Какие символы повторяются в работах Хильмы аф Клинт? » Блог о искусстве и кино

Какие символы повторяются в работах Хильмы аф Клинт?

Logo


Шведская художница Хильма аф Клинт наконец-то получила признание как забытый пионер абстракции. Она глубоко интересовалась оккультными и спиритистскими практиками и провела годы, пытаясь расшифровать образы, которые, по словам аф Клинт, были посланы ей высшими существами. В своих обширных записях она оставила словарь символов, цветов и элементов. Читайте далее, чтобы узнать больше о скрытых смыслах в работах Хильмы аф Клинт.

Почему Хильма аф Клинт такая особенная?

хилма аф клинт фото
Хильма аф Клинт, около 1890 года, по материалам газеты «Сидней Морнинг Геральд

К моменту рождения Хильмы аф Клинт Швеция была сельской страной, неуклонно движущейся к индустриализму. Это стремление нашло отражение в реформах образования. В Швеции женщины получили возможность получать высшее образование в 1864 году. Для сравнения, ведущая художественная академия Франции, легендарная Эколь изящных искусств, начала принимать женщин только в 1897 году. Однако легальные возможности для шведских художников все еще не гарантировали отсутствие дискриминации. Среди общественности и чиновников художественных академий сохранялось широко распространенное мнение, согласно которому женщинам свойственно лишь копирование, но не новаторство.

Хильма аф Клинт родилась в 1862 году в семье морских офицеров и картографов. Ее решение стать художницей было неожиданным, однако она не встретила сопротивления со стороны семьи. Некоторые эксперты считают, что базовые знания картографии могли способствовать ее последующему духовному поиску и созданию диаграмм.

спиральный рисунок дефема
Автоматический рисунок, сделанный де Фемом во время спиритического сеанса, 1903 г., через Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

После окончания художественной школы в Стокгольме Хильма аф Клинт сделала карьеру ботанического и зоологического иллюстратора. Помимо живописи, она нашла себе хобби: вместе с четырьмя другими женщинами-художницами она создала группу под названием De Fem («Пятеро»). Группа проводила спиритические сеансы и занятия по изучению Библии. Во время сеансов одна из женщин входила в состояние, подобное трансу, и говорила от имени духов, иногда даже делая автоматические рисунки. Во время другого сеанса с ними якобы связались духовные существа Амалиэль и Ананда, которые заявили, что им необходимо найти посредника между ними и миром людей. Роль посредника заключалась в том, чтобы записывать и передавать драгоценные знания о духовных вопросах. Хильма аф Клинт была единственным человеком, который согласился это сделать. Вскоре она начнет свой четырехдесятилетний путь, исследуя невидимое и создавая новаторское искусство, не похожее ни на что, что когда-либо видел мир.

Хильма аф Клинт и символы

хильма аф клинт картина хаоса
Группа I, Первозданный хаос, № 16, из серии «ВУ/Роза» Хильмы аф Клинт, 1906-7, через Фонд Хильмы аф Клинт

Первая серия абстрактных работ Хильмы аф Клинт была открыта ей в 1906 году. Пассивный залог в предыдущем предложении не является ошибкой. Художница утверждала, что не может контролировать процесс написания картин, как будто кто-то другой направляет ее руку. В своем дневнике она писала:

Картины были написаны непосредственно мной, без предварительных рисунков и с большой силой. Я понятия не имел, что должно быть изображено на картинах; тем не менее я работал быстро и уверенно, не меняя ни одного мазка кисти..

На этих картинах почти не было узнаваемых фигур и не было конкретного повествования. По сути, это были первые абстрактные работы в истории европейского искусства. В течение следующих сорока десятилетий она продолжала свои поиски, оставив после себя более тысячи абстрактных картин. Несмотря на общую нерепрезентативность, некоторые элементы были знакомы. Среди изогнутых линий и геометрических форм распускались цветы, лебеди выгибали свои длинные шеи, а христианские святые соседствовали с буддийскими мандалами. Проблема заключалась в том, что Хильма аф Клинт понятия не имела, что она рисует. Пытаясь расшифровать смысл своих работ, она оставила сотни тетрадей, заполненных мыслями и идеями. Она даже пыталась обратиться за советом к известным спиритуалистам своего времени, но никто не смог помочь.

После многих лет исследований Хильме аф Клинт удалось составить словарь символов, присутствующих в ее работах. Описания были такими же расплывчатыми и запутанными, как и ее работы, но все же они позволили понять истинную цель и смысл творчества аф Клинт.

Улитка

хилма аф клинт эволюция 4 картина
Эволюция № 4, группа VI, серия WUS/Семиконечная звезда Хильмы аф Клинт, 1908, Фонд Хильмы аф Клинт, via Arthive

Улитка, или спираль, — один из самых популярных символов в творчестве Хильмы аф Клинт, неизменно присутствующий во всем ее творчестве. Самое раннее его появление произошло еще до личного обращения аф Клинт к абстракции, в автоматических рисунках De Fem группа. С годами символ приобретал разные формы — от узнаваемого биоморфного мотива до серии концентрических кругов.

В своих личных записях она оставила объяснение: улитка символизировала Вселенную, духовную эволюцию и препятствия на пути человечества к ней. Приравнивание крошечной раковины улитки ко всей Вселенной было отражением духовной идеи о сущностном единстве всех элементов. Согласно популярной в то время духовной доктрине, самый маленький элемент Вселенной являлся прямым отражением самого большого элемента в ней — самой Вселенной.

Во время общения с Амалиэлем существо попросило ее построить спиралевидный храм, в котором будут храниться ее картины. К сожалению, Хильма аф Клинт не прожила достаточно долго, чтобы осуществить этот проект. Однако в нью-йоркском спиралевидном храме искусства состоялась ее новаторская выставка 2018 года в Гуггенхайме, которая прославила творчество Хильмы аф Клинт на весь мир.

Письма

хильма аф клинт эволюция 16 картина
Эволюция № 16, группа VI, серия WUS/Семиконечная звезда Хильмы аф Клинт, 1908, Фонд Хильмы аф Клинт, via Arthive

Один из самых запутанных аспектов творчества Хильмы аф Клинт — это письмо. Точнее, то, что кажется письмом, воспринимается как странная, почти нечитаемая комбинация латинских букв.

Согласно дневникам Хильмы аф Клинт, это были не совсем буквы, а различные типы визуальных символов, создающих кластеры значений из нескольких элементов. Наиболее важными символами были U, обозначающее дух, и W, связанные с материей. Их сочетания также приобретали разные значения: UW представлял собой высшую духовную любовь, и WU символизировали понятие сакральности. Буквы могли быть расположены в более сложных и многогранных формах, таких как AVONVENER, слово, которым Хильма аф Клинт называла способ передачи высшими существами духовных знаний на Землю.

Религиозные образы

хилма аф клинт картина голубь
Голубь, № 9, серия SUW/UW, группа IX/UW, автор Хильма аф Клинт, 1915 г., через Art Blart

Хильма аф Клинт глубоко интересовалась теософией — философской системой верований, провозглашающей сущностное единство всех религий. Особое внимание теософы уделяли восточным религиям, таким как буддизм и индуизм, считая, что западное христианство дискредитировало себя из-за алчности и тщеславия церковных чиновников. Тем не менее, в образах теософов часто смешивались символы, заимствованные как с Востока, так и с Запада, с неизменной верой в их взаимодополняемость.

Хильма аф Клинт всю жизнь оставалась верующей католичкой-лютеранкой, однако в ее ранних работах влияние восточных религий присутствует и очевидно. Ее ранняя серия «Эволюция» включает мандалы и цветки лотоса, а также экспериментальное применение концепции эволюции Чарльза Дарвина к духовным вопросам.

По мере того как Хильма аф Клинт становилась старше и начинала добавлять в свои работы собственный голос, христианские образы становились все более настойчивыми. В 1915 году она посвятила целую серию картин голубю, христианскому символу святого духа. Наряду с идеальными кругами и знаками зодиака она написала несколько изображений святого Георгия, убивающего дракона.

Символика цвета

таблица форм безант
Значения цветов по Эни Безант и «Мыслеформы» Чарльза Лидбитера, 1905 г., через проект «Гуттенберг

Приписывание цветам определенных значений вряд ли было новаторской идеей для спиритуалистов вроде Хильмы аф Клинт. Она почти наверняка вдохновлялась оккультной литературой своего времени, например работами британской спиритуалистки Эни Безант Мыслеформы. Безант считала, что цвет — это выражение мысли и чувства. Она, как и большинство других спиритуалистов того времени, настаивала на том, что черный цвет символизирует злобу и разврат, и советовала художникам воздерживаться от его использования.

У Хильмы аф Клинт и ее мастеров было другое мнение на этот счет. Цвета ассоциировались у нее с определенными понятиями и помогали выстраивать повествование в ее работах. Она никогда не избегала использования черного цвета, иногда создавая с его помощью почти монохромные картины.

Хильма аф клинт фигурная живопись
Большие фигурные картины, № 5 Группа 3 Хильмы аф Клинт, 1907, Фонд Хильмы аф Клинт, через Обелиск истории искусств

Самыми важными цветами для Хильмы аф Клинт были синий и желтый, которые обозначали женственность и мужественность соответственно. Синий цвет олицетворял сильную натуру и духовную верность, а желтый символизировал знание. Духовная дихотомия мужского и женского была для нее крайне важна, и многие ее символы имеют бинарную оппозицию. Ее первая абстрактная серия, Первозданный хаос, был полностью раскрашен в синий, желтый и зеленый цвета. Другие цвета также имели свои значения. Хильма аф Клинт считала, что белый цвет — этосамым святым из цветов, , а коричневый означал беспокойство. Светло-голубой символизировал веру в истину, а голубовато-розовый — доверие к своим предыдущим воплощениям.

Хильма аф Клинт и язык цветов

Хильма аф клинт детская живопись
Десять самых больших, #1 — Детство, автор Хильма аф Клинт, 1907 г., via Wikimedia Commons

Несмотря на абстрактный характер работ Хильмы аф Клинт, на ее картинах часто встречаются изображения цветов, животных и людей. Возможно, это связано с ее первой профессией ботанического и зоологического иллюстратора. Некоторые цветы, как и синий и желтый, олицетворяли дихотомию женского и мужского начала. Лилия — женский цветок, ассоциирующийся с духовным совершенством и любовью. Роза, с другой стороны, была мужским символом, значение которого менялось в зависимости от цвета. Розовая роза означала духовное знание и преданность, белая — бескорыстие, а красная — свою прямую противоположность, самовлюбленную сущность. Лотос означал Слово Божье, а кактус — священную гору Арарат, где якобы был похоронен Ноев ковчег.

Позже художница вернулась к ботанической иллюстрации. Вместо того чтобы рисовать цветы с приписываемыми им значениями, Хильма аф Клинт решила сосредоточиться на духовные портреты этих растений, составляя диаграммы их аур.

Вернуться наверх