Творчество Роберта Мэпплторпа включает в себя рисунки, коллажи и ассамбляжи, но именно его фотоработы способствовали взлету его карьеры. Его поразительные черно-белые фотографии запечатлели артистов и знаменитостей Нью-Йорка 1970-х и 1980-х годов, а также подпольную сцену садо-мазо. Многие считали его работы шокирующими, и впоследствии они стали предметом споров во время культурных войн 1990-х годов.
Предупреждение о содержании: Этот пост содержит графические изображения и обсуждения, которые могут не подойти для всех читателей. Рекомендуется проявлять осторожность.
Ранние годы Роберта Мэпплторпа
Роберт Мэпплторп родился в Квинсе, Нью-Йорк, в 1946 году. Он рос в строгой католической семье и был одним из шести детей. Его религиозное воспитание оказало неизгладимое влияние на его творчество. Это наиболее очевидно в его ранних работах, в которых часто использовались религиозные символы и образы.
В 1963 году он поступил в Институт Пратта в Бруклине, где изучал скульптуру, живопись и рисунок. В первые годы своей творческой деятельности он много экспериментировал. Его работы включали в себя рисунок, живопись, коллаж и ассамбляж из смешанных материалов. Среди его ранних влияний были Джозеф Корнелл, Марсель Дюшан, Роберт Раушенберг и сюрреалисты. Он также черпал вдохновение в религиозных образах, Тантре, картах Таро и порнографических журналах.
The Деревянный коллаж из двух частей В этой ассамбляжной работе прослеживается ранний стиль Мэпплторпа. Работа выполнена в форме креста и собрана из дерева, металла и различных найденных предметов, включая рисунок, локон волос, губную гармошку и слепок чьих-то зубов. Существует определенное напряжение между нежной природой карандашного рисунка или локона волос и угрожающими ножницами, которые висят над ними. Большая часть последующих работ Мэпплторпа также будет полна напряжения, исследуя границы пола, секса, красоты и табу.
Фотоаппарат Polaroid
В 1969 году Мэпплторп и его близкая подруга Патти Смит поселились в номере знаменитого отеля «Челси» в Нью-Йорке. Их отношения были сложными и напряженными. Они начинали как любовники и некоторое время жили вместе в съемной квартире, но в конце концов их романтические отношения распались. Однако они остались близкими друзьями и творческими партнерами на всю жизнь.
Во время пребывания в отеле «Челси» Мэпплторп познакомился со многими другими художниками и творческими личностями. В 1970 году художник и режиссер Сэнди Дэйли подарил ему камеру Polaroid. Это было его первое знакомство с миром фотографии. Поначалу Мэпплторп не считал фотографию законным видом искусства, а скорее средством достижения цели.
Он использовал свой фотоаппарат Polaroid в основном для того, чтобы запечатлеть себя и своих друзей в необычных позах и контузиях, которые затем включал в другие свои работы. Он считал, что это более честно, чем использование найденных фотографий. С помощью Polaroid он мог использовать изображения, созданные специально для его работ, а также исследовать свое отношение к телу и собственную сексуальность более прямым способом.
Со временем, однако, Мэпплторп начал рассматривать свои полароиды как самостоятельные работы, и в начале 1970-х годов он сделал бесчисленное множество фотографий. Некоторые из них были исследованиями человеческой формы, как мужской, так и женской, некоторые — портретами друзей, художников и знаменитостей, которых он встречал в Нью-Йорке, а многие — автопортретами. Говоря о своих полароидах, Мэпплторп сказал: Я пытаюсь запечатлеть момент, в который я живу, и место, где я живу, а это Нью-Йорк. Эти фотографии не могли быть сделаны ни в какое другое время..
Первая персональная выставка Мэпплторпа состоялась в 1973 году в галерее Light в Нью-Йорке и называлась Полароиды. В период между 1970 и 1975 годами художник по-настоящему оттачивал свой фотографический стиль. Многое из элегантной композиции и модернистской эстетики можно увидеть в этих ранних работах. Однако в полароидах есть определенная непосредственность, уязвимость и интимность, которые часто отсутствуют в его более поздних работах.
Портреты Роберта Мэпплторпа
В 1975 году Мэпплторп получил камеру Hasselblad 500. Это был подарок от его любовника, мецената и наставника Сэма Вагстаффа, с которым он познакомился в 1972 году. Он оставался с ним в близких отношениях до самой смерти Сэма в 1987 году.
Эта камера подтолкнула Мэпплторпа к тому, чтобы отойти от «Полароида» и полностью принять фотографию как вид искусства. Большая часть формальных интересов, которые он исследовал в своих полароидных снимках, была тонко настроена в его более поздних фотографиях. Тематика его работ оставалась неизменной на протяжении всей карьеры. Это и портреты, и обнаженная натура, и эротика, и натюрморты. Однако его фотографии никогда не становились скучными. Мэпплторп всегда смотрел на мир свежим взглядом, всегда выдвигая на первый план красоту и простоту. На протяжении 1970-х и 1980-х годов Мэпплторп продолжал фотографировать свой растущий круг друзей и знакомых, в который все чаще попадали знаменитости.
На этом портрете Энди Уорхола 1986 года художник изображен как икона, его характерные черты обрамлены ореолом белого света, как у святого. Мэпплторп безмерно восхищался творчеством Уорхола и его карьерой и активно искал с ним дружбы. Даже его переезд на Манхэттен в 1969 году был отчасти продиктован желанием встретиться с Уорхолом. В общей сложности Мэпплторп фотографировал Энди Уорхола четыре раза за всю его жизнь.
Обнаженная натура
Огромное значение в практике Мэпплторпа имеет его обнаженная натура. Используя в качестве моделей как мужчин, так и женщин, эти снимки часто представляли собой исследования формы и света, которые изображали тело как предмет красоты и эстетики. Мэпплторп часто ставил под сомнение принятые гендерные нормы, которые изображали мужчин грубыми и холодными, а женщин — слабыми и эмоциональными.
Фотографии, такие как Аджитто привлек внимание к мужскому телу, с нежным взглядом и признанием красоты. При резком освещении и тяжелых тенях обнаженные люди Мэпплторпа часто кажутся скорее статуями, их мраморная кожа скульптурна и совершенна. Эротизм в этих изображениях иногда шокирует, а иногда более тонок. На этом снимке внимание зрителя привлекает уязвимость фигуры — лицо скрыто, тело скручено, шатко сидящее на тонком постаменте. Силуэт гениталий скорее в стороне, чем в центре внимания, что делает это изображение мужской красоты и уязвимости.
Портреты Лизы Лион
Мэпплторп продолжил ставить вопросы о красоте и гендерных нормах в своих портретах Лизы Лион, с которой он впервые встретился в 1980 году, когда она стала первой чемпионкой мира по бодибилдингу среди женщин. Мэпплторп был очарован Лизой Лион и сравнивал ее со скульптурами Микеланджело. Его восхищение уникальным сочетанием женственности и мускулистости Лизы прослеживается в запечатленных им образах. Через свой объектив он подчеркнул ее скульптурное телосложение, запечатлев ее силу и грацию с чувствительностью и чувственностью. Эти снимки бросили вызов границам традиционной эстетики и переосмыслили общепринятые стандарты красоты.
Садомазохистская фотография
Возможно, самым шокирующим направлением творчества Мэпплторпа являются его фотографии нью-йоркской садомазохистской сцены, которые он делал на протяжении конца 1970-х и в 1980-е годы. Эти фотографии раздвинули границы художественного выражения и бросили вызов общественным нормам. Благодаря своему фирменному суровому черно-белому стилю Мэпплторп показал необработанную силу и интимную уязвимость субкультуры.
Сам Мэпплторп в основном отвергал идею о том, что эти работы шокируют. Его стремление обнаружить неожиданное позволило ему запечатлеть суть садомазохистских отношений без осуждения или эксплуатации. Эти изображения встретили резкое сопротивление со стороны консервативных групп и политиков, которые сочли их непристойными и оскорбительными. Изначально фотографии были выставлены на государственные средства Национального фонда искусств (NEA), что привело к более широким дебатам о том, должны ли налогоплательщики поддерживать искусство, которое некоторые считают спорным или оскорбительным.
Эти фотографии, хотя и вызывали споры, несли в себе эстетическую красоту и формальную точность, которые вызывали уважение в мире искусства. Они продолжают вдохновлять и бросать вызов современным художникам и зрителям, побуждая задуматься о границах эротизма, согласия и человеческого опыта.
Цветы
Со скрупулезным вниманием к деталям и острым чувством композиции он превратил простые цветы в пленительные исследования формы и красоты. Мастерство Мэпплторпа в работе со светом и тенью придает его цветочным изображениям изящество, которое порой очень трогательно. Возведя эти природные объекты в ранг изобразительного искусства, он продемонстрировал свою способность находить элегантность и очарование даже в самых простых формах. В этих изображениях также присутствует чувственность. Цветы, с научной точки зрения, являются детородными органами растений, а нежные изгибы лепестков напоминают изгибы обнаженных тел в его обнаженных телах.
Смерть и наследие Роберта Мэпплторпа
Роберт Мэпплторп оставил неизгладимый след в мире фотографии до своей безвременной смерти от болезни, вызванной СПИДом, в 1989 году. Ему было всего 42 года. За год до смерти он основал Фонд Роберта Мэпплторпа, чтобы отмечать и продвигать фотографию, сохранять свои работы и финансировать исследования по борьбе с ВИЧ.
Известный своими провокационными и противоречивыми работами, Мэпплторп раздвинул границы искусства и бросил вызов многим нормам. Несмотря на критику и цензуру в течение всей своей карьеры, наследие Мэпплторпа остается неизменным. Его вклад в мир искусства до сих пор отмечается за его неапологетичное исследование человеческой формы и состояния человека. Помимо споров, его фотографии продолжают получать признание за техническое совершенство и художественное новаторство.