Кто это нарисовал? Голландские женщины-художники и ошибки в авторстве » Блог о искусстве и кино

Кто это нарисовал? Голландские женщины-художники и ошибки в авторстве

Logo


На протяжении всего периода существования Голландской республики наряду с мужчинами работало множество женщин-художников. Они создавали работы для европейского художественного рынка и внесли свой вклад в период голландской истории, который часто называют золотым веком искусства. Известно множество произведений искусства, выполненных женщинами-художниками. Однако сохранилось мало записей о голландских женщинах-художницах, и многие их работы ошибочно приписываются художникам-мужчинам. Давайте посмотрим, как учреждения представляют искусство, когда авторство не определено.

Писали ли биографы восемнадцатого века о голландских женщинах-художниках?

портрет арнольда хаубракена
Портрет Арнольда Хоубракена работы Якоба Хоубракена, XVIII век. Источник: Филадельфийский музей искусств,

Документы, написанные биографами XVIII века, оказали значительное влияние на то, как запомнили женщин-художниц. Арнольд Хоубракен (1660-1719), Якоб Кампо Вейерман (1677-1747) и Йохан ван Гул (1685-1763) оказали значительное влияние на память о художниках, работавших в Голландской Республике. Они записывали жизнь художников, работавших в разных городах Нидерландов. Их мнения и то, как они писали, повлияли на то, какими художники остались в истории.


Лишь немногие женщины, такие как Рахель Рюйш (1664-1750) и Мария ван Остервейк (1630-1693), были задокументированы этими биографами. Тексты, опубликованные Хоубракеном, Вейерманом и Ван Гулом, использовались многими историками в XIX веке, и на них часто ссылались при изучении творчества художников XVII века. Это напрямую повлияло бы на то, как запомнились женщины-художницы в десятилетия после голландского Золотого века.

Хоубракен подробно описывает творчество Марии ван Остервейк. Он высоко оценивает ее художественные способности и рассказывает о различных королевских дворах, которые покупали ее работы. Вейерман также описывает карьеру ван Остервейк в положительном свете. В ее работах часто встречается тема ванитаса и религиозный подтекст. Кроме того, она происходила из семьи священнослужителей и никогда не выходила замуж. Возможно, поэтому и Хоубракен, и Вейерман считают ван Остервейк женской фигурой, заслуживающей того, чтобы о ней писали, поскольку она всю свою жизнь полностью посвятила искусству и религии.

голландские художники женщины цветы вазы рашель руйш
Ваза с цветами работы Рахель Рюйш, 1700 год. Источник: Маурицхёйс, Гаага

Более того, Хоубракен пишет о жизни Рейчел Рюйш только тогда, когда пишет о ее деде Питере Посте (1608 — 1669) и его брате Франсе Посте (1612 — 1680), известных архитекторах. Ван Гул упоминает о карьере Рюйш только когда пишет о ее муже, Юриане Пуле (1665-1745), который, возможно, был гораздо менее успешным художником. При жизни Рюйш была более успешной в коммерческом плане, чем такие знаменитые художники, как Рембрандт, поэтому возникает вопрос, почему Хубракен и ван Гул сочли нужным упомянуть родственников Рюйш по мужской линии при описании ее карьеры. Учитывая, что это произошло с одной из самых успешных женщин-натюрмортов той эпохи, неудивительно отсутствие подробностей о жизни женщин-художниц, которые были не так известны.

Минимальная информация о женщинах-художниках на протяжении всей истории напрямую повлияла на ошибочное приписывание картин художникам-мужчинам. Это продолжает влиять на отношение к произведениям искусства в XXI веке. Документы, подобные написанным Хоубракеном, Вейерманом и ван Гулом, дают современному читателю представление о том, как люди относились к женщинам-художникам в XVII и XVIII веках. Однако важно помнить, что личные взгляды этих биографов повлияли на то, что они писали о художниках, то есть они могли быть предвзяты к художникам, которые им нравились, и поэтому писали о них более благоприятно. Поэтому точность записанной информации следует поставить под сомнение, поскольку она не является полностью достоверной.

Нарисовала ли его Маргарета Хаверман?

голландские художницы цветы маргарета хаверман
Ваза с цветами Маргареты Хаверман, 1716 год. Источник: Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Долгосрочный эффект, который эти биографы оказали на то, как помнят художников, очевиден. Например, Маргарета Хаверман (1693 — после 1739) — голландская художница, чья репутация пострадала, и поэтому авторство ее работ часто ставится под сомнение. Хаверман родилась в Бреде и обучалась у Яна ван Хейсума (1682 — 1749), который был одним из самых уважаемых флористов и натюрмортных художников, работавших в Голландской Республике. Французская газета Le Mercure подтвердил ее обучение и объявил о ее приеме в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже в 1722 году. Однако после ее поступления имя Хаверман ни разу не упоминается в архивах этих учреждений.

Это породило слухи о том, почему нет никаких документов о ее работе в Париже. Один из слухов гласил, что Хаверман выдавала работы своих учителей за свои собственные. Другая интерпретация записей ван Гула о ван Гюйсуме утверждает, что у него были неспокойные отношения с Хаверман. Он документально подтвердил, что она склонна копировать работы своих учителей, из-за чего между ними возникали конфликты. Слух о том, что она была исключена из Академии за то, что выдала картину ван Гюйсума за свою, появляется в аукционном каталоге 1757 года. Анекдот ван Гула мог быть использован для подтверждения этой информации.

цветочный натюрморт ян ван хюйсум
Цветочный натюрморт с птичьим гнездом работы Яна ван Гюйсума, 1718 год. Источник: Национальные галереи Шотландии, экспонируется в Шотландской национальной галерее, Эдинбург

К сожалению, предположение о том, что работы Хаверман были украдены у ее учителя, привело к тому, что многие люди изменили авторство ее картин. Из-за этого сейчас известно только две работы Хаверман. Еще одна причина, по которой истинный автор нескольких картин находится под вопросом, — схожесть художественных стилей Хаверман и ван Гюйсума. Однако если он действительно был ее учителем, то это не должно вызывать удивления. Это, в дополнение к слухам, привело к тому, что многие картины были ошибочно приписаны ван Хёйсуму. Возможно также, что Хаверман перестала творить, как только обзавелась собственной семьей. Она вышла замуж в 1721 году, после чего исчезла из записей. Это было обычным явлением для женщин-художников. Из-за недостоверной информации о жизни Хаверман современным искусствоведам трудно определить, какие картины были ею завершены.

Нарисовала ли его Франсина Маргарета ван Гюйсум?

ваза-цветов-фруктов-ван-хуйсум
Ваза с цветами (слева) и блюдо с фруктами работы Михиеля (справа) ван Гюйсума или Франсины Маргареты ван Гюйсум, 1729 год. Источник: Музей Фицуильяма, Кембридж

Другая частая проблема, связанная с идентификацией произведений искусства, возникает, когда авторство присваивается отцу, брату или другому члену семьи женщины-художника. Франсина Маргарета ван Гюйсум (1707 — 1780) — пример женщины-художника, чьи работы, возможно, были неправильно атрибутированы. Будучи дочерью Яна ван Гюйсума, она, скорее всего, учила свою дочь рисовать, так как это было нередко для отцов-художников.

ваза с цветами ван хюйсум
Делфтская ваза с цветами работы Михиэля ван Гюйсума или Франсины Маргареты ван Гюйсум, 1729 год. Источник: Далвичская картинная галерея

Искусствовед Сэм Сигал считает, что существуют четыре картины, которые, возможно, были ошибочно приписаны ее сводному дяде Мишелю ван Гюйсуму (1703 — 1777). Две из этих картин находятся в Музее Фицуильяма в Кембридже, а две другие — в картинной галерее Далвич в Лондоне. Есть предположение, что одну из пар написал Михиль ван Гюйсум, а Франсина Маргарта его скопировала. Главная проблема заключается в том, что у этих художников похожие инициалы, похоже, что иногда они оба подписывали свои работы буквами M van Huijsum. Одно время считалось, что Ян ван Гюйсум написал все четыре работы, так как M был покрыт Ян.

dutch-women-artists-dish-fruit-van-huijsum
Китайская чаша с фруктами работы Michiel van Huysum или Francina Margaretha van Huysum, 1729 год. Источник: Картинная галерея Далвича

Мы не знаем наверняка, но есть вероятность, что в оригинальной подписи было написано Ф.М. ван Гюйсум, поддерживая мнение Сигала о том, что Франсина Маргарта выполнила все четыре картины. Картинная галерея Далвича по-прежнему признает Михиля ван Гюйсума художником в своих двух версиях, однако признает, что авторство может быть ошибочным и нуждается в дальнейшем изучении. С другой стороны, Музей Фицуильяма не упоминает ни одного художника, кроме Михиль ван Гюйсум, показывая, как недостаток информации о женщинах-художницах влияет на то, как учреждения выставляют и атрибутируют произведения искусства.

И Франсина Маргарета, и Хаверман — художники, чье неправильное авторство было признано и доведено до сведения общественности. К сожалению, нет никакого способа доказать, что они точно выполнили упомянутые картины. Франсина Маргарета и Хаверман — лишь два примера того, что, скорее всего, было обычным явлением для женщин-художников, работавших в Голландской республике.

Голландские женщины-художники и атрибуция

веселый пьяница джудит лейстер
Веселый пьяница Джудит Лейстер, 1629 год. Источник: Рейксмузеум, Амстердам

Неопределенность вокруг картин женщин-художников привела к тому, что они оказались в тени художников-мужчин. Одним из факторов является отсутствие документации о некоторых женщинах-художниках, когда речь идет о подтверждении их творчества. Еще один фактор неправильного присвоения может быть вызван тем, что женщины-художники обучались у своих отцов, чтобы помогать в семейном бизнесе. Тем не менее, нередки случаи, когда работы женщин-художников ошибочно приписывают кому-то, кто не был их учителем или родственником. Юдит Лейстер (1606 — 1660) сделала успешную карьеру при жизни, но после ее смерти из-за схожести стилей все ее работы стали приписывать Франу Халсу (ок. 1582 — 1666). После того как в XIX веке ее вновь открыли, историки начали исследовать картины, которые первоначально считались работами Хальса, а на самом деле имели подпись Лейстер.

веселый пьяница франс хальс
Веселый пьяница, Франс Халс, 1628. Источник: Рейксмузеум, Амстердам

В целом, неправильная атрибуция картин — это то, что часто встречается в произведениях искусства. Художественным учреждениям необходимо обращать внимание на то, что авторство того или иного произведения находится под вопросом. Возможно, число женщин-художниц XVII века, чьи работы были неверно атрибутированы, гораздо больше, чем мы думаем.

Изображение автора

By Тайла Джейд УайтлиMSc Global Premodern Art, BA (Hons) History of ArtТайла Джейд — искусствовед, получившая степень магистра в области глобального современного искусства: история, наследие и кураторство в Эдинбургском университете и степень бакалавра в области истории искусства в Плимутском университете. Живя в Лондоне, Тайла Джейд ранее работала в художественных галереях, а также помогала читать лекции для Летней школы Утрехта в Нидерландах. Она увлечена исследованиями и с удовольствием пишет на различные темы, связанные с историей искусства. Кроме того, она любит путешествовать и знакомиться с различными культурами мира.

Вернуться наверх