Неоднозначная смерть Аны Мендьеты: вот что мы знаем » Блог о искусстве и кино

Неоднозначная смерть Аны Мендьеты: вот что мы знаем

Logo

Кубинско-американская художница Ана Мендьета трагически погибла в сентябре 1985 года, выпав из окна своей квартиры на 34-м этаже Нью-Йорка. Ее муж, художник-минималист Карл Андре, вскоре был арестован по подозрению в убийстве, но три года спустя с него сняли все обвинения. Тем не менее, многие друзья и сторонники Мендьеты считали, что правосудие свершилось неправильно. Спустя более трех десятилетий дело Аны Мендьеты по-прежнему полно вопросов, на которые нет ответов.

Кем была Ана Мендьета?

Кадр из фильма «Ана Мендьета: Fuego de Tierra, 1987, по материалам Метрополитен-музея, Нью-ЙоркЗа свою трагически короткую жизнь Ана Мендьета оставила неизгладимый след в истории искусства и активизма. Она родилась на Кубе в 1948 году, но во время революции Фиделя Кастро бежала из страны, когда ей было всего двенадцать лет. Как ребенок-беженец, она была перевезена в Айову, где впоследствии училась в университете. В начале 1985 года она вышла замуж за известного и признанного скульптора-минималиста Карле Андре, который был старше ее на тринадцать лет.

Искусство Мендьеты было сосредоточено вокруг ее культурной идентичности, женственности и идеи бросить вызов патриархальным нормам с помощью природы. Она сосредоточилась на перформансе, кино и фотографии. Ее главным художественным инструментом было собственное тело. Например, Мендьета оставляла отпечатки своего тела в грязи и земле, покрывала себя кровью и перьями. В последние два года жизни она начала создавать скульптуры, часто в форме силуэтов женского тела. Мендьета была активной активисткой даже за пределами мира искусства. Она инициировала несколько проектов, направленных на воссоединение перемещенных кубинцев с их родственниками, и работала над созданием безопасной рабочей среды для женщин-художников.

Кровь и насилие в творчестве Аны Мендьеты

мендьета моффитт все еще
Кадр из фильма «Без названия (Здание Моффитта)» Аны Мендьеты, 1973 г., по материалам Центра искусств Уокера, Миннеаполис

Кровь как символ и художественный материал была важна для Мендьеты, хотя она не всегда имела мрачный подтекст. Мендьета чаще всего использовала кровь как символ возрождения и жизненной силы, а также как вещь, соединяющую искусство с природой. Тем не менее, ее первая крупная работа Здание Моффитта сфокусирована на темноте и крови. Когда из-под двери на улицу вытекала струйка крови, Мендьета снимала проходящих мимо людей, которые замечали кровь, но не предпринимали никаких действий. По трагической случайности, то же самое произойдет спустя годы с самой художницей.

Здание Моффитта это одна из работ Мендьеты, ставшая реакцией на жестокое изнасилование и убийство студентки Сары Энн Оттенс в кампусе Университета Айовы. Как и многие другие женщины в кампусе, Мендиета была обеспокоена ее безопасностью и безразличием властей. Убийство Сары Энн Оттенс до сих пор остается нераскрытым.

8 сентября 1985 года: Последовательность событий

ана мендьета фото без названия
Без названия, Ана Мендьета, 1973, через Ana Mendieta Estate Collection

8 сентября 1985 года Ана Мендьета и Карл Андре были дома, в своей квартире на 34-м этаже на Мерсер-стрит. Мендьета позвонила своей подруге Наталии Дельгадо и рассказала ей о своих планах развестись с Андре. Она рассказала об изменах Андре и о том, что ее адвокат предложил собрать доказательства его неверности. Она даже рассказала Дельгадо, что из-за этого собрала расшифровку телефонных разговоров Андре.

Позже между Мендиетой и Андре что-то произошло. Андре упомянул о ссоре из-за их успеха в мире искусства. В это время на улице под окнами пары швейцар услышал, как женщина выкрикнула слово Нет несколько раз. После этого он услышал громкий стук.

Расстроенный Андре позвонил в службу 911 и заявил, что поссорился с Аной, во время чего последовал за ней в комнату, из которой она выпрыгнула в окно. Когда приехала полиция, Андре рассказал, что смотрел телевизор, а Мендьета была в другой комнате. Он также сказал, что заметил, что ее нет в квартире, только когда лег спать. Когда ему предъявили эти разные претензии, Андре начал кричать и отрицать свои предыдущие заявления.

фото карла андре
Карл Андре рядом со своими работами, через ThoughtCo

Во время осмотра офицеры обнаружили, что спальня Андре и Мендьеты заставлена перевернутой мебелью и пустыми винными бутылками. Они также заметили, что подоконник был необычайно высок и Мендьета не смогла бы забраться на него самостоятельно, не используя стул. Пока полиция осматривала место происшествия, Андре показал офицерам каталоги своих работ и рассказал, как Ана завидовала его славе. После этого он сделал несколько звонков, чтобы отменить планы на ужин. Однако он не пытался дозвониться до семьи Мендьеты.

Наталия Дельгадо, с которой Ана разговаривала перед смертью, позвонила, чтобы проведать ее. Андре взял трубку и просто сказал, что Аны нет дома, и пообещал рассказать ей о звонке. Полиция Нью-Йорка арестовала Андре по подозрению в убийстве Аны Мендьеты, а квартира была опечатана. Дельгадо позвонил во второй раз. На этот раз трубку взял адвокат Андре, который был в квартире один, и сообщил ей, что Мендьета мертва. Позже Дельгадо заявила, что Андре послал своего адвоката найти и уничтожить улики, собранные Мендиетой для их развода.

Суд над Карлом Андре

ана мендьета кровь еще
Кадр из фильма «Кровь в поту» (Sweating Blood), автор Ана Мендьета, 1973 г., Смитсоновский институт, Вашингтон

Через три года после смерти Мендьеты Андре предстал перед судом по обвинению в убийстве второй степени. В то время как со стороны Аны Мендьеты в зале находились ее друзья, родственники и коллеги, Андре намеренно попросил своих сторонников не присутствовать. Одни понимали это как способ защитить эго художника, другие видели в этом закрытие доступа к информации.

Одна из главных стратегий адвокатов Андре была основана на откровенном расизме. Чтобы сместить акцент с непоследовательных заявлений Андре, защита настаивала на том, что Мендьета Латина temper и ее проблемы с алкоголем. Они представили посмертный анализ крови Мендьеты, который показал значительное количество алкоголя. Однако Андре никогда не проходил подобный тест, несмотря на свою репутацию любителя крепких напитков.

После суда у Андре была юридическая возможность опечатать все документы, связанные с делом, включая стенограммы разговоров и результаты судебной экспертизы. Согласно американскому законодательству, единственным человеком, способным снять печать с документов, является сам Карл Андре. Таким образом, все общедоступные свидетельства по делу опираются на стенограммы судебного процесса.

Версия защиты: Самоубийство

ана мендьета имаген фото
Imágen de Yágul (Silueta Series), Ana Mendieta, 1973, via San Francisco MoMA

Адвокаты Карла Андре настаивали на его невиновности и подчеркивали его высокое положение в мире искусства, где он считался пионером минималистской скульптуры. После показаний швейцара, слышавшего крики Мендьеты, адвокаты Андре заявили, что у этого человека были проблемы с психическим здоровьем, и из-за этого ему нельзя доверять.

Значительная часть судебного процесса превратилась в обсуждение работ Аны Мендьеты, и не в хорошем смысле. Защита утверждала, что использование ею крови и земли было признаком подсознательного желания покончить с собой. Они также ссылались на интерес Мендьеты к оккультным практикам и верованиям коренных народов, таким как сантерия, кубино-африканская политеистическая религия. Они настаивали на том, что интерес к подобным вопросам означает, что Мендьета психически неуравновешенна и поэтому могла покончить с собой во время части ритуала сантерии. В действительности Мендьета была не практиком, а исследователем сантерии и никогда не связывала себя с ней на личном уровне.

Версия обвинения: Убийство

мендьета силуэта фото
Без названия (серия «Силуэта», Мексика), автор Ана Мендьета, 1976 г., через Ana Mendieta Estate Collection

Обвинение с самого начала пыталось исключить возможность самоубийства или несчастного случая. Как отметили полицейские в день трагедии, подоконник в квартире был слишком высоким, примерно на уровне груди среднестатистического мужчины. Мендьета, рост которой не превышал пяти футов, не смогла бы забраться туда самостоятельно, не используя стул, и уж точно не могла случайно выпасть. Более того, ее друзья неоднократно заявляли, что Ана истерически боится высоты, и мысль о том, что она добровольно заберется на подоконник, была абсурдной.

Некоторые свидетели отметили, что на следующий день после смерти Мендьеты у Карла Андре были царапины на лице. Андре утверждал, что за неделю до смерти жены внезапный порыв ветра закрыл перед ним дверь и поранил его лицо. Другие вспоминали о злоупотреблении Андре алкоголем и его жестоком поведении, а бывшие жены Андре говорили об этом в частном порядке, но отказались давать показания в суде.

Обвинение настаивало на предстоящем разводе как на мотиве для драки и последующего убийства Аны Мендьеты. Однако Андре и его свидетели отрицали, что знали об этих планах. Что касается улик, которые якобы собирала Мендьета, то к моменту суда в квартире ничего из них найдено не было.

Реакция мира искусства

партизанский постер одж симпсон
What Do These Men Have in Common? by Guerilla Girls, 1995, via Gallery98

Внезапная и трагическая смерть Аны Мендьеты обнажила не только недостатки и сомнительные методы системы правосудия, но и уродливую сторону мира искусства. Негласная динамика власти проявилась во всей красе. Люди, выступившие в защиту Мендьеты, были в основном цветными художниками, активистами феминистских и гомосексуальных движений, а также иммигрантами. Сторонниками Карла Андре были галеристы, музейные кураторы и коллекционеры. Это были преимущественно белые, мужчины и привилегированные слои населения, чье богатство зависело от рыночного статус-кво. Публичное обсуждение дела со стороны Андре было сосредоточено в основном на его художественном гении, а не на том, что молодая женщина была найдена мертвой.

До сих пор большинство людей, вовлеченных в это дело со стороны Андре, хранят молчание и отказываются отвечать на вопросы. Три десятилетия спустя Мендьета посмертно стала известной и уважаемой художницей, однако кажущийся сдвиг в динамике власти почти не оставил следа на том, как арт-рынок говорит о смерти художницы. Некоторые активисты, в том числе анонимная феминистская арт-группа Guerilla Girls, устраивали акции протеста и даже сравнивали процесс над Карлом Андре с печально известным делом О. Дж. Симпсона, но это почти не оказало никакого влияния.

Последствия смерти Аны Мендьеты

Мендьета цветок фото
Цветочный человек, цветочное тело, автор Ана Мендьета, 1975, через Ana Mendieta Estate Collection

На следующий день после вынесения приговора газета The New York Times опубликовала статью о судебном процессе, уделив особое внимание алкоголю, обнаруженному в крови Мендьеты, и влиянию Андре на мир современного искусства. Художественная карьера и устремления Мендьеты получили лишь мимолетное упоминание в середине статьи.

А что случилось с Карлом Андре? Практически ничего. Он переехал в Европу на несколько лет после окончания суда и продолжал выставляться там, пока все не успокоилось. Сегодня он по-прежнему живет в той же квартире, где умерла Ана Мендьета, и продает свои работы тем же галереям. Он признал смерть Мендьеты лишь однажды, прямо перед серией крупных ретроспективных выставок своих работ в Европе. Андре представил еще одну историю ее смерти, которая опять не сходилась с предыдущими. На этот раз он учел все свои предыдущие нестыковки. Примерно через 25 лет он вспомнил, что Ана закрывала окна на ночь из-за резкого понижения температуры (чего, согласно метеорологическим данным, никогда не случалось), забралась на подоконник и выпала оттуда.

Как отмечает арт-куратор Хелен Моулсворт, молчание было и остается главным героем этой истории. В то время как сторонники Андре намеренно избегают любых обсуждений, связанных со слоном в комнате, люди на стороне Аны Мендьеты живут дальше, пытаясь сохранить ее наследие, не обращаясь к ее трагическому концу.

Вернуться наверх