Кем был Гильдас? Голос из Британии темных времен » Блог о искусстве и кино

Кем был Гильдас? Голос из Британии темных времен

Logo


Постримская эпоха Британии окутана множеством тайн, поскольку она плохо документирована по сравнению с римской. Одним из наших единственных источников по ранней части этого периода является документ под названием De Excidio et Conquestu Britanniae, или О разорении и завоевании Британии. Она была написана выдающимся религиозным деятелем по имени Гильдас. Благодаря этому произведению Гильдас является важной фигурой, помогающей нам понять ранние Темные века. Что мы знаем о нем?

Был ли в шестом веке только один Гильдас?

иллюстрация святого гильдаса
Иллюстрация Гильдаса, Уильям Маршалл, XVII век, через Британский музей

На протяжении нескольких столетий существовала традиция, согласно которой в VI веке жили два человека по имени Гильдас. Многие современные ученые отвергают эту идею, но у нее все еще есть сторонники. Традиционно ранний Гильдас известен как Гильдас Альбаникус, поскольку он был родом с территории современной Шотландии. Считается, что он родился в начале или середине пятого века и умер в начале шестого века. Второй Гильдас известен либо как Гильдас Сапиенс («Мудрый»), либо как Гильдас Бадоникус. Предположительно, именно этот второй Гильдас написал De Excidio, где упоминается битва при Бадоне (отсюда «Badonicus»).

Эта традиция первоначально возникла как теория, призванная объяснить несоответствия в записях о Гильдасе. Существует два основных жизнеописания, или Жизнеописания, о Гильдасе, причем оба они датируются несколькими столетиями после его смерти. Из-за различий между этими рассказами утверждалось, что они описывают разных людей с одним и тем же именем.

статуя святого трефина
Статуя Трефины, матери младшего Гильдаса, Понтиви, Бретань, via Wikimedia Commons

Современные ученые, как правило, отвергают это объяснение. Различия между двумя рассказами не считаются достаточно существенными, чтобы понимать их как рассказы двух разных людей. На самом деле, они достаточно схожи, чтобы было ясно, что оба рассказа являются [ описать одного и того же человека.

Однако это не означает, что в Британии в шестом веке был только один человек с именем «Гильдас». На самом деле, идея о том, что в шестом веке был еще один Гильдас, определенно не просто современная теория. Более ранний из двух Житие Гильдаса, написанное в Бретани, возможно, в девятом или десятом веке, описывает конфликт между Гильдасом и историческим тираном Бретани по имени Кономор. Гильдас помог Трефине, отвергнутой жене Кономора, и ее сын был назван Гильдасом в его честь. Таким образом, согласно этой относительно ранней записи, в шестом веке действительно жил второй Гильдас. Исходя из хронологии жизни Кономора, этот второй Гильдас должен был родиться примерно в середине века. Некоторые несоответствия в записях о Гильдасе могут быть вызваны путаницей с этой более молодой фигурой.

Семья Гильдаса

маэн хайль
Фотография Maen Huail, Рутин, Северный Уэльс, через Wikimedia Commons

Семья Гильдаса — это не то, о чем мы можем сделать какие-либо определенные исторические выводы. Вся информация о них получена из более поздних записей, таких как вышеупомянутые жизнеописания. Согласно этим записям, Гильдас был родом с севера Британии. Он был сыном человека по имени Кау (в ранних записях пишется как Caunus). Жизнь). Коу был королем Алклуда, королевства на территории современной Шотландии. У него было еще несколько сыновей — точное число зависит от записи. Старшего сына звали Хуэйл (в ранних записях пишется как «Куиллус»). Жизнь). Этот сын унаследовал трон после смерти отца, а остальные сыновья, включая Гильдаса, стали монахами.

Согласно второй биографии, у старшего брата Гильдаса Хуэйла был конфликт с королем Артуром. В итоге Артур обезглавил брата Гильдаса на камне, известном как Маен Хуэйл. В более поздней записи утверждается, что одна из сестер Гильдаса вышла замуж за Мордреда, легендарного племянника и врага Артура.

Образование Гильдаса

резьба по святому ильтуду
Средневековая резьба с именем Иллтуд, возможно, девятый или десятый век, Ллантвит-Майор, Гламорган, с сайта llanilltud.org.uk

Из единственной сохранившейся его работы видно, что Гильдас был исключительно образован. Ученые отмечают, что его латинский стиль очень соответствует традиционному римскому образованию. Это одно из доказательств, используемых для утверждения, что он жил раньше, чем принято считать. Другая возможность заключается в том, что высококачественное римское образование сохранялось в Британии гораздо дольше, чем принято считать. Археологические находки последних лет, похоже, подтверждают эту точку зрения.

В любом случае, чем раньше Жизнь объясняет, что когда Гильдас стал монахом, его отправили на обучение к выдающемуся религиозному деятелю по имени Иллтуд. Он жил в юго-восточном Уэльсе. Хотя это не может быть подтверждено, общепризнанно, что Иллтуд был реальным человеком, жившим в шестом веке. В De Excidio, Гильдас упоминает «просветителя всей Британии». Обычно считается, что это ссылка на Иллуда, что хорошо увязывается с тем, что он был тем, кто воспитал Гильдаса.

Проповедь в Ирландии

статуя гильдаса
Статуя святого Гильдаса, Морбиан, Франция, via Wikimedia Commons

Одно из событий в жизни Гильдаса, которое, вероятно, можно принять как историческое, — это его миссионерская экспедиция в Ирландию. Это событие зафиксировано в обоих Жития и хроника X века под названием Annales Cambriae. В последнем документе он помещен в 565 год. В первом Жизнь, она датируется правлением ирландского короля по имени Айнмерикус. Это, несомненно, исторический король Айнмуир, чье правление длилось с 566 по 569 год. Существует несовершенное, но очень близкое соответствие между датами его правления и датой, указанной в Annales Cambriae для экспедиции Гильдаса в Ирландию.

Говорят, что сам ирландский король попросил Гильдаса приехать в его страну, научить свой народ и восстановить церковный порядок. Гильдас якобы путешествовал по всей Ирландии, обучая людей христианству, основывая монастыри и создавая или ремонтируя церкви. Вскоре после этого часть ранних ЖизньО Гильдасе говорится, что ему шел тридцатый год жизни. Это позволяет отнести его рождение примерно к середине шестого века. Таким образом, эта часть Жизнь возможно, речь идет о втором Гильдасе, упомянутом ранее.

Гильдас в Европе

средневековая карта рима
Карта средневекового Рима, через lifeinitaly.com

Говорят, что после проповеди в Ирландии Гильдас отправился в паломничество в Рим. В одной из записей говорится, что он пытался преподнести Папе Римскому изготовленный им красивый колокол, но тот не зазвучал. Согласно Житие святого КадокаГильдас в конце концов вернулся в Британию и подарил колокол Кадоку, другому религиозному деятелю того времени. Но до этого первый Жизнь святого Гильдаса рассказывает, что Гильдас убил дракона во время пребывания в Риме. Затем он провел некоторое время в Равенне.

Совершив несколько чудес в Италии, Гильдас, как говорят, намеревался вернуться в Британию. Два Житие расходятся во мнениях относительно того, действительно ли он это сделал. Более ранние Жизнь рассказывает, что он поселился на острове недалеко от побережья Бретани. Это было во время правления Чилдерика, сына Меровея. Исторически этот Чилдерик жил в середине пятого века, что хронологически невозможно с учетом всей остальной информации в Жизнь. Учитывая, что это происходит после его экспедиции в Ирландию, которая состоялась в 560-х годах, очевидно, что королем здесь должен быть Чилперик I. Он правил с 561 по 584 год.

Писать De Excidio et Conquestu Britanniae

гильдас руин британия фолиант
Фолиант «De Excidio et Conquestu Britanniae», X век, из Британской библиотеки, Лондон

Первый Жизнь утверждает, что Гильдас написал небольшую книгу, в которой он обличал пять королей бриттов в их грехах. Очевидно, что это ссылка на De Excidio, которая содержит осуждение пяти британских королей в качестве важной части. Гильдас написал эту книгу, потому что считал, что Британия находится в состоянии разрухи. В течение десятилетий до его жизни она была опустошена англосаксонскими завоеваниями. И хотя после знаменитой битвы при Бадоне наступил период мира, теперь она была охвачена гражданскими распрями и даже открытыми войнами. Гильдас винил в этом грехи бриттов, интерпретируя эти события как наказание от Бога, в духе Ветхого Завета.

Поэтому, De Excidio содержит краткое изложение истории Британии, особенно выделяя разорительные саксонские войны. Затем в нем содержится осуждение, направленное на пять самых выдающихся британских королей, правивших в то время. Гильдас призывает их к ответу за их грехи, надеясь, что они раскаются и приведут Британию к новому периоду мира.

Что мы знаем о Гильдасе

церковь св. гильдаса
Монастырь Сен-Жильдас-де-Рюи, Морбиан, Франция, via Wikimedia Commons

В общем, Гильдас был выдающимся монахом, написавшим единственное сохранившееся произведение из Британии VI века. Предположительно, он принадлежал к северной династии, хотя это не может быть подтверждено. Он получил образование у Иллтуда, вероятно, того самого человека, которого он позже назвал «просветителем всей Британии». После обучения он отправился в Ирландию по просьбе Айнмуира, короля Ирландии. Эта часть легенды о его жизни с большой долей вероятности является исторической. Утверждается, что, основав там монастыри и восстановив церкви, Гильдас отправился в паломничество в Рим. Позже он вернулся в Бретань, где вступил в конфликт с тираном Кономором. Он помог отвергнутой жене этого тирана, и ее сын был назван «Гильдасом» в его честь.

Позже Гильдас удалился на остров у побережья Бретани. В конце концов он написал De Excidio, сетуя на грехи бриттов и пытаясь призвать их к действию. Вполне вероятно, что некоторые хронологические проблемы с историей жизни Гильдаса можно объяснить путаницей в записях. Младший Гильдас, сын жены Кономора, возможно, был тем, кто действительно проповедовал в Ирландии и совершил большинство событий, помещенных после этого в самых ранних записях. Жизнь.

Вернуться наверх