Крестовые походы — это ряд религиозно мотивированных военных кампаний, начатых католической церковью, которые чаще всего пытались отвоевать или защитить священный город Иерусалим. Однако в других случаях крестовые походы использовались для очищения европейских территорий от так называемых еретиков. В зависимости от точки зрения, в средневековом мире было восемь или девять крупных крестовых походов. Папа Иннокентий III принимал непосредственное участие как минимум в трех из них, и его действия как папы во время этих походов в значительной степени повлияли на ход будущих крестовых походов.
Ранняя жизнь
Лотарио деи Конти ди Сегни родился в 1160 или 1161 году в Гавиньяно, папском государстве на территории современной Италии. Он был сыном графа Сегни и дворянки, что означает, что он получил высококачественное образование с самого рождения. Получив образование в Риме и Париже, Лотарио изучал теологию, а затем право. Однако вместо того, чтобы сделать карьеру юриста, Лотарио стал священнослужителем. Он путешествовал, писал известные трактаты и читал популярные проповеди. Он работал с папой Григорием VIII и папой Климентом III, будучи иподиаконом при первом и кардиналом при втором. Он продолжал работать на папство вплоть до смерти папы Целестина III, когда его официально избрали на папский престол. После коронации в феврале 1198 года он принял имя Иннокентий III.
В возрасте 37 лет Иннокентий был довольно молод и неопытен по сравнению с предыдущими папами, что делало его быстрое избрание весьма необычным. Для сравнения, его предшественнику, папе Клименту III (1130-1191), на момент избрания было 57 лет. Тем не менее коллеги Иннокентия наверняка верили в его способности возглавить церковь, и Иннокентий, безусловно, справился с этой задачей. Его идеология, согласно которой папа стоит выше человека, но ниже Бога, привела к тому, что Иннокентий стал принимать непосредственное участие в светских делах по всей Европе, что отличало его от предыдущих пап. Кроме того, Иннокентию было стыдно за неудачу Третьего крестового похода по отвоеванию Иерусалима у династии Айюбидов в Египте, поэтому он немедленно начал подготовку к Четвертому крестовому походу (1202-1204) в первые месяцы своего папства.
Четвертый крестовый поход
15 августа 1198 года, всего через полгода после своего избрания, папа Иннокентий III издал папскую буллу, призывающую всех христиан Европы к действию. Предыдущие крестовые походы также состояли из добровольцев из королевств, лояльных католической церкви, а возглавляли войска дворяне и королевские особы (например, в Третьем крестовом походе участвовали Ричард I Английский и Филипп II Французский). Однако из-за назревающей войны между Англией и Францией Иннокентий столкнулся с нехваткой участников для предстоящего крестового похода.
Чтобы стимулировать людей к участию в кампании, Иннокентий III стал первым папой, который установил льготы (или индульгенции), которые должны были получить крестоносцы, хотя и предыдущие папы также использовали их. Эти льготы включали прощение грехов, списание долгов, защиту имущества и, возможно, вечное спасение (для особо доблестных). Страх перед проклятием был широко распространен в средневековом христианском мире, и католическая церковь контролировала загробную жизнь своих последователей (по крайней мере, в их воображении). Обещая эти материальные и религиозные блага, Иннокентий, несомненно, привлек бы многих к своему делу.
После четырех лет планирования, включавшего выбор города-государства, который предоставит корабли для похода, поиск лидеров и выбор маршрута, Четвертый крестовый поход начался в 1202 году. Венеция предоставила флот под командованием дожа Дандоло, что сделало ее одним из главных игроков в кампании. Кроме того, флот был построен до того, как отдельные участники крестового похода оплатили свой проход, в результате чего кораблей было больше, чем людей, а на крестоносцах, не являвшихся венецианцами, лежала большая сумма долга. Большая часть крестового похода была продиктована этим долгом, а действия крестоносцев часто шли вразрез с желаниями Иннокентия.
Вместо того чтобы отправиться в Египет, разбить войска султана и вернуть Иерусалим (план, разработанный руководителями крестового похода), крестоносцы сначала захватили христианский город Зара и вернули его под контроль венецианцев в ноябре 1202 года, оказали помощь в перевороте в Константинополе в июле 1203 года и в итоге сами захватили город в апреле 1204 года.
Какова была роль Иннокентия III в этом крестовом походе? Как и три предыдущих крестовых похода, Четвертый крестовый поход был созван папой, но в отличие от трех предыдущих крестовых походов, Иннокентий играл более значительную роль в планировании кампании. Возможно, это связано с отсутствием определенного лидера в начале Четвертого крестового похода.
В конце концов, Бонифаций Монферратский был призван возглавить солдат, но ни королей, ни отшельников, которые могли бы возглавить это дело, не было. Иннокентий действительно определил, что значит быть крестоносцем в средневековом мире, предоставив официальные папские льготы святым воинам, и занял более активную позицию в Четвертом крестовом походе благодаря своей уникальной идеологии в качестве Папы.
Сохранилась большая коллекция писем Иннокентия, в которых подробно описывается его общение с крестоносцами в период с 1202 по 1205 год. В них рассказывается о его попытках контролировать кампанию, которая в значительной степени выходила из-под его контроля. Хотя завоевание Константинополя в конечном итоге порадовало Иннокентия, осада Зары (1202) и первый переворот в Константинополе (1203) разозлили папу и испортили его отношения с крестоносцами. После Зары венецианцы были обвинены и отлучены от церкви (по сути, с них было снято папское благословение, и они больше не могли участвовать в церковных службах), и это отлучение продолжалось вплоть до завоевания Константинополя (1204).
Если исходить из первоначальной цели Иннокентия — отвоевать Иерусалим, то Четвертый крестовый поход технически был неудачным. Однако завоевание Константинополя и его отделение от Греческой православной церкви считалось в его сознании победой.
Альбигойский крестовый поход
Альбигойский крестовый поход (1209-1229) — первый средневековый крестовый поход, который не выходил за пределы Европы и был направлен против народов, населяющих эти регионы. Иннокентий III, помимо желания отвоевать Иерусалим, был обеспокоен распространением «ереси» в землях, лояльных католической церкви. Возможно, его поддерживало недавнее завоевание Константинополя или подбадривал французский король. Так или иначе, Иннокентий объявил крестовый поход против катаров, религиозного меньшинства на территории современной южной Франции.
В отличие от предыдущих крестовых походов, крестоносцы могли получить те же религиозные и денежные выгоды, не уезжая далеко от дома и не служа долгое время. Кроме того, напряженные отношения между французским королем, дворянами на севере Франции и катарами привели к появлению большого числа французских участников.
Роль Иннокентия в этом крестовом походе была, пожалуй, даже большей, чем в Четвертом крестовом походе. В конце концов, предыдущие папы призывали к походам на Иерусалим, но ни один другой папа не использовал крестовый поход как средство для искоренения еретиков внутри Европы. Альбигойский крестовый поход — это то место, где идеология Иннокентия как папы начинает по-настоящему раскрываться. В ходе Четвертого крестового похода он стремился положить конец расколу между Греческой православной и Римско-католической церквями, отвоевание Иерусалима по-прежнему было приоритетной задачей, но прежде всего он хотел полностью искоренить ересь. Этот беспрецедентный шаг в истории папства во многом вдохновит будущих пап и размывает определение того, что такое крестовый поход.
Альбигойский крестовый поход был гораздо продолжительнее предыдущих крестовых походов, отчасти потому, что он не предполагал постоянных боевых действий, и крестоносцы часто могли свободно уйти, прослужив недолго. Этот крестовый поход официально завершился только в 1229 году, спустя более десяти лет после смерти Иннокентия в 1216 году. Хотя катаризм не был полностью уничтожен этим крестовым походом, число катаров на юге Франции значительно сократилось, что привело к их почти полному исчезновению к XIV веку. Многие ученые рассматривают Альбигойский крестовый поход как пример геноцида в средневековом мире.
Подготовка к Пятому крестовому походу
Через несколько лет после начала Альбигойского крестового похода Иннокентий начал подготовку к Пятому крестовому походу, который проходил в 1213-1215 годах. Несмотря на создание Латинской империи в Константинополе и объединение Греческой православной и Римской католической церквей, Четвертый крестовый поход все же не достиг своей главной цели — захвата Иерусалима. Чтобы исправить эту неудачу, Иннокентий запланировал еще один поход на Иерусалим, но на этот раз он был полон решимости сохранить контроль.
Для этого он усилил участие католической церкви в наборе солдат и распространении по всей Европе информации о будущем Пятом крестовом походе, призывая людей либо принять участие в предстоящей кампании, либо помочь военным усилиям пожертвованиями и молитвами. Сам Иннокентий не покидал папского престола, но посылал опытных проповедников и легатов, чтобы те выступали от его имени. Хотя подготовка началась в 1213 году, Пятый крестовый поход официально начался только в 1217 году, через год после смерти Иннокентия. Иннокентий курировал большую часть подготовки, но его преемник, Гонорий III, продолжил начатое. Пятый крестовый поход продолжался до 1221 года и вновь закончился неудачей в отвоевании Иерусалима из-за разногласий в руководстве и неправильного принятия решений.
Наследие
Папа Иннокентий III занимал папский престол в течение восемнадцати лет, и за это время он принял участие в трех значительных средневековых крестовых походах. Он принимал активное участие в походах на Иерусалим, кодифицировал индульгенции, которые люди получали, присоединившись к крестовому походу, и использовал проповедников и легатов для контроля за вербовкой и ходом походов. Кроме того, Иннокентий организовал первый крестовый поход против народов Европы, начав войну с ересью, которая продолжалась и после его смерти.
Участие Иннокентия в трех средневековых крестовых походах не только повлияло на сами события, но и определило действия будущих пап после его смерти. Иннокентий дал им представление о том, как участвовать в решении религиозных и светских вопросов в Европе, и создал модель папской власти, которая дала папе больше власти, чем любому другому деятелю в средневековой Европе.