Какая самая крупная кража произведений искусства в истории? » Блог о искусстве и кино

Какая самая крупная кража произведений искусства в истории?

Logo


Наиболее крупной кражей произведений искусства в истории считается кража, совершенная в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в марте 1990 года. В результате этой аудационно известной кражи были похищены произведения искусства на сумму, оцениваемую около полумиллиарда долларов. Среди похищенных работ были шедевры таких мастеров, как Вермеер, Рембрандт и Дега. До сих пор многие из украденных произведений искусства остаются пропавшими, и дело остается нераскрытым.

крупнейшая кража произведений искусства в истории

В мартовскую ночь 1990 года два мужчины, прикинувшись полицейскими, ворвались в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, захватив с собой тринадцать произведений искусства на огромную сумму, приблизительно полумиллиарда долларов. Среди похищенных шедевров были безценный Вермеер и несколько картин Рембрандта. Несмотря на множество раскрытых деталей и упоминаний имен, данное преступление до сих пор остается нераскрытым. Однако что именно произошло в ту ночь во время крупнейшей в мире кражи произведений искусства, и есть ли какие-либо шансы на то, что украденные картины будут найдены?

Место кражи произведений искусства: Кем была Изабелла Стюарт Гарднер?

картина зорна гарднера
Изабелла Стюарт Гарднер в Венеции, работа Андерса Зорна, 1894 г.

 

Изабелла Стюарт Гарднер была выдающимся коллекционером произведений искусства, эксцентричным филантропом и основательницей музея, который был назван в ее честь. Гарднер, дочь состоятельного торговца льном, стала одним из самых влиятельных меценатов своего времени. Она считала, что ее миссия в жизни состоит в том, чтобы привнести высокое искусство в свою страну. Часто путешествуя по Европе, она убеждалась в том, что ее соотечественники заслуживают возможности наслаждаться великим искусством и красотой прямо у себя дома. За несколько лет она собрала огромную коллекцию произведений искусства, охватывающую период от античности до современности.

Здание музея было задумано и возведено под строгим контролем Гарднер. Она также выступала в роли главного куратора музея, тщательно размещая произведения таким образом, чтобы они гармонировали с разнообразными артефактами ее эklekticной коллекции. Она была настолько привязана к своему творению, что запретила перестановку или продажу каких-либо произведений искусства даже после своей смерти. Согласно завещанию Гарднер, в случае любых изменений оставшиеся работы должны были немедленно выставиться на продажу через парижский аукционный дом. Творческое наследие Гарднер оставалось неизменным до той ночи в 1990 году.

Что произошло 18 марта 1990 года?

фото ограбления гарднера
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер после ограбления, март 1990 года, через галереи Rehs

17 марта в Бостоне прошел традиционный парад в честь Дня святого Патрика, который привлек множество людей и прошел в южной части города. Для обеспечения порядка в оживленной толпе, пропитанной алкоголем, множество полицейских было выставлено на службу. В это время вокруг музея царила тишина. На посту дежурили только два охранника, которые поочередно осматривали галереи.

Около полуночи раздался сигнал пожарной сигнализации, но охранники не придали этому особого значения, зная, что система безопасности музея далека от идеальной и устарела.

Приблизительно в 1:20 ночи два мужчины в полицейских формах позвонили в зуммер боковой двери музея, утверждая, что пришли по жалобе на нарушение порядка. Охранники не заметили ничего подозрительного и пропустили их внутрь. После этого злоумышленники надели на охранников наручники и раскрыли свои истинные намерения. Один из охранников даже пошутил, замечая, что зарплата музея не настолько велика, чтобы он рисковал своей жизнью защищать его.

кража произведений искусства голландская комната гарднера
Голландская комната Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне сегодня, через Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

Преступники провели в музее восемьдесят одну минуту, безжалостно рыскав по экспозиции. Унесли с собой тринадцать ценных предметов, оставив за спиной охрану. По истечении нескольких часов сотрудники музея пришли на работу, но оказались перед запертой дверью. После вмешательства бостонской полиции, чтобы открыть дверь, не осталось никаких сомнений в том, что произошло ночью внутри.

Кража произошла всего через полгода после того, как Энн Хоули была назначена директором музея. Она стала первой женщиной, занявшей этот пост. Вступив в новую должность, Хоули столкнулась с рядом проблем, включая острую финансовую нехватку. Несколько месяцев до ограбления ей пришлось принять сложное решение между установкой новой системы климатического контроля для сохранения коллекции и обновлением механизмов безопасности. В то время ущерб от погодных условий и влаги казался более важной проблемой, чем потенциальная кража.

Тайна украденных произведений искусства

вермеер концертная живопись
Концерт», Йоханнес Вермеер, 1663-1666, через Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

Хотя события вокруг ограбления Музея Гарднера уже вызывают недоумение, одним из наиболее запутанных аспектов этой истории является фактический перечень похищенных произведений искусства. Особенно тяжелый удар по коллекции нанесла утрата картины «Концерт» Йоханнеса Вермеера. Сегодня считается, что существует всего 34 картины этого мастера, поэтому утрата каждой из них становится настоящей трагедией.

Другой потерей, вызвавшей драматизм, стала картина Рембрандта «Христос во время бури на Галилейском море» — единственный известный морской пейзаж художника. Грабители также пытались унести один из автопортретов Рембрандта и даже сняли его со стены, но по неясным причинам оставили. Они не просто извлекли полотна из рамок, а бросили их на пол, чтобы разбить защитное стекло, а затем грубо вырезали картины. Такой варварский метод вырезания произведений из рам показывает, насколько ценными они были для грабителей. Учитывая толстый слой холста, красок и лака на стандартной картины, ее вырезание ножом было бы длительным и сложным процессом, который неизбежно повредил бы красочное покрытие.

роспись обелиска флинка
Пейзаж с обелиском работы Говаэрта Флинка, 1638 г., через Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостом

Хотя личности воров, совершивших ограбление в музее Изабеллы Стюарт Гарднер, остаются загадочными, их опыт или его отсутствие не вызывают сомнений. Несмотря на то, что им удалось захватить Вермеера и несколько работ Рембрандта, остальные украденные произведения составляют разнородный и непоследовательный набор предметов. Среди них были картина ученика Рембрандта Говаэрта Флинка, несколько эскизов Эдгара Дега, старая, но не ценная китайская ваза и бронзовый орел, который ранее украшал верхушку флагштока императорской гвардии Наполеона Бонапарта.

Воры провели почти девяносто минут, просматривая коллекцию и выбирая предметы из различных комнат и галерей, однако не обратили внимания на самые ценные работы, доступные для общего просмотра. Несколько работ Тициана, а также работы Сандро Боттичелли, Джона Сингера Сарджента и других остались в целости и сохранности. Следователи полагают, что у воров был определенный список предметов, которые они должны были украсть для своего клиента, но у них отсутствовали знания в области искусства. Следовательно, под влиянием мгновенного успеха, они могли начать выбирать произвольные предметы, которые привлекли их внимание.

картина мане тортони
Chez Tortoni» Эдуарда Мане, 1875, через Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

Картина «Chez Tortoni» Эдуарда Мане представляла собой одну из самых загадочных частей всего похищенного. Несмотря на неоспоримую ценность этой работы, ее местонахождение оставалось невыясненным. «Chez Tortoni» находилась в так называемой Голубой комнате — галерее, расположенной на этаже выше от Голландской комнаты, которая понесла наибольшие потери. Датчики движения по всему музею регистрировали передвижения воров во время ограбления, однако не зафиксировали, чтобы кто-то заходил в комнату после 1:20 ночи. Согласно данным датчиков, последним, кто приближался к картине Мане, был охранник музея Рик Абат, на которого, предположительно, напали грабители несколько минут спустя.

Подозреваемые и возможные мотивы

кража произведений искусства подозреваемые фоторобот
Фотороботы подозреваемых в краже, составленные ФБР по описаниям свидетелей, via Business Insider

Рынок предметов искусства ограничен, и продажа украденного произведения, особенно такого значимого, без привлечения нежелательного внимания, представляла собой непростую задачу. Поэтому следователи предполагают, что ограбление было заказано определенным клиентом, который хотел сохранить картины для себя или использовать их в своих операциях. Украденные предметы искусства, подобные тем, что были похищены в Бостоне, часто использовались как залог при наркоторговле и переговорах с ФБР. Члены преступных групп иногда предлагали властям украденные произведения в обмен на свободу своих боссов.

На начальном этапе расследования этот мотив считался основным, подтверждение которого давали несколько информаторов ФБР, указывая на конкретных членов бостонской преступной среды. Однако по мере развития расследования в список потенциальных воров включались все новые имена, а некоторые из них загадочным образом погибали. Хотя это не означало автоматического связывания убийств с расследованием — ведь люди из списка были преступниками и членами различных банд, враждующих между собой в Бостоне, — эти совпадения вызывали нервозность. Единственное, что было доказано, — это то, что все связи каким-то образом вели к итало-американской преступной семье Patriarca.

рембрандт леди джентльмен живопись
Дама и джентльмен в черном», Рембрандт ван Рейн, 1633 г., через Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

Многие следователи предполагали, что ограбление могло быть организовано изнутри. Одним из основных подозреваемых был охранник по имени Рик Абат, который находился на дежурстве в ночь преступления. Абат представлял собой необычного человека для должности музейного охранника: начинающий рок-музыкант, его не интересовало ни искусство, ни сам музей. Он часто появлялся на работе в состоянии алкогольного опьянения и открыто ненавидел свою должность. По словам его коллег, Абат также приглашал своих друзей и знакомых на ночные смены, несмотря на строгие правила безопасности, запрещающие несанкционированные посещения. Кроме того, Абат был последним, кто приближался к картине Мане, которая позже была украдена. Хотя Абат так и не был арестован, некоторые следователи предполагают, что он мог снять картину со стены и передать ее преступникам.

Будет ли раскрыта тайна самой крупной кражи произведений искусства?

искусство кража рембрандт шторм живопись
Христос в бурю на Галилейском море, Рембрандт ван Рейн, 1633 г., через Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

На данный момент нет однозначного ответа на вопрос, будет ли раскрыта тайна самой крупной кражи произведений искусства, произошедшей в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Случаи расследования кражи искусственных произведений часто бывают сложными и долгими, требующими значительных ресурсов и времени. В некоторых случаях преступники не раскрываются и кража остается нераскрытой на протяжении многих лет или десятилетий.

Однако следователи постоянно работают над разгадкой загадок и преступлений, в том числе и краж произведений искусства. С развитием технологий и методов расследования есть надежда на то, что в будущем удастся обнаружить новые улики или сделать прорыв в деле, что приведет к раскрытию этой тайны. Важно помнить, что расследование продолжается и остается открытым, и каждый новый след может привести к разгадке этого удивительного преступления.

Стоимость украденных произведений искусства продолжает увеличиваться с годами, поскольку рынок искусства продолжает свое расширение. Если в 1990 году оценочная стоимость похищенной коллекции составляла 200 000 долларов, то спустя тридцать лет она превысила полмиллиарда. С течением времени появляются новые подробности и зацепки, и разные люди время от времени предлагают помощь в возвращении произведений искусства в обмен на иммунитет. Однако о значительных успехах не сообщается. В 2015 году ФБР сообщило, что неназванные воры уже умерли.

Uilyamom yangvortom
Уильям Янгворто

В августе 1997 года арт-дилер и преступник Уильям Янгворт связался с журналистом Boston Herald Томом Машбергом и утверждал, что знает местонахождение украденных произведений искусства и может вернуть их при определенных условиях. Он предоставил Машбергу образцы краски для проверки подлинности и показал ему холст, схожий с картиной Рембрандта «Буря на Галилейском море». Однако рейд ФБР на склад Янгворта не дал результатов. Анализ пигментов краски показал, что они не совпадают с теми, что использовались на оригинальной картины. Тем не менее, после нескольких десятилетий Музей Изабеллы Стюарт Гарднер предлагает награду в 10 миллионов долларов за информацию, помогающую вернуть украденные произведения искусства.

В течение многих лет после кражи из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, случай оставался одним из самых загадочных и значимых в мире искусства. Попытки раскрыть эту тайну продолжались, привлекая внимание как общественности, так и правоохранительных органов. Несмотря на множество теорий и некоторые обещающие развития, включая появление потенциальных свидетелей и информаторов, кража оставалась нераскрытой.

Одним из ключевых аспектов долгого расследования является возрастание стоимости украденных произведений искусства со временем. Этот феномен отражает не только уникальность и ценность утраченных работ, но и динамику рынка искусства в целом. Рост стоимости украденных произведений подчеркивает их исключительное значение и вызывает еще больший интерес к их возвращению.

Кроме того, история с арт-дилером Уильямом Янгвортом и его контактом с журналистом добавляет к парадоксу этой кражи. Эпизод с показом свернутого в рулон холста и последующим обнаружением несоответствий в красках лишний раз подчеркивает сложность восстановления и подлинности произведений искусства, а также множество ложных следов и разводок, с которыми сталкиваются следователи.

Наконец, огромная награда в 10 миллионов долларов, предлагаемая Музеем Изабеллы Стюарт Гарднер за информацию о местонахождении украденных произведений, продолжает подчеркивать серьезность их утраты и стремление общественности и культурного сообщества к их возвращению. Это также отражает важность сотрудничества общества в целом для достижения этой цели и преодоления культурного ущерба, нанесенного этой кражей.

This is a robbery
This is a robbery

Документальный сериал «Это ограбление» от Netflix предлагает не только детальный рассказ о одном из самых дорогостоящих ограблений произведений искусства в истории, но и внимание уделяется некоторым ключевым личностям, в том числе и мелкому преступнику Уильяму «Билли» Янгворту. Этот сериал, состоящий из четырех частей, ведет зрителя через печально известное ограбление бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер в 1990 году, которое оценивается на сумму более 200 миллионов долларов.

Майлз Коннор, местный житель Бостона и бывший зловорный вор произведений искусства, становится центральной фигурой во многих фильмах, и его роль в этом ограблении выглядит как яркий и харизматичный персонаж. Однако интерес также вызывает и его бывший товарищ Билли Янгворт, который играет не менее значимую роль в этой истории.

Вернуться наверх