Якопо Тинторетто — мастер эпохи Возрождения, которого довольно трудно назвать «мастером». В рассказах о его жизни и творчестве трудно провести грань между мифом и человеком. Его картины оценивались в соответствии с тропами, господствовавшими в художественной критике, а попытки позднейших биографов разобраться в его личности основывались на слухах и домыслах. Ниже вы найдете описание его нетрадиционной техники и еще более необычных приемов, с помощью которых он зарабатывал на жизнь как художник в Венеции эпохи Возрождения.
Якопо Тинторетто: Ужасный ребенок Венеции
Именно во время богатой вечеринки в доме венецианского дворянина Тинторетто неожиданно столкнулся с проблемой. Джакомо Контарини собрал художников и знатоков, чтобы обсудить переделку Палаццо Дукале после сильных пожаров 1570-х годов. По слухам, гости высоко оценили портрет Тициана. Тинторетто, присутствовавший на вечеринке, был огорчен смелым заявлением одного из гостей о том, что рисовать нужно только так, как это делал Тициан.
Учитывая свой успех в портретной живописи, Тинторетто хотел отыграться. Когда пришло время, Тинторетто создал картину, похожую на Тициана, и показал ее тем же знатокам. Эксперты объявили, что это Тициан особого достоинства. Называя это блефом, Тинторетто якобы опроверг ценность их авторитета и показал, как мало люди действительно понимают в живописи.
Комитет венецианских синьоров был не первым и не последним, кто спутал Тинторетто с Тицианом (или наоборот). На самом деле, стилистическая апроприация была лишь одним из изобретательных приемов Тинторетто для расширения своей клиентуры. Именно его бесконечная изобретательность позволила ему занять место в пантеоне искусства Ренессанса. Точно так же он получил репутацию ужасного ребенка венецианского трио, рядом с Тициано Вечеллио и Паоло Веронезе.
Якопо Тинторетто, несомненно, был вундеркиндом Венеции XVI века. Его смелая кисть и новаторская, стремительная техника вдохновили бесчисленное множество художников — от Рубенса и Веласкеса до Делакруа и Мане. Его захватывающие сюжеты и оживленные композиции сделали его самым выдающимся художником, пишущим религиозные повествования. Это еще больше отличало его от тонкого и чувственного искусства Тициана и от старательно раскрашенных и упорядоченных полотен Веронезе. Однако искусствоведы начали ценить его творчество лишь в конце XX века.
Возрождение эпохи Возрождения: Тинторетто переосмысливает конкуренцию
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто, достиг совершеннолетия в трудную эпоху. Сын красильщика тканей (на итальянском языке tentore), он не пользовался династической артистической родословной и сопутствующим ей покровительством. Однако его происхождение было лишь первым препятствием, которое ему пришлось преодолеть. Завоевать внимание венецианских меценатов было непростой задачей в Венеции середины XVI века.
В то время Тициан был главным художником Венеции, его слава гремела по всей Европе. Имея многочисленных международных покровителей, таких как габсбургский король Филипп II, и пользуясь поддержкой художественных критиков того времени, Тициан считался воплощением венецианской традиции. Поэтому единственным путем Тинторетто к успеху было подражание. С появлением Паоло Веронезе, ставленника Тициана, молодому Тинторетто стало еще труднее войти в венецианскую художественную среду. Окружающая обстановка яростной конкуренции стала для Тинторетто самым формирующим аспектом.
Прославленные мастера Венеции эпохи Возрождения часто изучаются с точки зрения их художественных взаимоотношений и, прежде всего, соперничества. Термины для таких дебатов были, по сути, заданы современными ренессансными искусствоведами, такими как Джорджо Вазари и Пьетро Аретино. Концепция соперничества была использована для обсуждения искусства различных школ итальянского полуострова и считалась важным ингредиентом для стимулирования художественных инноваций. В этих дебатах главными действующими лицами были уроженцы Флоренции Микеланджело и Тициан и, соответственно, их последующие ученики. Этот жанр гуманистической литературы, получивший название paragone, представлял собой возвышенную форму сравнения. Именно в этих интеллектуальных баталиях между достоинствами двух мастеров родилась художественная критика.
Дебют Тинторетто состоялся благодаря заказу на создание гигантского полотна, которое должно было быть выставлено в зале конгрегации Святого Роха в Венеции. На картине было изображено одно из посмертных чудес святого Марка Александрийского, покровителя Венеции. Чудо раба рассказывает о человеке, который отправляется в паломничество к мощам святого Марка (хранящимся в Венеции с IX века), а затем подвергается наказанию со стороны своего хозяина-язычника. Раб драматически спасается благодаря бесплотному вмешательству святого Марка, а кульминацией эпизода становится обращение мучителя в христианство.
Выбор в пользу изображения сюжета, столь важного для духовной истории Венеции, был смелым политическим шагом. Кроме того, он позволил молодому художнику продемонстрировать свою изобретательность и находчивость. С помощью явных цитат из Тициана, Микеланджело и Рафаэля, прославленных мастеров своего времени, Тинторетто хотел заявить, что он принадлежит к их числу, присвоив их работы и подражая им. После открытия Чудо рабыни в 1548 году, Тинторетто в кратчайшие сроки получил поток новых заказов.
Море покровителей: Погоня Тинторетто за заказами
Несмотря на непревзойденную репутацию Тициана, Венеция была благотворным климатом для амбициозных и предприимчивых молодых художников. Венеция представляла собой богатую республиканскую культуру, в которой преобладало гражданское искусство. Такими были scuole-набожные конфедерации или братства, созданные для благотворительности. Такие организации позволили Тинторетто найти покровителей в лагуне.
В середине XVI века, отделившись от средневекового звания ремесленника, живописцы наконец-то получили возможность занять более высокое социальное и профессиональное положение. Это стало возможным благодаря усилиям итальянских гуманистов, таких как Леон Баттиста Альберти, которые выступали за включение живописи в число либеральных искусств и ее дистанцирование от механических искусств. Решение Тинторетто отождествить себя с ремеслом своего отца означало отход от недавно созданного привилегированного положения, за которое так упорно боролись придворные живописцы, такие как Тициан. Подчеркивая свою связь с ручным трудом, связанным с живописью, Якопо Робусти хотел расширить свою привлекательность для как можно большего числа покровителей.
Еще одним средством рекламы были автопортреты. Анекдот рассказывает, что Тинторетто выставлял свой автопортрет в самом оживленном торговом месте Венеции — Мерсерии. На единственном автопортрете, относящемся к раннему периоду его творчества, молодой Якопо изображает себя без прикрас. Формат привлекает внимание к лицу и смелому духу художника и отходит от типичных современных автопортретов, которые обычно пропагандируют высокое социальное положение и материальный достаток.
Бизнесмен или скромный венецианец?
Тинторетто подошел к своей карьере как к деловому предприятию с дерзкой целью: заполнить своими полотнами всю Венецию. Учитывая его предпринимательскую хватку, многие предположили, что Тинторетто гнался за богатством. Хотя отчасти это верно, поскольку живопись была наемной профессией, Тинторетто, похоже, был больше заинтересован в получении славы и признания. Чтобы стать иконой венецианской лагуны, Якопо нарушил традиции и правила приличия. Он выставлял готовые картины в качестве уличного товара, подражал манере других художников и, как известно, устанавливал полотна без разрешения.
История гласит, что в 1564 году братство Святого Роха, его давнего покровителя, объявило конкурс на украшение своей недавно построенной резиденции и предложило нескольким художникам представить свои эскизы. Однако Тинторетто пошел коротким путем. Вместо того чтобы представить рисунок, он тайно установил полотно на потолке зала заседаний. Когда пришло время, судьи собрались только для того, чтобы увидеть эффектное изображение Тинторетто. Святой Рох во славе. Учитывая, что конфедерация была благотворительной организацией, Якопо знал, что они не смогут отказаться, если она будет доставлена в качестве пожертвования..
В надежде на будущие щедроты Тинторетто писал нечеловеческое количество полотен и всегда снижал цены. В то время как Тициан или Веронезе зарабатывали тысячи scudi и могли тратить свои капиталы на роскошную недвижимость, Тинторетто зарабатывал в среднем 100 scudi в год. Такая зарплата позволяла ему входить в высший эшелон венецианского общества, однако это был отнюдь не роскошный доход. Чтобы минимизировать расходы и максимизировать прибыль и комиссионные, он руководил трудолюбивой мастерской, в которой главными помощниками были его дети. Доменико, Марко и Мариэтта сотрудничали с отцом в традиционной модели ателье, как в эпоху Средневековья.
Фактически, после 1570 года, когда его здоровье ухудшилось, Тинторетто стал полагаться на труд Доменико. Самым известным заказом мастерской стало монументальное изображение Рая украшает зал Большого совета Дворца дожей. На сайте Рай это самая большая из когда-либо созданных картин старого мастера, представляющая собой одно из главных произведений венецианского Возрождения.
Якопо Тинторетто: последний мастер эпохи Возрождения
Восхождение Тинторетто к признанию было отнюдь не простым. При жизни художественный истеблишмент заставлял его применять идиосинкразические стратегии, чтобы иметь возможность заниматься своим искусством. Потомки тоже осуждали его. Его неутомимая и энергичная трудовая этика, которая, возможно, определяла его быструю работу кистью и незавершенный стиль, вступала в противоречие с развивающимся вкусом художественных критиков, которые предпочитали законченную и идеализированную живопись. Только после вечных революций в художественном каноне, начавшихся с романтизма и импрессионизма, Тинторетто смог занять достойное место в истории искусства.
Сегодня Тинторетто занимает достойное место в каноне итальянского Возрождения и стал эмблемой венецианской школы. Не без иронии можно сказать, что прошло несколько столетий, прежде чем знатоки назначили его одним из знаменосцев venezianità, когда Якопо Робусти Тинторетто был единственным художником лагуны, который родился и был похоронен в Венеции. Его работы до сих пор украшают бесчисленные памятники в Венеции.
Автопортрет, написанный всего за пять лет до его смерти, — яркое свидетельство о мастере. Противопоставляя зрителям поразительное самосознание, Тинторетто смотрит на потомков почти по-божески. Старый Тинторетто клеймит свой возраст как доказательство своих заслуг. Именно с ним заканчивается Ренессанс и закладываются семена барокко.