Сегодня слово «Вавилон» обычно вызывает негативные ассоциации. Вероятно, это связано с популярностью «вавилонской блудницы» из книги Откровение в Новом Завете Библии. Или, возможно, другие знают вавилонян как народ, поработивший Иудейское царство в книге 2 Царств в Ветхом Завете Библии. На самом деле древним городом Вавилоном и Вавилонией — регионом, в котором он находился, — правило множество различных этнических групп. Амориты, касситы и халдеи были одними из самых важных этнических групп, которые правили Вавилоном и сделали его одним из самых влиятельных государств на древнем Ближнем Востоке. Вавилоняне преуспели в нескольких областях, главными из которых были право, наука, архитектура и, конечно, война.
Вавилон и клинописная династия
Современные ученые часто считают, что историческое значение Вавилона началось во времена Первой Вавилонской династии (ок. 1894-1595 гг. до н. э.), также известной как династия аморитов. Амориты были семитоязычной этнической группой, которая мигрировала в Вавилон с севера и быстро переняла месопотамскую/вавилонскую культуру. Хотя амориты говорили на языке, похожем на аккадский, они переняли аккадский язык для своих письменных текстов, написанных клинописью. Как только амориты основали свою династию и переняли аккадский язык, им не потребовалось много времени, чтобы оказать влияние на сферу права.
Написание закона: Закон Хаммурапи
Законы существовали и до амореев, но письменные или кодифицированные законы были довольно редки. Большинство законов было просто известно по традиции и устанавливалось судьями на основе прецедентов. Все изменилось, когда к власти пришел Хаммурапи (правил ок. 1792-1750 гг. до н. э.), шестой царь из династии Аморитов. Как будет показано далее, Хаммурапи был царем-воином, но его величайшим наследием стал свод законов, который он начертал на стеле из черного диорита. Кодекс законов Хаммурапи — лучший из сохранившихся в древнем мире документов такого типа, позволяющий современным ученым заглянуть в древнее ближневосточное общество.
Кодекс законов охватывает вопросы семейного, имущественного, уголовного и торгового права, отмечая, как сословная принадлежность человека влияет на его суждения. В аморейском Вавилоне были свободные люди, владевшие собственностью, известные как авилум , а чуть ниже их на социальной лестнице находились иждивенцы, не владеющие собственностью, mushkennum. На самом дне общества находились вардум, или рабов. Наказания могли быть весьма суровыми, особенно для тех, кто совершал проступки против богов или государства.
Один из важных разделов кодекса гласил следующее: «Если сеньор украл имущество богов или дворца, то этот сеньор должен быть предан смерти; также должен быть предан смерти тот, кто получил украденное из его рук».
Кодификация законов стала важным шагом в развитии цивилизации на древнем Ближнем Востоке. Более поздние месопотамские народы последовали примеру Хаммурапи и, возможно, оказали влияние на израильтян. Многие библейские историки считают, что Кодекс Завета в Исходе 20:22-23:19 был составлен под влиянием кодекса Хаммурапи из-за схожего языка этих двух текстов. Из Израиля идея письменных законов распространилась по Ближнему Востоку и Европе, сочетаясь с другими традициями.
Вавилонская наука и архитектура
Вавилоняне унаследовали большую часть своей науки, математики и архитектуры от более ранних месопотамских народов, которые они затем распространили среди других народов Ближнего Востока. Важно отметить, что во многих отношениях наука на древнем Ближнем Востоке была совсем иной, чем сегодня. Магия и религия были вплетены в каждый аспект вавилонской науки, и вавилоняне не занимались теоретической наукой — они не разрабатывали теорем и доказательств. Тем не менее, Вавилон был местом невероятной научной эрудиции, особенно в области математики и астрономии.
Вавилоняне использовали шестидесятеричную систему счета (основанную на 60), которую они унаследовали от шумеров. Эта система была достаточно развита, чтобы включать в себя дробные шестидесятеричные числа и позиционную систему цифрового письма. Насколько продвинутой была система, настолько же она была и громоздкой. Деление можно было выполнять только как умножение на обратный делитель, поэтому пришлось разработать таблицы умножения. В конце концов, были разработаны также силы и корни. Современные ученые знают так много о вавилонской математике, потому что вавилоняне были такими скрупулезными регистраторами. Тысячи математических текстов были написаны на древневавилонском языке, и многие из них сегодня хранятся в музеях по всему миру.
Вавилонская астрономия и астрология
Возможно, самой известной, но наименее понятной вавилонской наукой была астрономия и астрология. Современная идея астрологии похожа на древневавилонскую только по названию, хотя по функциям вавилонская концепция была иной. Изначально астрология была подчинена астрономии и основывалась на ней. Однако к концу второго тысячелетия она стала популярной при династии Касситов. Вавилонская астрология не занималась личной судьбой, как сегодня, а использовалась для блага государства. Вавилонские цари обращались к жрецам, которые предсказывали по звездам предзнаменования, касающиеся войны, дипломатии и сельского хозяйства.
Искусство, или наука, астрологии было основано на еще более древней науке астрономии. Шумеры были первым месопотамским народом, заинтересовавшимся Вселенной, и начали составлять ее карты, называя небесные тела именами своих божеств. Жрецы, выступавшие в роли ученых, вели наблюдения с зиккуратов, которые записывали на клинописных табличках. Астрономия приобрела большое значение в Вавилоне в VI веке до н. э. во время правления неовавилонской династии, а ученые использовали свои наблюдения для составления календарей. Вавилонский календарь был довольно точным, но ученым приходилось добавлять дополнительный месяц, когда это было необходимо, чтобы уравнять лунный и солнечный годы. Вавилонские астрономы оказали огромное влияние на последующие культуры. Названия двенадцати месяцев неовавилонского календаря позже переняли иудеи и сирийцы. Но еще большее значение имели греческие астрономы, которые приезжали в Вавилон в эллинистический период и учились своему ремеслу у вавилонских ученых.
Вавилонская фармакология и химия
Вавилоняне добились больших успехов в области медицины, хотя их хирургические методы были гораздо менее совершенны, чем у их современников в Египте. Пока египтяне проводили сложные операции и писали о них, вавилоняне сосредоточились на протохимии. Одним из самых ранних и наиболее выдающихся известных вавилонских химиков была женщина по имени Таппути-Белатекаллим. Эта женщина упоминается в клинописной табличке времен правления касситского царя Адад-шум-усура (правил около 1216-1187 гг. до н. э.). Первая часть имени — это ее настоящее имя, а вторая — аккадское слово, которое переводится как «женщина, следящая за дворцом». Современные ученые считают, что ее обязанности были многообразны и что одной из ее главных функций была «благоухательница» дворца.
В конце второго тысячелетия до н. э. в Вавилоне и близлежащих месопотамских городах было написано множество так называемых парфюмерных текстов, но лишь немногие из них содержат точные сведения о процессе. Только в одном известном тексте приводится полный отчет о процессе мацерации и экстракции, сначала водой, а затем маслом как основой для духов. Эти детали могут свидетельствовать о том, что древние вавилоняне были знакомы с сублимацией — переходом твердого тела в газ.
Вавилоняне использовали свои передовые знания в области химии для создания не только парфюмерии, но и ингредиентов для лекарств. Но, пожалуй, самым важным было то потенциальное влияние, которое они оказали на более поздние культуры Ближнего Востока. Арабский эрудит Аль-Кинди (ок. 801-873 гг. н. э.) написал первый рассказ о дистилляции вина, что было невероятным достижением. Но клинописные таблички показывают, что вавилоняне дистиллировали духи более чем за 2 000 лет до Аль-Кинди, что повышает древность процесса дистилляции. Возможно, аль-Кинди получил хотя бы часть своих знаний о дистилляции из вавилонских устных традиций, которые все еще пересказывались и часто упоминались ранними арабскими учеными.
Вавилонские зиккураты
Зиккураты — месопотамские храмовые комплексы в форме ромбоидов, которые ставились один на другой, постепенно уменьшаясь в размерах. Самые ранние зиккураты были построены шумерами в южной Месопотамии в период Урука (ок. 3500-2900 гг. до н. э.), хотя они были довольно примитивными. Эти ранние зиккураты представляли собой не более чем платформу из глинобитного кирпича с башней на вершине. Зиккураты были многофункциональными сооружениями, включавшими в себя несколько других зданий. Они выполняли функции религиозных храмов, школ писцов и астрономических обсерваторий. К сожалению, из-за того, что они строились в основном из глинобитного кирпича, немногие зиккураты выдержали испытание временем; но, возможно, самый великий из них находился в Вавилоне.
Царь Невавилонской империи Навуходоносор II (правил в 604-562 гг. до н. э.) был ответственен за строительство зиккурата Энтенаки. Посвященный богу-покровителю Вавилона Мардуку, зиккурат Энтеменаки вдохновлял людей вплоть до современной эпохи. Греческий историк пятого века до нашей эры Геродот описал зиккурат Энтеменаки:
«На вершине самой высокой башни стоит большой храм, в котором стоит прекрасная большая кушетка, богато покрытая, а рядом с ней — золотой стол. В святилище нет никаких изображений, и никто не проводит там ночь, кроме, как говорят халдеи, которые являются жрецами Бэла, одной ассирийской женщины, совершенно одной, кого бы ни выбрал бог».
Многие ученые считают, что зиккурат Энтеменанки, служивший центральным элементом невероятного города, послужил вдохновением для библейской Вавилонской башни (Быт. 11:1-9). Город занимал площадь более 2200 акров и имел внешнюю стену, которая образовывала треугольник периметром более одиннадцати миль. Самой невероятной частью города были красивые и богато украшенные восьмые ворота в город, известные как ворота Иштар. Ворота были посвящены Навуходоносором месопотамской богине любви и войны Иштар и служили мощным напоминанием о богатстве и могуществе царя.
Вавилонские империи и геополитика
Все различные вавилонские династии отличались способностью к геополитическому маневрированию и имперской политикой, которая повлияла на последующие народы Ближнего Востока. Хаммурапи был первым правителем, сделавшим Вавилон центром имперской власти, что ему удалось сделать примерно к 1750 году до н.э. Укрепив свою власть в Вавилонии, Хаммурапи разгромил северные месопотамские государства Ларса, Эшнунна, Мари и Ассирию. Хотя империя Хаммурапи была эфемерной, поскольку его аморейские преемники не смогли ее удержать, она послужила образцом для последующих месопотамских империй.
Вавилоняне достигли своего геополитического апогея при династии Касситов (ок. 1474-1159 гг. до н. э.). Касситы были еще одной внешней группой, которая переняла аккадский язык и вавилонскую культуру, когда захватила контроль над городом. Касситские правители сохранили свои собственные имена и использовали свой язык в повседневной жизни, но во всех остальных отношениях они были вавилонянами. Касситы впервые вступили в контакт с египтянами, когда фараоном был Тутмос III (правил около 1460-1340 гг. до н. э.).
Вавилоняне использовали свой дипломатический кэш, чтобы стать членами клуба великих держав вместе с Египтом, Хатти, Алашией, Митанни, а затем и Ассирией. Став членами клуба, вавилоняне контролировали множество торговых путей с дальнего востока, по которым к другим членам клуба доставлялся ценный лазурит, а также лошади с близлежащих гор Загрос. Взамен вавилоняне получали золото из Египта, которое они использовали для создания протозолотого стандарта. Важно также отметить, что вся дипломатическая переписка между великими державами велась на языке Вавилона, аккадской клинописи.
Последней вавилонской династией, оставившей геополитическое наследие в регионе, была Невавилонская династия (626-539 гг. до н. э.). Возможно, Невавилонская династия просуществовала относительно недолго, но ее царь Навуходоносор II расширил ее границы, включив в них Левант (Сирию-Палестину) до «ручья Египетского». Как рассказывается в ветхозаветной книге 2 Царств 24-25, Навуходоносор II разгромил восставшую Иудею в 597 году до н. э. и депортировал большую часть ее населения. Затем Навуходоносор поставил Седекию своей марионеткой, но тот тоже решил восстать против Вавилона. Вавилоняне ответили жестокостью, депортировав большую часть оставшегося населения Иудеи в 587 году до нашей эры. Навуходоносор успешно остановил восстание. Однако при этом он позаботился о том, чтобы его город навечно запомнился своей жестокостью.