После волны консерватизма во время экономического бума после Первой мировой войны, известного как «Ревущие двадцатые», Великая депрессия отвратила большинство американцев от laissez-faire экономики и положил начало быстрому культурному сдвигу в сторону социального и фискального либерализма, который часто называют коалицией «Нового курса». До конца 1960-х годов большинство американцев поддерживали сильное вмешательство государства в экономику и, в той или иной степени, в государственную политику, направленную на расширение прав женщин и меньшинств. Однако в 1968 году в американской культуре начался обратный сдвиг в сторону консерватизма, который сегодня известен как возрождение консерватизма. Как и почему Америка стала более политически консервативной в период между 1968 годом и началом 2000-х годов, за которым последовал кратковременный всплеск «Чайной партии»?
Предыдущая эпоха: Коалиция «Нового курса» (1932-68)
В ноябре 1932 года губернатор Нью-Йорка Франклин Делано Рузвельт (Рузвельт), выдвинутый демократами в президенты, победил с огромным перевесом. Он, как известно, обещал «новую сделку» для американского народа, что означало прямую федеральную помощь миллионам безработных и неимущих граждан, пострадавших от продолжающейся Великой депрессии. Его соперник-республиканец, действующий президент Герберт Гувер, верил в то, что laissez-faire экономики и сопротивлялся идее прямого вмешательства федерального правительства в экономику. Глубины Депрессии отвратили большинство американцев от laissez-faire Экономика «ревущих двадцатых», и «Новый курс» Рузвельта, который он быстро ввел в действие после вступления в должность в марте 1933 года, был чрезвычайно популярен.
Активное вмешательство федерального правительства в экономику продолжалось на протяжении 1930-х годов и во время Второй мировой войны, вскоре после беспрецедентного избрания Рузвельта на третий президентский срок. Расходы военного времени, наконец, полностью восстановили экономику США после Великой депрессии, а военные указы о равной оплате труда и антидискриминационных мерах помогли заронить семена движений за гражданские права и права женщин. Коалиция «Нового курса», широко поддерживавшая вмешательство федерального правительства как в экономику, так и в поддержку бесправных слоев населения — например, льготы GI Bill для ветеранов, — оставалась относительно сильной и после окончания войны.
Setting the Stage: Консерватизм после Второй мировой войны
Республиканская партия, пострадавшая из-за нерешительности Герберта Гувера в предоставлении прямой федеральной помощи в 1930-1932 годах, вернулась к активной деятельности только в 1946 году, когда она вновь взяла под контроль Конгресс впервые с 1931 года. Многие избиратели устали от экономического контроля военного времени, такого как нормирование. Отмена мер контроля в военное время привела к инфляции, что вызвало недовольство избирателей президентом-демократом Гарри С. Трумэном, который сменил Рузвельта в апреле 1945 года. В 1947 году контролируемый республиканцами Конгресс принял закон Тафта-Хартли, наложивший ограничения на действия профсоюзов и ослабивший их власть. Это была первая крупная отмена реформ Нового курса.
Несмотря на внезапное возрождение консерватизма, особенно в отношении организованного труда, коалиция «Нового курса» удержалась, чему способствовала неожиданная победа Трумэна на перевыборах. Активизировавшиеся республиканцы, а также южные демократы, отколовшиеся от своей партии из-за гнева по поводу исполнительных указов Трумэна о гражданских правах, создали впечатление, что Трумэн не выиграет второй срок в Белом доме. Однако Трумэн вел агрессивную кампанию и обращался к простым людям, выступая за укрепление «Нового курса» своими предложениями «Справедливого курса». В конце концов, действующий президент одержал убедительную победу на перевыборах, удивив многих журналистов. Известно, что Chicago Tribune была настолько подготовлена к победе республиканского кандидата Томаса Э. Дьюи, что заранее напечатала заголовок «Дьюи побеждает Трумэна».
Undercurrent: Холодная война и второй красный испуг
Начиная с конца 1940-х годов, в связи с разгорающейся холодной войной между капиталистическими Соединенными Штатами и коммунистическим Советским Союзом возникло растущее движение антилевых настроений. Несмотря на популярность реформ «Нового курса» Рузвельта, продолженных Трумэном, консерваторы критиковали новые предложения государственных экономических программ как «социалистические» или «коммунистические». В 1952 году Трумэн знаменито критиковал республиканцев за то, что они называли реформы «Нового курса» «социализмом». Однако во внешней политике Трумэн был настроен агрессивно антикоммунистически и проводил политику сдерживания, чтобы предотвратить географическое распространение коммунизма.
Страх перед проникновением коммунистов в конце 1940-х и начале 1950-х годов вызвал второй «красный испуг», который привел к государственной политике, ограничивающей либерализм многих демократов, чтобы их не сочли «мягкими к коммунизму». Поэтому, несмотря на продолжающийся успех коалиции «Нового курса» и либерализма в целом, угрозы стать социалистом или сторонником коммунизма стали эффективным политическим оружием, используемым консерваторами. Это использование антикоммунизма в качестве оружия ослабло после 1954 года в связи с крахом сенатора США Джозефа Маккарти (R-WI), который пережил стремительный взлет как ярый антикоммунист. Тем не менее, он оставался инструментом политических консерваторов на протяжении всей эпохи холодной войны.
1965-68: Неспокойные времена вредят демократам Нового курса
Коалиция «Нового курса» продержалась в течение двух сроков правления президента-республиканца Дуайта Д. Эйзенхауэра, политического умеренного деятеля, которого обе политические партии обхаживали, когда он принимал решение баллотироваться на пост президента. Эйзенхауэр продолжил тенденцию коалиции «Нового курса» по стимулированию экономики за счет инфраструктуры, поддержав систему межштатных автомагистралей и множество программ и агентств гражданской обороны. Эти программы охватывали как опасения холодной войны, так и помощь при стихийных бедствиях. Таким образом, когда в 1960 году демократы вернулись к власти, избрав президентом молодого Джона Ф. Кеннеди, возврата к консерватизму не произошло. Кеннеди усилил Трумэна и Эйзенхауэра на пути расширения гражданских прав меньшинств.
При преемнике Кеннеди, вице-президенте Линдоне Джонсоне, разгорающаяся война во Вьетнаме и движение за гражданские права стали вызывать культурные столкновения. После законодательных побед Закона о гражданских правах 1964 года и Закона об избирательных правах 1965 года напряженность в обществе возросла, поскольку многие афроамериканцы считали, что прогресс в борьбе с дискриминацией и жестоким обращением недостаточен. В 1966 году была создана Партия черных пантер, которая выступала за вооруженную самооборону афроамериканцев, а не за строгое ненасилие, как Мартин Лютер Кинг-младший. Крупные расовые беспорядки 1965-1968 годов подорвали поддержку движения за гражданские права со стороны умеренных белых, а растущая инфляция, вызванная расходами на войну во Вьетнаме и программами Джонсона «Великое общество» и «Война с бедностью», подорвала поддержку его администрации.
1968: Падение либеральных икон
Консервативному возрождению, начавшемуся с Ричарда Никсона, вероятно, способствовала трагическая гибель двух либеральных икон незадолго до президентских выборов 1968 года: кандидата в президенты от демократов Роберта Ф. Кеннеди и иконы движения за гражданские права Мартина Лютера Кинга-младшего.
4 апреля доктор Кинг был застрелен на балконе отеля беглым преступником Джеймсом Эрлом Рэем, что вызвало волну потрясений и траура по всей стране. За год до убийства Кинг активно выступал за либеральные цели, выходящие за рамки Движения за гражданские права, такие как антивоенное движение и акции в поддержку труда.
6 июня сенатор США Роберт Ф. Кеннеди (D-MA), младший брат бывшего президента Джона Ф. Кеннеди, был убит на кухне отеля из револьвера 22-го калибра. Как и Кинг, Бобби Кеннеди был убежденным сторонником движения за гражданские права (хотя, по иронии судьбы, в 1963 году, будучи генеральным прокурором, он приказал прослушивать телефоны Кинга, так как считал, что Кинг может быть коммунистом) и бедных. Кеннеди показывал хорошие результаты на президентских праймериз демократов и только что выиграл праймериз в Калифорнии 5 июня, что означало, что у него были реальные шансы на победу в президентской номинации демократов и, следовательно, на президентский пост. С убийством Кеннеди либеральная коалиция «Нового курса» потеряла двух главных икон 1968 года.
1968-69: Ричард Никсон призывает к «закону и порядку» и «молчаливому большинству»
Расовые беспорядки 1965-68 годов и растущие протесты против войны во Вьетнаме и призыва в армию заставили многих политических умеренных и независимых поддержать идею «закона и порядка» кандидата в президенты от республиканцев Ричарда Никсона в 1968 году. Этой идее способствовал тот факт, что Демократическая национальная конвенция 1968 года в Чикаго была охвачена беспорядками. Многие американцы устали от неспособности администрации Джонсона контролировать беспорядки и были восприимчивы к призыву Никсона к консервативным ценностям.
После победы на президентских выборах в 1968 году Ричард Никсон также обратился к «молчаливому большинству» умеренных представителей среднего класса, которые не протестовали, в своей знаменитой речи 3 ноября 1969 года. Положительная реакция на речь Никсона, в которой он изложил свою политику Вьетнамизация постепенный вывод американских войск из Вьетнама и передача боевых обязанностей военным Южного Вьетнама, побудили президента продолжить войну. Избиратели также поддержали планы Никсона по реформированию некоторых дорогостоящих программ социального обеспечения «Великого общества» Линдона Джонсона; он критиковал существующую систему социального обеспечения как «увековечивающую зависимость» от государственной поддержки.
Начало 1970-х годов: Дебаты по поводу автобусов вызывают разногласия
Примерно во время прихода Ричарда Никсона в Белый дом новая политика еще больше ослабила поддержку Движения за гражданские права: десегрегация автобусов. За годы, прошедшие после решения Верховного суда в Браун против Совета по образованию (1954), относительно мало что удалось сделать, запретив расовую сегрегацию в государственных школах. Это было связано с тем, что в большинстве американских городов расовая сегрегация по районам была относительно высокой, то есть богатые школы оставались почти полностью белыми, а бедные — почти полностью черными или латиноамериканскими. После Сван против Шарлотты-Мекленбург Решением Верховного суда в 1971 году десегрегация автобусами была признана конституционной и стала политикой многих школьных округов.
Многие белые родители сопротивлялись автобусной перевозке, даже в северных городах. В некоторых городах, например в Бостоне, после введения автобусной десегрегации вспыхнули протесты. Чернокожие ученики часто сталкивались с враждебностью, попадая в школы, которые недавно были почти полностью белыми. Программа не пользовалась популярностью и среди меньшинств, поскольку их детей часто приходилось возить на автобусе далеко от дома. Как и ожидалось, президент-республиканец Ричард Никсон выступил против десегрегации автобусов, что не помешало ему в 1972 году добиться рекордного переизбрания, набрав наибольший в истории перевес голосов.
1978: Бакке против Калифорнии Ослабляет позитивные действия
Несмотря на унижение Ричарда Никсона в 1973-1974 годах из-за последствий окончания войны во Вьетнаме и печально известного Уотергейтского скандала, завершившегося отставкой Никсона с поста президента в августе 1974 года, нация не вернулась к либеральной политической культуре. Несмотря на определенный либерализм в области экологической политики и внешней политики при президенте-демократе Джимми Картере, избранном в 1976 году вместо бывшего вице-президента Никсона Джеральда Форда, сохранялась оппозиция возвращению к политике Движения за гражданские права 1960-х годов.
В результате шага, который некоторые считают концом эпохи движения за гражданские права, Верховный суд США значительно ограничил использование позитивных действий университетами в своем решении 1978 года по делу Калифорния против Бакке. В этом решении было заявлено, что нельзя выделять отдельные места для кандидатов из числа меньшинств и что расовая принадлежность может рассматриваться только как часть целостного процесса подачи заявления.
В начале 1970-х годов позитивные действия стали популярным инструментом для исправления продолжающейся расовой и гендерной дискриминации при приеме на работу и продвижении по службе, особенно на государственных должностях, например в правоохранительных органах. Обязательные позитивные действия для федеральных подрядчиков были введены в 1965 году при Линдоне Джонсоне, но их соблюдение часто было слабым. Общественное мнение часто было неоднозначным, а результаты опросов сильно варьировались в зависимости от формулировки вопросов. Многие умеренные и независимые люди, поддерживавшие реформы в области гражданских прав до 1965 года, критически отнеслись к позитивным действиям, вероятно, из-за опасений, что они могут ограничить их собственные возможности в сфере образования и карьеры.
1980: Восхождение новых правых с Рональдом Рейганом
The Бакке против Калифорнии Решение было принято одновременно с растущей реакцией на движение за права женщин и его цель — принятие поправки о равных правах. В 1980 году многие консервативные фракции объединились вокруг кандидата в президенты от республиканцев Рональда Рейгана, бывшего губернатора Калифорнии. В состав «новых правых» вошли протестанты-евангелисты, «ястребы» в области обороны и лидеры бизнеса, которые поддерживали традиционные консервативные цели — снижение налогов и сокращение государственного регулирования. Они получили поддержку многих американцев, которые считали, что администрация Картера установила слишком много обременительных правил для бизнеса.
Рейган также вдохнул новую жизнь в консерватизм, сосредоточившись на агрессивной внешней политике, вернув холодную войну к напряжению, которого не было со времен Кубинского ракетного кризиса, осудив коммунизм и значительно увеличив военные расходы США. Он вторгся в небольшое островное государство Гренада в Карибском бассейне, чтобы свергнуть радикальный социалистический режим, и одержал геополитическую победу, когда СССР не ответил. Наконец, Рейган также снизил налоги, одержав победу над традиционными консерваторами. Благодаря увеличению расходов на оборону и снижению налогов экономика США впервые с 1960-х годов достигла высоких темпов роста. Реформы Рейгана пользовались популярностью, и он одержал убедительную победу на перевыборах в 1984 году. Его популярность сохранялась на протяжении всего второго срока и помогла его вице-президенту Джорджу Бушу-старшему одержать победу на президентских выборах 1988 года над кандидатом от демократов Майклом Дукакисом.
1994: Республиканский конгресс и «Контракт с Америкой
Несмотря на большую популярность Рейгана и его коалиции «новых правых», популярный и молодой кандидат в президенты от демократов Билл Клинтон победил действующего республиканца Джорджа Буша-старшего на выборах 1992 года. Однако в промежуточных выборах 1994 года республиканцы сделали мощное возвращение. Заимствуя идеи Рональда Рейгана, республиканцы Контракт с Америкой В предложении, представленном республиканцами в Конгрессе, перечислены восемь обещаний, которые они будут выполнять, если вернут себе контроль над законодательной властью. Они включали в себя консервативные фискальные и политические реформы, такие как аудит федеральных расходов на предмет расточительства, балансировка федерального бюджета и затруднение принятия решений о повышении налогов.
В условиях сильной экономики, напоминающей «Ревущие двадцатые», многие умеренные и либералы считали, что федеральное правительство может сделать шаг назад в отношении программ социального обеспечения. Закон о реформе социального обеспечения 1996 года внес ряд изменений в программу «социальное обеспечение»: теперь ею должны были управлять в основном штаты, а целью было ограничить срок получения пособий, чтобы стимулировать людей к поиску работы. Консерваторы также жаловались на высокий уровень преступности, который достиг своего пика в 1991 году, и успешно провели законопроект 1994 года, ужесточающий наказание за насильственные преступления. Высокий уровень преступности в городских районах в начале 1990-х годов способствовал тому, что консервативные идеи «закона и порядка», аналогичные президентской кампании Ричарда Никсона 1968 года, пользовались неизменной популярностью.
Начало 2000-х: «Сострадательный консерватизм» и страхи перед терроризмом
В течение двух сроков президентства Клинтона наблюдался сильный экономический рост, снижение уровня преступности и относительный мир во всем мире. Это вынудило консерваторов изменить свои идеи, чтобы сохранить конкурентоспособность на выборах 2000 года. Губернатор Техаса Джордж Буш-старший, относительный умеренный по сегодняшним меркам, ввел концепцию «сострадательного консерватизма», когда баллотировался в президенты в 2000 году. Он утверждал, что такие консервативные принципы, как конкуренция и выбор, могут быть использованы для обеспечения благосостояния детей и тех, кто испытывает трудности. Он высоко оценил реформу социального обеспечения 1996 года и продвигал реформу образования в 2002 году, используя свою новую философию, утверждая, что борющиеся заслуживают государственной поддержки — но с учетом ответственности.
Во время президентства Джорджа Буша-младшего консервативные «ястребы» в области обороны получили серьезный политический импульс после терактов 11 сентября. Опасения будущих террористических атак на американской земле способствовали укреплению поддержки администрации Буша и увеличению расходов на вооруженные силы и федеральные разведывательные службы. Несмотря на значительные протесты против войны в Ираке, которая началась в марте 2003 года с вторжения США в эту страну из-за обвинений в наличии у нее оружия массового поражения (ОМП), Буш выиграл перевыборы в 2004 году благодаря поддержке «мам безопасности», которые хотели сохранить президента, жестко противостоящего терроризму и преступности. Многие считали, что «мамы безопасности» — это колеблющиеся избиратели, что делает их важнейшим избирательным блоком.
2010-12: Республиканцы из «Чайной партии» сражаются с новыми либеральными реформами
После 2004 года ястребиное крыло Республиканской партии потеряло часть поддержки из-за неутешительной ситуации в Ираке. К февралю 2005 года, когда число жертв среди американцев в ходе неоднозначной оккупации Ирака возросло, поддержка конфликта упала ниже 50 %. Когда наступили выборы 2008 года, война в Ираке ослабила поддержку Республиканской партии. Победа кандидата от демократов Барака Обамы, первого небелого президента в истории Америки, казалось, предвещала культурный сдвиг в сторону политического либерализма. Однако избрание Обамы и быстрое принятие Закона о доступном здравоохранении, осуществленное при слабом демократическом большинстве в обеих палатах Конгресса, привели к появлению нового консервативного движения: Чаепитие республиканцев.
В 2010 и 2012 годах консервативные республиканцы добились успеха в Конгрессе, в основном проводя кампанию по снижению налогов и вмешательству государства в экономику — особенно в здравоохранение. Участники «Чайной партии» добились успеха, привлекая внимание СМИ к государственным расходам и национальному долгу. Однако критики обвинили многих в том, что рвение «чаепития» основано скорее на расизме в отношении афроамериканца Барака Обамы, чем на искренней озабоченности финансовыми проблемами. Фракция «Чайной партии» угасла вскоре после выборов 2012 года, и некоторые утверждают, что это был конец настоящего консервативного возрождения. Избрание республиканского кандидата в президенты Дональда Трампа в 2016 году рассматривается как часть популистского возрождения, а не продолжение консерватизма, при этом кандидат от демократов-популистов Берни Сандерс также добился неожиданного успеха на праймериз.