Кем был Габриэле Д'Аннунцио? » Блог о искусстве и кино

Кем был Габриэле Д’Аннунцио?

Logo


«Свою жизнь надо делать так, как делают произведение искусства», — заявляет Андреа Спинелли, главный герой романа Габриэле Д’Аннунцио Il Piacere (Дитя удовольствия). Д’Аннуцио и сам жил под этим девизом. Плодовитый писатель и поэт, Габриэле Д’Аннунцио был также искусен в саморекламе. В течение многих лет он создал так называемую vivere inimitabile (неподражаемая жизнь), пышный декадентский образ жизни, который превратил его в знаменитость. Он стал известен как Il Vate (Бард) итальянской литературы. После Первой мировой войны он также стал активно заниматься политикой. Его оккупация города Фиуме (современная Риека) в 1919 году предвосхитила многие эстетические, политические и культурные компоненты итальянского фашизма.

Габриэле Д’Аннунцио: эстет и поэт

габриэле д_аннунцио молодой
Фотография молодого Габриэле Д’Аннунцио. Источник: Национальный центр изучения Даннунциани

Сын богатого землевладельца из Пескары, Габриэле Д’Аннунцио опубликовал свой первый сборник стихов, Примо Вере («В ранние весны»), в 1879 году, когда ему было всего 16 лет. Окончив престижную Реальную коллегию Чиконьини в Прато (Тоскана), д’Аннунцио поступил на литературный факультет Римского университета. Однако молодого поэта больше интересовали литературные салоны столицы, чем академические занятия, и он покинул университет, не доучившись.

В Риме Д’Аннунцио начал сотрудничество с Cronaca bizantina («Византийская хроника»), литературно-художественный журнал, редактируемый Анджело Соммаругой, где он опубликовал свой первый заметный сборник стихов, Canto novo (Новая песня). Под влиянием итальянского поэта Джозуэ Кардуччи д’Аннунцио писал чувственные стихи, воспевающие мистическое слияние человека и природы. В то же время его распутный и пышный образ жизни создал ему репутацию «рассеянного эстета». Отвергая общепринятое различие между добром и злом, Д’Аннунцио стремился жить в соответствии с аморальным набором чисто эстетических норм.

фото элеоноры дузе в роли одетты 1881 год
Фотография актрисы Элеоноры Дузе в роли Одетты, 1881 год. Источник: Vogue Italia

Габриэле Д’Аннунцио описал свой нетрадиционный образ жизни в своем первом (и самом известном) романе Il piacere («Дитя наслаждения»), где главный герой Андреа Сперелли совершает амурные подвиги и чувственные опыты в поисках высшего эротического и художественного наслаждения. Яркий эротизм также лежит в основе Alcyone, самый известный сборник поэтических произведений Д’Аннунцио. Опубликованный в 1904 году, этот цикл стихотворений вызывал в памяти чувственные ароматы и гармоничные звуки лета. В эти годы, вдохновленный романом с итальянской актрисой Элеонорой Дузе, Габриэле Д’Аннунцио также написал ряд успешных пьес, в том числе Франческа да Римини и La figlia di Iorio (Дочь Иорио).

Габриэле Д’Аннунцио между Ницше и Вагнером: Поэтика сверхчеловека

габриэле д_аннунцио со своей собакой
Фотография Габриэле Д’Аннунцио с собакой. Источник: Национальный центр изучения Даннунциани

В 1894 году Габриэле Д’Аннунцио опубликовал Il trionfo della morte («Триумф смерти»), первый «роман о сверхчеловеке». Наряду с Le vergini delle rocce («Девы скал») и Il fuoco («Пламя жизни»), этот роман закрепил за Д’Аннунцио положение самого яркого представителя итальянского декадентства. По мнению многих исследователей, «романы сверхчеловека» Д’Аннунцио стали первым шагом в эстетизации политики, кульминацией которой стал фашистский режим Муссолини.

фото габриэле д аннунцио
Фотография Габриэле Д’Аннунцио. Источник: Focus.it

«Декадентские» романы Д’Аннунцио полны ницшеанских героев, презирающих альтруизм и стремящихся к власти и удовольствиям путем насильственных действий. Однако их жизненная сила (свободная от каких-либо моральных ограничений) разрывается между контрастным инстинктом жизни и дионисийским стремлением к смерти. Самое главное, что Сверхчеловек Д’Аннунцио — это одновременно и поэт, и политический лидер.

На сайте Третья жизнь Италии, Вате спросил: «Где тот лидер, за которым мы могли бы последовать, способный согласовать великие деяния с великими концепциями… лидер, способный встряхнуть и пробудить до самых глубин дремлющие силы возрождения?»

Д’Аннунцио считал, что эту роль может сыграть только поэт-супермен. Высшим воплощением концепции Д’Аннунцио о поэте как агитаторе масс стал Стелио Эффрена, аморальный герой Il fuoco. «В массах действительно была красота, — рассуждает Стелио в одном из отрывков, — и только поэт или герой мог извлечь из нее вспышки».

байройтский оперный театр
Оперный театр Байройтского фестиваля, Бавария, Германия. Источник: Туризм Байройта

По мнению Д’Аннунцио, мобилизация масс должна быть достигнута путем создания вагнеровского тотального произведения искусства. Сплав поэзии, танца и музыки. Gesamtkunstwerk будет «монументальным откровением идеала, к которому ведет гений нашей собственной расы». И не случайно, что Стелио Эффрена — один из гробовщиков Вагнера в Il Fuoco. В то время как пророк новой музыки Германии уходит на покой, поэт-супермен возродит из пепла материалистических и утилитарных ценностей либерального общества славный Третий Рим, символом которого станет декадентская Венеция.

Габриэле Д’Аннунцио в Первой мировой войне

габриэле д_аннуцио ранен
Фотография Габриэле Д’Аннунцио после ранения в бою во время Первой мировой войны. Источник: Готико Абруццезе

Литературных успехов было недостаточно, чтобы поддерживать его экстравагантный образ жизни. Поэтому в 1910 году Габриэле Д’Аннунцио переехал во Францию, чтобы избежать многочисленных кредиторов. Там он сотрудничал с композиторами Клодом Дебюсси и Пьетро Масканьи. Он вернулся в Италию с началом Первой мировой войны, чтобы призвать свою страну вступить в конфликт. В 1915 году, когда Италия сделала выбор в пользу интервенции, Д’Аннунцио записался в армию добровольцем. После службы в нескольких родах войск он был назначен в военно-воздушные силы, где после ранения в бою потерял зрение на правый глаз. Во время госпитализации Д’Аннунцио написал Notturno («Ноктюрн»), лирическая проза, исследующая его внутреннее «я» и описывающая его фрагментарные впечатления и видения во время временной слепоты.

полет листопада над веной
Пропагандистская листовка, сброшенная Габриэле Д’Аннунцио и другими пилотами во время полета над Веной в 1918 году. Источник: La Stampa

Получив допуск к действительной службе, Д’Аннунцио предпринял несколько отдельных дерзких акций, которые принесли ему репутацию героя войны. В ночь с 10 на 11 февраля 1918 года вместе с Костанцо Чиано и Луиджи Риццо Д’Аннунцио пробрался в бухту Букари на трех моторных лодках MAS, чтобы атаковать стоявший там на якоре австрийский флот. Проказники также оставили в бухте три бутылки, украшенные цветами итальянского флага. Это событие стало известно как Беффа ди Баккари («Насмешка над Баккари»). По этому случаю поэт, вдохновленный аббревиатурой MAS (torpedo-armed motorboat), придумал девиз Memento audere semper (Всегда помните, что нужно осмелиться).

В августе 1918 года Д’Аннунцио организовал еще один смелый военный подвиг, когда вместе с одиннадцатью другими летчиками-истребителями пролетел над Веной, чтобы сбросить 40 000 пропагандистских листовок, призывающих жителей вражеской столицы к капитуляции. «Да здравствует свобода! Да здравствует Италия! Да здравствует Антанта!» — гласили последние строки.

Усилия Фиуме (1919-1920)

ардити начинания фиуме
Ардити из Фиуме, 1919 год. Источник: Rai Ufficio Stampa

После окончания Первой мировой войны условия Версальского договора заставили многих итальянцев, особенно ветеранов войны, почувствовать себя преданными и возмущенными. В частности, националистический фронт осуждал сокращение территориальных приобретений, предоставленных договором. Для многих сторонников вмешательства Италии в войну этот конфликт стал прекрасной возможностью заявить о своих претензиях на «неискупленные» (irridenti) территории, которые все еще входили в состав Австро-Венгерской империи, завершив тем самым Рисорджименто.

Д’Аннунцио озвучил широко распространенное недовольство ветеранов и озлобленных националистов. «Наша победа, — воскликнул Д’Аннунцио в своей зажигательной речи 1918 года, — не должна быть искалечена!»

Бенито Муссолини, в то время лидер только что родившегося фашистского движения, включил концепцию «искалеченной победы» в свою идеологию. Он также выразил свое презрение к тому, что вынужден «дышать зловонием мира», ведь, по его мнению, «наша война не только не закончилась, она только сейчас достигла своего апогея».

12 сентября 1919 года Д’Аннунцио решил воплотить свои слова в жизнь: он отправился в город Фиуме с двумя тысячами ветеранов войны, известных как arditi, чтобы присоединить эту территорию к Королевству Италия. Он провозгласил рождение Итальянская Регенция дель Карнаро (Итальянское регентство Карнаро) из особняка губернатора города: «Ecce homo», — театрально воскликнул поэт. Повесть Д’Аннунцио «Усилия Фиуме» стала одним из первых выпадов против европейского порядка, установленного Версальским договором.

габриэле д_аннунцио и его ардити фиуме 1919
Габриэле Д’Аннунцио (в центре) со своими ардити в Фиуме, 1919 год. Источник: История сегодня

В течение последующих 15 месяцев д’Аннунцио управлял Фиуме как «командующий» регентства. Весть о его предприятии разнеслась по всему миру. В 1920 году так называемая Хартия Карнаро закрепила новый политический порядок в государстве. Хартия, написанная Алесте Де Амбрисом и Д’Аннунцио, сочетала в себе элементы республиканизма, национального синдикализма и корпоративизма. Ученые долго ломали голову над политической природой Регентства. С одной стороны, хартия предоставляла свободу слова и провозглашала равенство всех граждан перед законом. С другой стороны, конституция вводила фигуру Командора, своего рода военного диктатора, который управлял государством в случае «крайней опасности». Д’Аннунцио описывал Командора как «того, кто может объединить силу народа для войны и победы».

Что касается внешней политики, то Фиуме отверг новый международный порядок, основанный на Четырнадцати пунктах Вудро Вильсона. В частности, д’Аннунцио создал Лигу Фиуме как альтернативу Лиге Наций. По словам поэта, новая организация была создана «по воле всех духов, жаждущих свободы всех людей, искалеченных несправедливостью и угнетением». В этом смысле Д’Аннунцио представил Лигу Фиуме, основанную на националистической форме суверенитета, как критику демократических держав Запада («огромного еврейского банка, обслуживающего безжалостную трансатлантическую плутократию»).

Габриэле Д’Аннунцио и эстетизация политики

габриэле д_аннунцио и бенито муссолини
Габриэле Д’Аннунцио с Бенито Муссолини в роли Витториале. Источник: Gotico Abruzzese

В Фиуме Д’Аннунцио ввел многие эстетические и идеологические тенденции, которые впоследствии стали центральными элементами фашистского движения и режима Муссолини. Например, привычка поднимать правую руку в римском приветствии зародилась именно в Фиуме. Аналогично, крик «Eia eia alalà!» (боевой клич Ахилла в Илиада), популярный фашистский девиз, был придуман Д’Аннунцио. Самое главное, что бесконечные парады, балконные речи, яростная риторика и культ личности, которые происходили в Фиуме, заложили основу для политики зрелищ итальянского (и европейского) фашизма. Истоки корпоративизма Муссолини также можно отнести к эксперименту в Фиуме. Действительно, Хартия Карнаро установила корпоративное государство, в котором рабочие были организованы в девять корпораций, представлявших различные сектора экономики регентства.

скритторио дель монко витториале
Скритторио дель Монко, последний кабинет Габриэле Д’Аннунцио в Витториале. Источник: Vittoriale.it

12 ноября 1920 года Италия и Югославия подписали Рапалльский договор, тем самым официально разрешив спор о Фьюме. Когда д’Аннунцио отверг договор, Джованни Джолитти, премьер-министр Италии, приказал армии вывести легионеров поэта из города. Однако в 1924 году Муссолини подписал новое соглашение с Югославией и присоединил Свободное государство Фьюме к Королевству Италия.

викториальный сад итальянцев
Фруктовый сад в саду Витториале в Гардоне Ривьера. Источник: Vittoriale.it

Хотя Д’Аннунцио оказал решающее влияние на фашистский режим, его отношения с Муссолини были натянутыми. Несмотря на то, что Дуче назначив его президентом Королевской академии Италии в 1937 году, Д’Аннунцио был в значительной степени оттеснен на второй план фашистским режимом. Он умер от кровоизлияния в мозг в 1938 году на своей вилле в Гардоне Ривьера, небольшом городке на озере Гарда. В 1930 году поэт передал ее итальянскому государству. Сегодня Vittoriale degli Italiani одно из самых популярных туристических мест на севере Италии.

Вернуться наверх