимицей именитых покровителей. Ее даже нанимали в качестве придворного художника в Дюссельдорфе.
Рейчел Рюйш была одной из первых женщин-художниц, вошедших в канон истории искусства еще до феминистской революции. Практически в любом музее старых мастеров можно увидеть хотя бы один натюрморт, написанный ею. Остается надеяться, что нынешний интерес к женщинам-художникам только расширит ее славу. Однако растущий интерес к творчеству женщин привлек внимание к художественному вкладу ее сестры Анны Рюйш.