Древнегреческая религия была политеистической. Существовал целый пантеон богов и богинь, у каждого из которых были свои обязанности и сферы влияния. На самом верху божественной иерархии восседал бог Зевс, которого греки называли царем или отцом богов.
Но Зевс не был уникальным для религии древних греков. Он был древним божеством, и версии этого бога можно найти также в хеттской и месопотамской культурах. Имя «Зевс» также восходит к протоиндоевропейскому языку (4500-2500 гг. до н. э.) и происходит от слов, обозначающих день и небо. Древний Зевс был известен как бог светлого неба. Греческие символы Зевса — молния и орел — усилили эту фундаментальную ассоциацию с небом и стихийными силами. Но кем же был этот царь греческих богов?
Мифология греческого бога Зевса
Наиболее известный рассказ о том, как Зевс стал царем богов, содержится в Теогония Гесиода, написанная около 720 года до нашей эры. Его история начинается с рассказа о его отце Кроносе, царе Титанов. Титаны были древними божествами, которые правили миром до того, как к власти пришли боги-олимпийцы. Кронос, кастрировавший своего собственного отца Урана, считал, что и он пострадает от рук своих детей. Поэтому он решил помешать своим детям раскрыть весь свой потенциал, проглотив их при рождении.
Но у жены Кроноса Реи были другие планы относительно ее младшего сына, Зевса. Она решила обмануть мужа, подарив ему вместо новорожденного Зевса камень, завернутый в пелену. Ничего не понимая, Кронос проглотил завернутый камень. Тем временем младенца Зевса унесли и тайно вырастили на острове Крит.
Когда Зевс стал взрослым, его бабушка Гея обманом заставила Кроноса сжечь всех его детей. Зевс и его братья и сестры образовали могущественную группу. Вскоре они вступили в войну с Титанами и в конце концов победили их в результате десятилетней войны.
После очередной борьбы за власть с гигантами Зевс стал царем богов и основал свой дом на горе Олимп. Здесь он распределил обязанности и сферы влияния каждого олимпийского божества.
Но история Зевса на этом не закончилась. Он продолжал утверждать свое влияние как среди смертных, так и среди бессмертных. Многие из его мифологических историй связаны с обманом и неверностью во вред его жене и сестре Гере. Общей темой его обмана было то, что Зевс менял свой облик с целью соблазнения или изнасилования как женщин, так и мужчин.
В одной из таких историй Зевс превращается в белого быка, чтобы похитить финикийскую принцессу Европу. Европа видит быка, идущего по пляжу, и настолько очарована им, что запрыгивает ему на спину. Бык тут же разворачивается и убегает в море, унося принцессу на остров Крит. Здесь бык представляется Зевсом и насилует Европу, которая впоследствии рожает ему трех сыновей.
Похожая история связана с Ледой, прекрасной царицей Спарты. Однажды ночью Зевс решил забрать Леду себе в виде лебедя. Среди их последующего потомства была Елена, считавшаяся самой красивой женщиной в мире и зачинщицей Троянской войны. Эти истории об изнасиловании и похищении отвратительны по сегодняшним меркам, но для древних греков они просто подчеркивали силу и мужественность бога Зевса.
Символы и сферы влияния Зевса
В древнегреческой религии символы помогали установить божественные личности богов. Затем эти символы были усилены физическими образами, такими как статуи, а также литературными представлениями, такими как поэзия и пьесы.
Символы Зевса — молния, орел и дуб — все эти образы ассоциируются с силой и мощью. Благодаря божественному смыслу молния рассматривалась греками как важное метеорологическое явление, а места, пораженные молнией, считались священными.
В литературе бог Зевс часто имеет один из нескольких эпитетов — коротких описательных обозначений, связанных с громом, молнией и облаками. Эпический поэт Гомер описывает его как «собирателя облаков», вызывая в памяти древний образ Зевса как бога неба. Геродот рассказывает, что самым священным местом для поклонения Зевсу была вершина горы — точка, наиболее приближенная к небу (Истории, 1.131).
«Дитя мое, глубокомысленный Зевс держит концы
все в своих руках и распоряжается всем по своей воле…
Мы, люди, живем изо дня в день и мало что знаем.
что он хранит в себе.»
Семонидис Аморгосский, Лирика, 2.1
Считалось, что бог Зевс стоит в центре всех человеческих дел, и, как подчеркивается в приведенной выше цитате, основными сферами его влияния были правосудие и судьба. Но Зевс также воспринимался как защитник, особенно тех, кто находился на задворках общества, таких как иностранцы, гости, чужестранцы и нищие.
Эпическая поэзия Гомера подчеркивает влияние божественной защиты на социальные обычаи Древней Греции. В ОдиссеяПринцесса Наусикаа из Феакии обнаруживает потерпевшего кораблекрушение и раненого Одиссея. Она предупреждает окружающих, что «мы должны позаботиться о нем, так как все чужестранцы и нищие находятся под защитой Зевса» (Одиссея, 6.207).
Божественные эпитеты Зевса
Наряду с символами Зевса использовались божественные эпитеты (описательные обозначения), чтобы различать различные аспекты его обязанностей. Многие из этих эпитетов были связаны с его ролью защитника. Зевс Полей, буквально означающий «Зевс города», широко почитался как защитник городов во времена политических или гражданских беспорядков. Аналогичным образом существовал Зевс Сотер, который, как считалось, отгонял войны и стихийные бедствия. Бог Зевс Геркеос играл более домашнюю роль, ему поклонялись в домашних святилищах как защитнику дома.
В более широком смысле Зевс Ктесиос почитался как защитник имущества и принимал облик змеи — священного животного в греческой мифологии. Для земледельцев существовал Зевс Омбриос, даритель дождя, который мог благословить их здоровым урожаем. Существовал даже божественный эпитет для Зевса, покровителя дружбы между отдельными людьми, а также целыми сообществами, — Зевс Филиос.
Древнегреческие праздники в честь Зевса
Мы можем узнать больше о боге Зевсе, изучив различные способы поклонения ему со стороны древних греков. Фестивали были одной из важнейших форм поклонения в греческом мире. Праздники в честь Зевса были широко распространены и не ограничивались одним конкретным городом или районом Греции.
Раз в год в Афинах проводился фестиваль Диизотерия. Участники чествовали Зевса Сотера и Афину Сотейру как покровителей города. Фестиваль включал в себя большую процессию через Пирей, после чего следовало жертвоприношение.
В феврале в Афинах также проводился фестиваль Диасия. Это был праздник умиротворения, проводившийся в честь Зевса Меилихиоса, древнего эпитета, связанного с подземным миром и образом змеи. Древние источники описывают этот праздник как более торжественное собрание, где семьи праздновали небольшими группами, а не всей общиной.
Олимпийские игры, впервые проведенные в 776 году до нашей эры, были самым известным и широко посещаемым праздником бога Зевса. Олимпийские игры были не только спортивным состязанием, но и имели большое религиозное значение для греков. В Олимпии находилось самое священное для Зевса место — роща Алтис. Начиная с VI века до н. э. в Алтисе находились сотни статуй, посвященных Зевсу победившими атлетами и городами-государствами.
Начало Игр было ознаменовано огромным жертвоприношением в храме Зевса Олимпийского. Внутри этого храма находилась знаменитая статуя Зевса, ставшая одним из семи чудес древнего мира. К сожалению, сейчас статуя утрачена, но древние источники утверждают, что ее высота составляла почти 13 метров. Созданная великим скульптором V века Фидием, статуя была полностью выполнена из золота и слоновой кости, что соответствовало величию царя богов.
Оракул Зевса в Додоне
Оракулы играли важную роль в древнегреческой религии, поскольку они обеспечивали связь, по крайней мере теоретически, между смертными и богами. Одним из самых древних и престижных оракулов в Греции был оракул Зевса в Додоне в Эпире. Здесь просители искали божественного слова и пророчеств бога Зевса. Интересно, что в этом древнем месте также находилась богиня Диона, мать Афродиты.
Древние источники сообщают нам, что Зевс передавал свои пророчества в Додоне через листья священного дуба, росшего на этом месте. Дуб, как мы уже видели, был еще одним символом Зевса. Считается также, что он говорил через голубей, которые жили в дубе.
Геродот утверждает, что за этим местом наблюдали три жрицы, известные как «Голуби» (Истории, 2.53). Жрицы, очевидно, интерпретировали ответы бога, находясь в состоянии транса. Это указывает на близкое сходство с жрицей Пифией в оракуле Аполлона в Дельфах.
Эпиграфические свидетельства с этого места говорят о том, что Додону посещали в основном частные лица. Консультант писал свой вопрос на свинцовой табличке, подносил ее богу и получал простой ответ «да/нет». Сохранилось более 4 000 таких табличек, датируемых VI-III веками до нашей эры. Эти таблички дают нам увлекательное представление о личных заботах людей того времени.
Многие таблички относятся к личным отношениям, и часто задаются такие вопросы, как: будут ли у меня дети от этой женщины? Принесет ли эта жена хорошее приданое? Какому богу я должен молиться, чтобы иметь благоприятных детей? Другие вопросы носят более сельскохозяйственный характер. К ним относятся вопросы о погоде и о том, какому богу молиться, чтобы гарантировать хороший урожай или здоровый скот. К сожалению, ответы на эти вопросы не сохранились, но очевидно, что бог Зевс имел огромное влияние на жизнь многих людей.
Зевс и надписи
Поскольку Зевс был царем древнегреческих божеств, неудивительно, что он занимает важное место в древнегреческих надписях. Многие из этих древних надписей носят посвятительный характер, как, например, надписи на вотивных табличках в святилище Додоны. Однако упоминание о Зевсе было обнаружено даже в юридической надписи из Теоса, города в древней Ионии. Текст надписи, в котором говорится о празднике в честь Зевса, датируется началом пятого века до нашей эры и является одним из древнейших сохранившихся примеров прозаической надписи на греческом языке.
Древнегреческие надписи являются одним из основных источников доказательств многочисленных эпитетов Зевса. Посвятительные надписи, включающие наиболее известные эпитеты, такие как Зевс Сотер и Зевс Ктесий, встречаются часто. Но встречаются и надписи с более необычными эпитетами, такими как Зевс Оуриос. Древние надписи свидетельствуют о том, что культ Зевса Оуриоса процветал в эллинистический период на фракийском Босфоре и на острове Делос. Греческое слово ourios означает «податель попутного ветра», поэтому вполне вероятно, что надписи с обращением к Зевсу Ourios были посвящены моряками (Hermankova, 2014).
Надписи, в которых упоминается Зевс, также могут свидетельствовать о степени его влияния в древнегреческом мире и за его пределами. В 2021 году группа турецких археологов обнаружила две вотивные надписи, посвященные Зевсу Бронтону, в Центральной Турции. Надписи были выгравированы на двух стелах (небольших каменных памятных столбах). Зевсу Бронтону — громовержцу — поклонялись по всей Древней Греции, особенно земледельцы и те, чье существование зависело от сельского хозяйства. Однако эти надписи — первые известные примеры поклонения Зевсу Бронтону на севере Турции. Таким образом, это новое открытие позволяет предположить, что влияние Зевса Бронтона распространялось гораздо шире, чем считалось ранее (Eraydin, 2022).
Наследие греческого бога Зевса
В соответствии со своим главенством, бог Зевс пользовался благосклонностью некоторых из величайших лидеров древнего мира. Среди его самых заметных последователей были Александр Македонский и римский император Адриан. Александр Македонский считал себя сыном Зевса, а также имел героических предков, таких как Геракл и Персей.
В 331 году до н. э., будучи царем Македонии, Александр посетил оракул Зевса Аммона в Ливии. Зевс Аммон был ливийской версией Зевса и признавался таковым даже самими греками. Древние источники утверждают, что именно здесь Александр спросил бога, может ли он получить власть над миром смертных. Зевс, очевидно, дал свое согласие. Некоторые современные ученые утверждают, что именно в этот момент Александр обрел уверенность в своих силах, чтобы приступить к реализации планов по завоеванию всего известного мира (Fredricksmeyer, 1991).
Император Адриан был ученым человеком, всю жизнь увлекавшимся греческой культурой. Во время своего правления он неоднократно посещал Грецию и взялся за восстановление ее памятников к их былой славе. В частности, Адриан финансировал восстановление и завершение строительства храма Зевса Олимпийского в Афинах.
Строительство было начато более 600 лет назад, но так и не было завершено. Древний писатель Павсаний рассказывает, что афиняне были в восторге от этого проявления благочестия и щедрости. В более поздние годы сам Адриан поклонялся в храме наряду с Зевсом в рамках императорского культа.
Значение Зевса как царя богов и божественного главы древнегреческой религии неоспоримо. Но его роль также подчеркивалась тем, как ему поклонялись люди в греческом мире и за его пределами. Его наследие продолжает жить и сегодня, хотя и косвенно, через празднование Олимпийских игр.