Как сложилась реальная судьба невесты с картины Василия Пукирева «Неравный брак» » Блог о искусстве и кино

Как сложилась реальная судьба невесты с картины Василия Пукирева «Неравный брак»

Bigpicture ru vasily pukirev неравныи брак фраг 4 600x315


Традиционная Академическая выставка, проходившая в 1863 году в Санкт-Петербурге, стала непохожей на другие. Ее даже можно было назвать сенсацией, ведь ни до, ни после этого ничего подобного не случалось. 30-летний живописец Василий Владимирович Пукирев, только что закончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сразу получил степень профессора Академии художеств!Такая блестящая карьера в мире искусства стала возможна благодаря картине «Неравный брак», представленной на выставке. Вокруг этой работы сразу возникло немало слухов. В Петербурге и Москве говорили разное, но большинство разговоров было о том, что сюжет навеян личной трагедией автора. Но как все было на самом деле?
О том, где Пукирев взял сюжет картины, есть несколько версий. Само происходящее на полотне не вызывает вопросов. Совсем юную девушку, почти ребенка, ведет под венец ветхий старик, годящийся ей в дедушки. Разумеется, симпатии зрителя на стороне несчастной невесты.Люди, изображенные на полотне, вполне реальны. За спиной девушки стоит друг Пукирева, тоже художник, Петр Михайлович Шмельков. Это он растерянно смотрит прямо на зрителя. Стоит в толпе и рамочных дел мастер Гребенский, обещавший изготовить для картины обрамление «каких еще свет не видал». Стоящий крайним справа шафер с крайне недовольным лицом, очень похож на самого Василия Пукирева.Как только полотно представили публике, ее окружили слухи и домыслы. Говорили, что художник изобразил, как его невесту расчетливые родители выдают за старика. Но, есть версия, что Пукирев показал трагедию своего близкого друга, купца Сергея Варенцова. Он был влюблен в юную особу и ему отвечали взаимностью. Но родители девушки хотели для своей дочери супруга-дворянина и насильно выдали замуж за другого.Портрет Сергея Варенцова работы Василия ПукиреваКупца Варенцова ожидало еще одно испытание. Он должен был исполнять на свадьбе роль шафера, так как был родственником молодожена. Нужно особо сказать, что разница в возрасте между женихом и невестой в реальности не была столь разительной, как на картине. Она составляла всего 13 лет, но Пукирев решил добавить в сюжет драматизма. Поэтому жених у него получился старше лет на 40. Этот ход добавил истории неравного брака трагизма и картина, что называется, «выстрелила».Неравный брак с хэппи-эндомПроблема неравных браков в середине 19 столетия была очень острой. Большинство союзов заключались именно так и об этом начали открыто говорить в обществе. В 1861 году даже вышел Указ Священного Синода, осуждавший неравные браки. К сожалению, даже столь важный документ не смог ничего изменить.О трагедии Сергея Варенцова сам Василий Пукирев никогда не упоминал. Но ее описал в своих мемуарах родственник купца, Николай Варенцов. Кроме этого, эту версию подтверждает сохранившийся эскиз картины. На нем заметно сходство шафера не с Пукиревым, а именно с Варенцовым. Человек, сложивший руки на груди и буравящий взглядом престарелого жениха, похож на купца. В этом можно убедиться, взглянув на его портрет.Эскиз картины с ВаренцовымНо почему на окончательной версии картины художник заменил Варенцова собой? Все просто. Пока Пукирев писал свой шедевр, многое изменилось. Невеста, выданная насильно замуж, оказалась счастлива в браке! Ее муж оказался достойным и добрым человеком. Да и сам Варенцов спустя год после свадьбы нашел свою судьбу в лице другой женщины и планировал жениться.Поэтому персона купца на картине оказалась совсем не к месту и художник заменил лицо персонажа. Говорят, что Пукирев не хотел ничего менять и даже поссорился со своим другом. Но потом согласился с его доводами и дорисовал шаферу бороду, похожую как две капли воды на собственную.

Личная трагедия художникаУ картины «Неравный брак» есть еще одна версия происхождения. Невесту Василий Пукирев писал с натурщицы, которую звали… Прасковья Матвеева Варенцова. Нет, она не была родственницей купца и, скорее всего, даже не была с ним знакома. Она была внебрачным отпрыском одного знатного княжеского рода. При этом родня изо всех сил принимала участие в ее судьбе.Московский писатель и журналист Владимир Гиляровский писал, что Пукирев был влюблен в Варенцову и даже сделал ей предложение. Но девушка собой не распоряжалась и вышла замуж за человека, которого ей подобрала влиятельная родня. Об этом ему рассказал друг художника:«Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины „Неравный брак“ и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой».Василий Владимирович ПукиревЭту же версию подтверждает старейший сотрудник Третьяковской галереи Н. А. Мудрогель, нанятый еще самим Третьяковым. В своих воспоминаниях он говорил об этом так:«На картине Пукирева „Неравный брак“ в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще, вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил ее жизнь».Но была ли трагичной судьба юной невесты, или, может, все закончилось благополучно, как в версии с купцом Варенцовым?Судьба невестыЗавесу тайны над судьбой невесты приподнимает другой художник. В 2002 году в Третьяковскую галерею поступил рисунок художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова.  На листе бумаги простыми карандашами была изображена пожилая женщина в скромной одежде и с печальными глазами.Работа была подписана автором, который сообщил вот что:«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».Можно только предполагать, как складывалась судьба Прасковьи Варенцовой в замужестве. Одно можно сказать точно, что если она оказалась на старости лет в богадельне, то ничего хорошего в ее браке не было. Одинокая безотрадная старость среди себе подобных — вот итог этого и многих других неравных браков, заключавшихся ради денег или титулов.Что касается самого Василия Пукирева, то жизнь его тоже не баловала. После своего триумфа, связанного с «Неравным браком», художник написал еще несколько хороших картин. Но ни одна из них не повторила успеха его первой работы. Старость художник встретил в бедности и одиночестве.Мазуринская богадельняКартина Пукирева сделала более серьезный вклад в борьбу с неравными браками, чем Указ Синода. Художник Илья Репин отмечал, что художник «много крови испортил не одному старому генералу». Известный российский историк Н. Костомаров и вовсе признался, что картина заставила его обратиться к совести и отказаться от женитьбы на юной особе.Если вас увлекают необычные истории знаменитых картин, то вам наверняка будет интересно узнать, как на самом деле называется картина Репина «Приплыли» и почему ее все неправильно называют.Смотрите также — 12 классических картин русских художников, которым не место в школьных учебниках

А вы знали, что у нас есть Telegram? Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Вернуться наверх