Кем была Розальба Карриера? » Блог о искусстве и кино

Кем была Розальба Карриера?

Logo


До того как Розальба Карриера (1673-1757) открыла двери своей портретной мастерской, пастель была в основном отнесена к области подготовительных рисунков и набросков. Будучи начинающим художником в Венеции XVIII века, Карриера осознала технический и эстетический потенциал пастели для воплощения эпохи рококо, в которой ее портреты сыграли ключевую роль в формировании вкуса. Она единолично возвела пастель в ранг самостоятельного средства изобразительного искусства, добившись при жизни беспрецедентного коммерческого успеха и международной славы.

Сегодня, спустя столетия после начала своей выдающейся карьеры, Каррейра по-прежнему считается одной из самых успешных женщин-художников любой эпохи. В честь 351-го дня рождения Розальбы Каррейры, отмечаемого в этом году, читайте далее, чтобы узнать об увлекательной истории жизни и изысканных портретах в стиле рококо главной пастелистки в истории искусства.

Розальба Карриера: Пионер пастельной портретной живописи

розальба карриера автопортрет художник пастель
Автопортрет художницы, держащей портрет своей сестры, автор Розальба Карриера, 1715 год, через галерею Уффици, Флоренция

Розальба Джованна Карриера родилась 12 января 1673 года в Венеции. Ее отец был адвокатом, мать — кружевницей, и она была старшей из трех дочерей. Хотя о первых двадцати годах жизни Карриеры известно немного, судя по всему, она получила больше образования, чем большинство женщин того времени, а также профессиональное обучение. Несмотря на скромное происхождение, Карриера и ее сестры были хорошо образованы в области языков и литературы, а также обучены кружевоплетению и рукоделию. Получила ли Карриера формальное образование в области портретной живописи, неизвестно. Предполагается, что, скорее всего, она была самоучкой, поскольку ее семья не обладала значительными средствами или связями с венецианским художественным истеблишментом.

За исключением нескольких периодов международных путешествий, Розальба Карриера провела свою жизнь и карьеру в Венеции. Будучи космополитическим перекрестком европейской культуры и путешествий, Венеция была идеальным местом для создания и продажи своего искусства — сначала миниатюр, а затем пастельных портретов, за которые ее сейчас в первую очередь и вспоминают.

Почему Карриера начала рисовать миниатюры?

розальба карриера миниатюра рококо живопись цветы
Женщина, вплетающая цветы в волосы», Розальба Карриера, ок. 1710 г., через Кливлендский музей искусств

Самые ранние из известных работ Розальбы Карриеры — портретные миниатюры. Возникнув в традициях иллюминированных рукописей, миниатюры уже были популярны в Европе к тому времени, когда Карриера начала их рисовать в начале двадцатых годов. Эти интимные произведения искусства карманного размера, имевшие большой спрос и легко переносимые, могли украшать предметы повседневного обихода и служить предметом частного наслаждения.

На рубеже XVIII века бурно развивающееся движение рококо и его склонность к миниатюрному искусству и предметам только увеличили спрос на портретные миниатюры, особенно среди европейской аристократии. Тем временем упадок венецианской кружевной промышленности, вероятно, послужил катализатором перехода Карриеры от занятия ремеслом своей матери к рисованию портретных миниатюр на крышках табакерок для местного туристического рынка. Поскольку миниатюры считались женским искусством, Карриера не испытывала особой конкуренции со знаменитыми художниками-мужчинами, которые пользовались большей привилегией и престижем на рынке искусства из-за гендерного неравенства.

розальба карриера портретная миниатюра роберта лорда уолпола
Портретная миниатюра Роберта, лорда Уолпола работы Розальбы Карриеры, ок. 1730-1740, через Музей Виктории и Альберта, Лондон

Нежные, но детальные, размером всего в несколько сантиметров портретные миниатюры Карриеры покорили покупателей сувениров в Венеции и позволили ей бросить вызов трудностям и зарабатывать на жизнь как женщине-художнику. Помимо овладения искусством портретной миниатюры, Карриера внесла новаторский вклад, который преобразил этот жанр. Вместо того чтобы использовать традиционную пергаментную поверхность в качестве основы для своих миниатюр, Карриера впервые применила метод акварельной живописи на поверхности слоновой кости. Слоновая кость не впитывала влагу, поэтому работать с ней было сложнее, но она позволяла добиться эффекта свечения и желанной матовости. Весть о нововведении Карриеры быстро распространилась за пределы Венеции, и миниатюристы по всей Европе переняли этот метод и запомнили ее имя.

К 25 годам Розальба Карриера была избрана в престижную Академию Святого Луки в Риме, что возвысило ее профессиональную репутацию. Еще до того, как она начала использовать свою фирменную пастель, ее портретные миниатюры прославили ее на родине и за рубежом.

Возвышение пастели из развлечения в профессию

розальба карриера муза пастель рококо портрет
Муза работы Розальбы Каррьеры, ок. 1720-х годов, через J. Paul Getty Trust

На пике своего успеха в качестве портретной миниатюристки Розальба Карриера начала экспериментировать с пастелью, которая, как известно, стала ее специализацией. Пастель состоит из пигмента и наполнителя, соединенных в палочку, которая достаточно тверда, чтобы ее можно было схватить, но достаточно мягка, чтобы рассыпаться на поверхности при нанесении. По сравнению с масляной живописью, работа с пастелью требует меньше подготовки и времени на высыхание, а также меньше инструментов.

В начале XVIII века пастель считалась более простой и женственной, чем масляная живопись, которая в то время была признанным и доминирующим мужским художественным средством. Пастель предназначалась для случайных набросков и подготовительных рисунков, а не как основное средство для создания законченных произведений изобразительного искусства.

розальба карриера густавус гамильтон пастельный портрет
Густавус Гамильтон, второй виконт Бойн, в маскарадном костюме работы Розальбы Каррьеры, ок. 1730-31, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Именно те качества, которые не позволяли воспринимать пастель всерьез как самостоятельный вид искусства, сделали ее привлекательной для Розальбы Карриеры. С пастелью у Карриеры было меньше конкуренции на рынке, меньше стартовых затрат и возможность удовлетворить свою целевую аудиторию — аристократов-путешественников. Она могла быстро изготовить высококачественный пастельный портрет на бумаге и отдать готовый продукт непосредственно покупателю после одного сеанса. Этот революционный подход к профессиональному портретированию позволил Карриере эффективно удовлетворять растущий спрос на ее работы среди меценатов, которые искали легко переносимые сувенирные произведения искусства на память о пребывании в Венеции.

Пастельные портреты для эпохи рококо

розальба карриера молодая женщина с попугаем пастельный портрет
Молодая дама с попугаем работы Розальбы Карриеры, ок. 1730 г., через Художественный институт Чикаго

Для Розальбы Карриеры специализация на пастельных портретах давала преимущества, выходящие за рамки эффективности и рыночной конъюнктуры. Карриера верно распознала потенциал пастели в воплощении эстетики рококо, зародившейся во Франции и охватившей Европу XVIII века. В отличие от напряженного драматизма барокко, искусство рококо ценило мягкие цвета и формы, ослепительный свет, роскошные текстуры и акцент на элегантности, пышности и чувственности.

Свойства, присущие пастели, делают ее идеальным средством для создания портретов эпохи Рококо, и Карриера была первой художницей, которая продемонстрировала это. Она овладела тонким и сложным искусством создания и смешивания пигментов, чтобы передать пленительные цвета, грациозные движения и безупречные детали.

Кроме того, в отличие от лакированной масляной живописи, свет не проникает в пастель. Вместо этого свет отражается от крошечных отдельных частиц пастели, нанесенных на бумагу, создавая великолепный светящийся эффект, подобный зеркальным поверхностям, популярным в дизайне интерьеров эпохи Рококо.

розальба карриера джеймс грей баронет портрет пастелью
Сэр Джеймс Грей, второй баронет, работа Розальбы Карриеры, ок. 1744-45, через J. Paul Getty Trust

Несомненно, используя внимание к деталям, которое она культивировала как кружевница и портретная миниатюра, Карриера использовала пастель для иллюзионистического воспроизведения квинтэссенциальных элементов моды рококо, от переливающихся атласов и замысловатых кружев до напудренных волос и розовых румян. Пастельный портрет Каррьеры выглядит элегантным и декоративным и в то же время адекватно передает сложные физические и психологические особенности своего объекта. В отличие от многих художников своей эпохи, Карриера не слишком идеализировала своих натурщиков, предпочитая более натуралистичное сходство, оживающее на странице.

Вскоре пастельные портреты Розальбы Карриеры стали доминировать на местных и международных художественных рынках. Ее работы вдохновили художников и меценатов по всей Европе полностью принять пастель не только как законное средство изобразительного искусства, но и как средство, которое определило и сформировало эпоху рококо.

Венецианская студия Каррерии и Большой тур

розальба каррерия генри фиеннес пастельный портрет
Портрет Генри Фиеннеса Пелхэм-Клинтона, девятого графа Линкольна и второго герцога Ньюкасла работы Розальбы Карриеры, 1741 г., через Йельский центр британского искусства

К 30 годам Розальба Карриера была всемирно известным пастелистом и обладала необычной для женщины XVIII века самостоятельностью. До конца своей жизни она была главой собственного дома, оставаясь незамужней и бездетной. Успех позволил ей основать собственную студию в Венеции, где ей заказывали пастельные портреты преимущественно аристократов. Студия Каррьеры была настолько известна, что считалась обязательной остановкой во время Гранд-тура по Европе.

Гранд-тур, считавшийся обрядом посвящения для молодых аристократов, представлял собой длительное путешествие по центральной Европе с посещением важных художественных и культурных мест, в том числе Венеции. Включение студии Розальбы Карриеры в маршрут Гранд-тура свидетельствует о ее непревзойденном престиже и широкой культурной значимости. Благодаря постоянному потоку богатых туристов и других элитных покровителей, Карриера была довольна тем, что никогда не покидала свою студию в Венеции. Однако в конце концов ее убедили отправиться в серию международных путешествий, чтобы посетить королевские дворы Европы.

Карриера и королевские дворы Европы

розальба карриера мария тереза пастельный портрет
Эрцгерцогиня Мария Тереза Габсбургская работы Розальбы Карриеры, 1730, через Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден

Естественно, что международная известность и влияние Розальбы Карриеры привлекли внимание самых богатых и влиятельных покровителей Европы: членов королевских дворов Дрездена, Парижа, Модены и Вены. В 1713 году наследный принц Саксонии Фридрих Август II — впоследствии будущий король Польши Август III и глава саксонского двора в Дрездене — посетил венецианскую студию Каррьеры в рамках своего собственного Гранд-тура.

Посидев у Карриеры, Август III собрал более 100 ее пастелей. Позднее эта коллекция легла в основу обширного Пастельного кабинета в Дрездене, который стал первым собранием пастели, когда-либо открытым для публики. Несмотря на то, что в эту коллекцию входили и другие художники-пастелисты, она стала известна как Das Kabinett der Rosalba. Сегодня коллекция хранится в Дрезденской картинной галерее старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister) и остается крупнейшим в мире собранием пастелей Розальбы Карриеры.

картина людовика xv франция дофин
Людовик XV Французский как дофин, работа Розальбы Карриера, ок. 1720-21, через Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден

В 1720 году Каррьера была приглашена в Париж, где провела увлекательный год, изучая художественные коллекции города, общаясь с французскими художниками эпохи рококо и создавая пастельные портреты парижской знати, в том числе короля Людовика XV в юном возрасте. В том же году Карриера стала первой не-француженкой, принятой в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже.

После возвращения в Италию Карриера также работала на герцога Модены Ринальдо д’Эсте. Последнее международное путешествие Каррьеры состоялось в 1730 году, когда она приняла приглашение посетить двор Габсбургов в Вене. Там она заручилась поддержкой и покровительством императора Священной Римской империи Карла VI и императрицы Вильгельмины Амалии, что еще больше укрепило ее статус самой успешной женщины-художницы своего времени.

Последние годы жизни и творческое наследие Розальбы Каррерии

розальба каррерия автопортрет зимняя пастель
Автопортрет «Зима», Розальба Карриера, 1731, через Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден

Последнее десятилетие жизни Розальбы Каррьеа было отмечено ухудшением зрения, что в конечном итоге сказалось на ее способности работать как художника. В 1757 году она умерла в возрасте 84 лет и была похоронена в венецианской церкви Сан-Вио, оставив после себя огромное состояние и неизгладимое международное наследие. В течение столетия после своего первого знакомства с пастелью Каррьера оставалась одним из ключевых авторитетов для европейских художников. Однако по мере того, как стиль рококо выходил из моды, имя Каррьеры становилось все менее известным. Систематическое исключение женщин из традиционного канона истории искусства также способствовало ее забвению в XIX веке, как и хрупкость и светочувствительность ее работ, выполненных пастелью на бумаге, которые редко выставляются во избежание повреждений.

К счастью, к 351-й годовщине со дня ее рождения репутация Розальбы Карриеры как одной из самых успешных и влиятельных женщин-художниц всех времен активно восстанавливается. Благодаря постоянной работе историков искусства, музеев и современных художников история XVIII века о том, как Карриера превратила недооцененный художественный инструмент в несравненный коммерческий успех и историческое творческое влияние, продолжает звучать и вдохновлять и сегодня.

Вернуться наверх