Проходя по галерее современного искусства, вы можете заметить, что некоторые имена и лица встречаются чаще, чем другие. В первые десятилетия двадцатого века художники-авангардисты экспериментировали с изображением новой реальности. Они часто находили вдохновение в тех же замечательных персонажах, которые олицетворяли собой новую эпоху. Ниже представлены истории шести замечательных женщин, которые сформировали современность и ее искусство.
1. Альма Малер (1879-1964): Знаменитая австрийская модель

Альма Малер, когда-то известная как Самая красивая девушка в Вене, была композитором, но гораздо большую известность ей принесла бурная личная жизнь, чем песни. Дочь выдающегося художника, Альма с самого рождения была окружена самыми выдающимися творческими личностями Вены. В конце юности в нее отчаянно влюбился Густав Климт, который в свои сорок лет был уже состоявшимся художником, но это чувство не было взаимным. Маловероятно, что Климт когда-либо писал портрет Альмы Малер, однако некоторые эксперты считают, что ее черты мелькают в различных его работах.

В начале двадцатых годов Альма вышла замуж за композитора Густава Малера, который написал несколько произведений в качестве ее музыкальных портретов. Но самым большим и драматическим влиянием Альмы Малер на искусство стал ее драматический роман с художником-экспрессионистом Оскаром Кокошкой. За два года их совместной жизни Кокошка создал десятки картин и рисунков. Тем не менее, роман оказался несчастливым. Через два года требовательная и часто жестокая Альма заскучала и ушла от художника к руководителю Баухауза Вальтеру Гропиусу. Реакция Кокошки была, мягко говоря, странной. Он заказал куклу Альмы в натуральную величину и прожил с ней несколько месяцев, водя ее в театры и рестораны, а затем в порыве ярости обезглавил куклу у себя во дворе.
2. Гертруда Стайн

Обычный образ модели художника обычно представляет собой молодую, условно привлекательную женщину, которая часто является объектом привязанности художника. Гертруда Стайн, персонаж, часто появляющийся в художественных произведениях и мемуарах, не была ничем из перечисленного. Одной из самых влиятельных женщин Парижа начала XX века было наплевать на стандарты красоты и мнение мужчин.

Стайн была американским поэтом, коллекционером, меценатом и популяризатором искусства, переехавшим в Париж в начале 1900-х годов. Ее коллекция произведений искусства росла с каждым днем, а еженедельный салон собирал самых выдающихся художников и писателей, позволяя им обмениваться идеями и вдохновением.
Стайн не только покупала произведения искусства, но и часто появлялась на них. Ее знаменитые протеже, такие как Франсис Пикабиа и Феликс Валлоттон, писали ее портреты, но самый известный из них был выполнен Пабло Пикассо. Его портрет Гертруды Стайн 1905 года стал переходной работой между работами Пикассо розовым периодом и его кубистский период. Черты лица Стайна напоминают африканские маски, которые вдохновили рождение кубизма в современном искусстве.
3. Сюзи Солидор (1900 — 1983)

Незаконнорожденный ребенок барона и его служанки, Сюзи Солидор прославилась как владелица печально известного ночного клуба для лесбиянок. La Vie Parisienne. Солидор была одной из первых настоящих знаменитостей, которая использовала свою публичную персону и сплетни для продвижения и раскрутки своего бизнеса. Она пела возмутительно откровенные песни о своих отношениях с женщинами и снималась в фильмах в образе темной соблазнительницы, ведущей невинных девушек к жизни, полной наркотиков и греха.

Современники называли Сюзи Солидор самой нарисованной женщиной в мире. В ее личной коллекции было более трех десятков портретов. Другие утверждают, что более двухсот картин были хотя бы частично вдохновлены ее обликом. Среди десятков работ таких художников, как Пикассо, Фудзита и Брак, самым известным образом, вдохновленным ею, стала картина с обнаженной натурой, написанная другой открытой женщиной ее возраста — Тамарой де Лемпикой.
Ее последний портрет был написан Фрэнсисом Бэконом. В 1957 году Солидор заказал Бэкону работу, чтобы помочь ему расплатиться с долгами за азартные игры. Оба возненавидели конечный результат. Бэкон не любил рисовать людей во время сеансов, предпочитая работать по памяти. Тем не менее Солидор хранила картину в своей коллекции до 1970-х годов, когда Бэкон выкупил ее и, как утверждается, уничтожил.
4. Луиза Касати

Маркиза Луиза Казати была одной из самых богатых женщин Италии и музой десятков художников и писателей. Она потеряла обоих родителей, когда ей было всего пятнадцать лет, и с этого момента ее жизнь превратилась в бесконечный парад пышных вечеринок, драматических интрижек и эксцентричных поступков, на которые ее подтолкнуло огромное наследство.
Сама Касати была художницей особого рода: ее единственным произведением искусства была личность Луизы Касати, ее поразительная внешность и возмутительное поведение. Она была существом из декадентского кошмара: худая и высокая, с неухоженными волосами, выкрашенными в ярко-оранжевый цвет, и диким взглядом сильно подведенных глаз. Она использовала ядовитые капли белладонны, чтобы сделать глаза темнее, носила слои накладных ресниц и огромные шляпы. Выгуливая свой зверинец диких кошек, она не могла надеть ничего, кроме меховой шубы.

Белая скелетоподобная фигура обнаженной Марчесы с оцелотами на поводке была слишком привычна для жителей Венеции того времени. Такая эксцентричность не могла остаться незамеченной ее современниками. Кошмарный и магнетический облик Казати завораживал таких художников, как Жан Кокто, Ромейн Брукс, Огастус Джон и Джованни Болдини.
Новое поколение художников — молодые и радикальные итальянские футуристы — превозносили ее. Маринетти описывал ее как пантеру, которая только что перегрызла прутья своей клетки. Тем не менее пантера закончила свою жизнь в бедности и нищете, потратив все свое наследство и накопив долг в 25 миллионов долларов. Не имея возможности заработать на жизнь, она провела свои последние годы в Лондоне, роясь в мусорных баках в поисках лоскутков ткани для украшения своих поношенных шляп.
5. Сюзанна Валадон (1865 — 1938)

Быть натурщицей может показаться изысканным и забавным, но для многих женщин времен Сюзанны Валадон это было не романтическим призванием, а суровой необходимостью. Работа моделью была обычным занятием для одиноких женщин из низших слоев общества, которые с трудом находили хорошо оплачиваемую работу. Позирование для художников приносило хорошие деньги, но ценой испорченной репутации. Общественность воспринимала моделей как работниц секс-индустрии, непригодных для роли хороших жен и матерей.
Однако Сюзанна Валадон не могла наплевать на общественное мнение. Незаконнорожденная дочь прачки, она быстро поняла, что ей нужно придумать свой собственный свод правил, а не следовать существующим. К подростковому возрасту она уже успела поработать на самых разных работах — от ткачихи погребальных язв до циркачки, но слава нашла ее, когда она переключилась на модельный бизнес. Ее маленькое и подтянутое телосложение, глубокие голубые глаза и непревзойденное остроумие быстро сделали Валадон любимой моделью Ренуара, Пювиса де Шаванна, Тулуз-Лотрека, Берты Морисо и многих других.

Валадон отличалась от других моделей, но не только благодаря своей исключительной красоте. Она не просто позировала: она тщательно изучала каждое движение руки художника, чтобы затем повторить его в своей собственной студии. Поддерживаемая и направляемая своими друзьями и клиентами, Валадон вскоре переключилась на живопись, начав необычайно успешную художественную карьеру.
6. Кики де Монпарнас (1901-1953): Трагический конец знаменитой модели

У Алисы Прин, известной также как Кики де Монпарнас, не было привилегированного детства, наполненного красивыми вещами. Выросшая в бедности, она спасалась от реальности с помощью своей красоты. Девочке было доступно не так много вещей, поэтому она использовала цветы вместо румян и жженые спичечные палочки вместо туши. Как и Сюзанна Валадон, она зарабатывала на жизнь модельным бизнесом, поэтому вскоре от нее отказалась семья из-за ее занятия. Бездомная и одинокая, она оказалась на Монмартре. Там она нашла друзей и клиентов, таких как Хаим Сутин, Морис Утрилло (сын Сюзанны Валадон), Жан Кокто и Амедео Модильяни.

Молодая, исключительно красивая, свободолюбивая и не обремененная традиционной моралью, Кики де Монпарнас символизировала недолговечную эпоху художественной свободы, открытий и единения. Она позировала Ман Рэю и снималась в его фильмах, пела в кабаре и опубликовала мемуары с предисловием Эрнеста Хемингуэя. После Второй мировой войны, прокатившейся по Европе, мир кабаре, поэзии и джаза рухнул. Подавленная и одинокая, Кики топила свою неудавшуюся карьеру в наркотиках и алкоголе, пока не умерла в возрасте 51 года. Во время ее похорон Цугухару Фудзита отметил, что похоронить Кики — значит похоронить целую эпоху, к которой они все когда-то принадлежали.