Кем была Гертруда Стайн? Больше, чем поэт и коллекционер » Блог о искусстве и кино

Кем была Гертруда Стайн? Больше, чем поэт и коллекционер

Logo


Гертруда Стайн хотя бы смутно знакома каждому любителю искусства, хотя она никогда не была художником. Личность Стайн была больше, чем жизнь, и оказала огромное влияние на мир искусства, каким мы его знаем. Но что именно сделало американскую эмигрантку во Франции такой замечательной?

Чем знаменита Гертруда Стайн?

человек рей стайн фото
Гертруда Стайн рядом со своим портретом работы Пикассо, фото Ман Рэя, 1922 г., через Minerva Auctions

Гертруда Стайн, выдающийся коллекционер произведений искусства и поэт-авангардист, была младшим ребенком в еврейско-немецкой семье, принадлежавшей к высшему слою среднего класса. Большая часть ее детских лет прошла в Калифорнии, где Стайн проводила время за чтением книг. Любознательный и начитанный ребенок, она находила школьные программы скучными и недостаточно интересными. После неудачной попытки окончить медицинскую школу она решила начать новую жизнь в Париже. Ее старший брат Лео последовал за ней, надеясь стать художником в наиболее подходящем для этого месте.

В то время Париж был дружелюбным местом для экспатов, иностранцы спокойно покидали его на своих условиях, особенно если у них, как у Гертруды Стайн, не было финансовых ограничений. Вскоре после создания своего дома Стайны продемонстрировали удивительную способность собирать вокруг себя самых выдающихся и замечательных людей.

Стайн был тем, кто придумал термин потерянное поколение, что относилось к поколению писателей, переживших Первую мировую войну. Прозванная Великой войной, или Войной, положившей конец всем войнам, она стала невиданной доселе трагедией, оказавшей огромное разрушительное воздействие не только на солдат, но и на интеллектуалов, которые никогда в жизни не видели винтовок и окопов. Темы отчаяния и разочарования, потери надежды и идентичности разделяла огромная группа писателей, многие из которых были друзьями Стайн.

Стайн ответственен за современное искусство, каким мы его знаем

картина матисс шляпа
Женщина в шляпе», Анри Матисс, 1905 г., через MoMA Сан-Франциско

Первое, о чем обычно думают, услышав имя Гертруды Стайн, — это ее коллекция произведений искусства. Братья Стайн во многом способствовали становлению парижской авангардной сцены. Вскоре после приезда Гертруда и Лео подружились с самыми важными искусствоведами и дилерами города. Их коллекция произведений искусства быстро росла, так что вскоре они перестали прибегать к помощи арт-дилеров. Они лично знали художников и заказывали работы напрямую.

В обширную коллекцию Гертруды Стайн входили крупнейшие имена всех времен, включая Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Пьерро-Огюста Ренуара, Оноре Домье и многих других. Однако она была не только постоянным клиентом этих художников, но и их покровителем. Она устраивала еженедельные салоны, где собирались как молодые, подающие надежды художники, так и их опытные коллеги. Она часто посещала Bateau Lavoir, коммуна художников и общая студия, которую занимали Амедео Модильяни, Пикассо, Кес ван Донген и Хуан Грис.

Доверие к безупречному вкусу Гертруды Стайн было настолько велико, что еще в США арт-критики писали новостные репортажи о ее последних приобретениях. Однако уникальный взгляд Стайнов на выдающееся и новаторское искусство не всегда совпадал с их чувствами. Увидев картину Матисса Женщина в шляпе, Лео и Гертруда были потрясены этой картиной, но продолжали возвращаться к ней в течение пяти недель подряд. В конце концов они сдались и купили картину, став одними из первых меценатов Матисса.

Стайн позировал для Пикассо

пикассо гетруд стайн картина
Гертруда Стайн работы Пабло Пикассо, 1905-06, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Помимо сохранения и расширения собственной коллекции, она поощряла других своих состоятельных друзей покупать работы молодых художников-авангардистов. Для молодых парижских радикалов встреча со Стайн была благословением, которое потенциально обеспечивало им безбедный образ жизни на несколько месяцев, позволяя больше экспериментировать. Протеже Стайн иногда рисовали и ее саму. Она не была типичной моделью для художника — не была молодой, условно привлекательной дамой с флером роковой женщины, — но ее личность поражала и завораживала.

Знаменитый портрет Гертруды Стайн, написанный Пабло Пикассо, дался ему нелегко. После более чем девяноста сеансов Пикассо уже не мог видеть свою модель, так как настолько привык к ее лицу, что не мог писать его правильно. Уставший и раздраженный, он полностью стер лицо Стайн с холста и уехал из Парижа на несколько недель. После возвращения он закончил портрет без позирующей Стайн, на этот раз сосредоточившись не на фотографическом сходстве, а на впечатлении от личности коллекционера. Некоторые искусствоведы утверждают, что для Пикассо этот портрет стал поворотным пунктом к новому стилю.

Стайн экспериментировал с автоматическим письмом

гетруд стайн исследование фото
Гертруда Стайн пишет, через Widewalls

Прежде чем художники и писатели-сюрреалисты обратились к скрытым подсознательным идеям в своих произведениях, Гертруда Стайн уже опробовала их методы. Автоматическое письмо — это процесс записи, казалось бы, случайных словосочетаний без сознательного контроля со стороны писателя. Аналогичный подход использовался и для рисования, и если скептики объясняли это мозговой активностью, то спиритуалисты, такие как Хильма аф Клинт, интерпретировали это как присутствие высших существ.

Стайн была рациональным человеком. Ее эксперименты с автоматическим письмом вылились в исследовательскую работу, опубликованную в Harvard Psychological Review. Стайн и ее подруга пытались найти второй личность , выполняя автоматическое письмо во время чтения, разговора или движения. После публикации статьи Стайн перешла к более контролируемому и структурированному языку, в котором все элементы были оценены и продуманы. Тем не менее, свидетельства ее раннего опыта можно найти в ее книге экспериментальной поэзии Нежные пуговицы, в котором основное внимание уделялось предметам домашнего обихода и обыденным вещам.

Она была иконой сапфической современности

картина валлоттона стайна
Гертруда Стайн работы Феликса Валлоттона, 1907, via Arthive

С быстрым развитием экономики и городов последовала постепенная эмансипация женщин. По своей сути она вряд ли была результатом переоценки морали, а скорее решением, основанным на экономической необходимости. Растущий рынок требовал больше рабочей силы и больше независимых актеров, и многие женщины были готовы сыграть свою роль. По мере того как положение женщин улучшалось, лесбиянки и бисексуалки становились все более заметными, наслаждаясь вновь обретенной свободой и создавая собственные сообщества. Шарль Бодлер утверждал, что сапфическая женщина — это эмблема современной эпохи, ее порождение и мрачное предзнаменование того, что мир находится в моральном упадке.

Гертруда Стайн держала свою сексуальность в секрете. Она представляла собой особенно выдающуюся часть парижских сапфиков — богатых, независимых и прогрессивных эмигрантов, которые могли позволить себе роскошный образ жизни и не обращать внимания на сплетни вокруг себя. В круг друзей Стайн входили художница Ромейн Брукс, танцовщица Ида Рубинштейн, а также скандальные писательницы Натали Барни и Рэдклифф Холл. К большому неудовольствию консервативной общественности, начал зарождаться сегмент сапфической литературы. Одно из первых откровенно и неапологетично сапфических произведений, рассказ под названием Q.E.D. основана на печальном любовном романе Стайн в студенческие годы.

Она написала биографию для своего партнера

человек-луч штейн токлас фото
Алиса Б. Токлас и Гертруда Стайн у себя дома, автор Ман Рэй, 1922 год, через Википедию

В отличие от многих других женщин из круга Стайн, которые наслаждались своей свободой и не состояли в серьезных отношениях, Гертруда Стайн и ее партнерша Элис Б. Токлас провели вместе почти четыре десятилетия. Токлас была американкой, которая приехала во Францию, пережив разрушительное землетрясение 1906 года в Сан-Франциско. На второй день пребывания в Париже она познакомилась с Гертрудой Стайн, и пара почти сразу же поселилась вместе. Токлас выступала в роли менеджера Стайн и домохозяйки. Современники отмечали, что у пары были очень традиционные гендерные роли в семье, причем Стайн занимала мужскую положение, а Токлас — заботу о домашних делах.

В 1933 году Стайн опубликовала роман под названием Автобиография Алисы Б. Токлас, записанная ее партнером. Эти мемуары остаются важным документом, в котором Токлас вспоминает о встречах с художниками, писателями и самыми выдающимися личностями эпохи. Однако, несмотря на коммерческий успех, книга вызвала ажиотаж среди тех, кто появлялся на страницах Стайн. Анри Матисс, Жорж Брак и Эрнест Хемингуэй отнеслись к ней с отвращением, а брат Стайн Лео назвал книгу не более чем ложью.

После смерти Гертруды Стайн в 1946 году Элис Б. Токлас открыла в себе страсть к писательству. Однако ее публикации были не провокационными романами или загадочными поэтическими сборниками, а кулинарными книгами, но с должной долей скандальности. Самым известным рецептом Токлас было печенье с фруктами и коноплей, которое, как она гарантировала, оживит атмосферу любой скучной вечеринки. Опубликованный в 1954 году, он стал легендарным десятилетие спустя, когда рекреационное употребление наркотиков стало более популярным.

Поведение Гертруды Стайн во время Второй мировой войны вызвало подозрения

фото из коллекции гертруды стайн
Коллекция произведений искусства Гертруды Стайн в ее квартире, через Метрополитен-музей, через Нью-Йорк

Во время нацистской оккупации Франции Гертруда Стайн и Алиса Б. Токлас оставались в стране и завели сомнительную дружбу с Бернаром Феем, чиновником Виши и заядлым сторонником теорий заговора. Более того, Стайн также перевела ряд антисемитских речей Филиппа Петэна, лидера режима Виши. Стайн и Токлас, которые были еврейско-американскими лесбиянками, были не самой респектабельной категорией людей для нацистов, однако во время оккупации они вели комфортный образ жизни рядом с высшими должностными лицами коллаборационистского режима. Одним из главных аргументов в пользу связи Стайн с нацистами был тот факт, что ее обширная коллекция произведений искусства осталась нетронутой. В то время как многие другие коллекции авангардного искусства, особенно принадлежавшие еврейским коллекционерам, были конфискованы и уничтожены за то, что были дегенеративной. Вещи Стайн привлекли подозрительно мало внимания и сейчас выставлены в крупнейших музеях мира.

Вернуться наверх