Все мы знаем, насколько популярны катана среди мечей. Практически в каждом телешоу, видеоигре, аниме, манга, или комикс, в котором фигурирует персонаж, владеющий мечом, изображает культовый японский клинок. Благодаря такому большому количеству вымышленных влияний неудивительно, что многие люди начали их коллекционировать.
Приток мечей из семейных реликвий от японских офицеров (многие из которых были потомками самураев семьи), привезенные в качестве военных трофеев в Соединенные Штаты после Второй мировой войны, также способствовали росту интереса к этому оружию. Однако такой рост спроса привел к появлению массового производства низкокачественных мечей.
Вот так выглядит процесс ковки настоящей катаны.
1. Ковка настоящей катаны: Тамахаганэ
Тамахаганэ (буквально «ювелирная сталь») — это руда, из которой создается настоящая катана. Полный процесс выплавки тамахаганэ с сайта сатецу (черный железный песок) выходит за рамки данной статьи, но он включает в себя нагревание смеси сатецу и мацудзури (сосновый уголь), чтобы создать цветную сталь. Большая часть того, что создается на этом этапе, не пригодится для изготовления меча, но может пойти на другие инструменты. А вот выставочные образцы часто изготавливают из нержавеющей стали 440 — хрупкого материала, который не выдерживает испытаний на прочность при вытягивании в длину меча.
2. Разделение частей
Когда мастер меча получает тамахаганэ, Они начинают разбивать руду на куски, чтобы отсортировать их на более мягкую и более твердую сталь. Отдельные куски нагреваются и с помощью молотка превращаются в тонкие пластины толщиной около четверти дюйма. Мечник учится различать по цвету и срезу, из чего состоит каждый кусок. тамахаганэ станет. Это далеко не точная наука; древние кузнецы так сильно зависели от цвета стали, что работа часто велась в темноте. Для более мягких изделий характерен округлый срез. Для более твердых изделий характерны более чистые края. На самом деле тамахагане куски можно разделить на пять отдельных классификаций.
Наиболее распространенная схема изготовления мечей состоит из двух видов стали. Это ШИНГАН (внутренний слой) образует позвоночник клинка; он позволяет металлу изгибаться и воспринимать напряжение, что важно при парировании встречного меча. Сайт каваганэ (внешний слой) более твердый и при правильном уходе сохраняет остроту кромки на протяжении сотен лет. Поскольку мы рассматриваем только базовый тип конструкции настоящей катаны, мы не будем углубляться в технику, используемую знаменитыми мастерами, такими как Горо Масамунэ, который, как утверждается, создал мечи с семью различными классами тамахаганэ.
3. Сборка
После того как блок собран путем соединения кусков руды вместе, его заворачивают в мокрую рисовую бумагу и посыпают соломой. Бумага и солома делают две разные вещи: они помогают уменьшить потерю углерода в результате окисления и удерживают блок вместе, чтобы его можно было ковать.
Стальной блок нагревается не совсем до температуры плавления; никогда не стоит полностью расплавлять сталь, которую вы собираетесь ковать для меча, потому что это нарушает молекулярную структуру металла. Именно так — все те сцены, которые вы видели в фильмах, где кузнец выливает емкость с расплавленным металлом в форму и дает ему остыть, неверны. Как только металл нагревается до достаточного уровня, кузнец вынимает его из кузницы и начинает бить по нему молотом. Когда он достаточно истончится, в слитке делают надрез.
4. Переработка
На следующем этапе металл складывается сам на себя с помощью техники, называемой мидзу-учи (удар водой). Основная цель сгибания и забивания стали — вытеснить из металла все примеси и пустоты. Сила удара молота вместе с тепловым ударом холодной воды вытягивает примеси на поверхность.
Процесс складывания реального катана происходит до 20 раз, каждый раз заготовка разрезается вдоль другой оси. Если вы знаете, что такое сила двух, вы поймете, что если сложить что-то пополам 20 раз, то это даст неприличное количество слоев. После этого любая польза от складывания стали уменьшается. Здесь мы должны обратиться к популярному мифу: многие сторонники катаны считают, что складывание стали — это метод, который усиливает качества меча до почти мифического уровня. Хотя многие религиозных В его создание вкладывается религиозное значение, а складывание стали просто превращает то, что изначально было некачественным железом, в нечто, что может сравниться с другими мечами.
После того как блок сложен и кузнец убедился, что он достаточно чистый по составу, он каваганэ (внешний слой) вбивается в форму, напоминающую корыто. Затем его откладывают в сторону. На этом этапе ШИНГАН (внутренний слой) изготавливается из низкоуглеродистой стали, которая станет основой меча. После того как обе части стального блока, который станет готовой настоящей катаной, изготовлены, настало время соединить их вместе. Сайт синганэ прекрасно вписывается в kawagane и сборка скрепляется молотком. Теперь блок можно вытянуть до длины меча. Кузнец начинает создавать базовую геометрию клинка.
5. Формирование
В nakago (танг) — конец клинка, острие. мунемачи (задняя выемка) и хамачи (краевая выемка) вырезаются, и одно или два отверстия просверливаются в nakago для mekugi (бамбуковый крепежный колышек). Для длинных клинков, таких как tachi обычно было два отверстия. Сайт nakago оставлен немного толще, чем остальная часть меча, и ему придана грубая текстура, чтобы он мог плотно прилегать к tsuka (рукоять). Сайт mekugi служит дополнительной мерой предосторожности, чтобы клинок и рукоять оставались прикрепленными.
Во время этой части процесса меч не имеет изгиба. Изгиб — это лишь побочный эффект того, как меч закаляется и подвергается термообработке, но он хорошо подходит для боевых приемов самураев. Изогнутый клинок удобнее использовать на лошади, и он лучше подходит для нанесения ударов в упор. Одна из ветвей кендзюцу (японское фехтование) называется battoujutsu сосредоточено на атаке непосредственно с места. Примерно до 800 г. н. э. японский меч был прямым и больше походил на китайский. цзянь. Они называются чокуто.
Затем кузнец делает глиняный раствор и равномерно наносит его на клинок, вырисовывая на нем желаемый узор, называемый хамон (линия закалки). Затем он вставляет меч в огонь для термической обработки. Глина действует как изолятор, и только острие подвергается максимальному нагреву. Это еще один отличительный аспект: аутентичный хамон появляются мутные пятна, в то время как узор на современных репродукционных клинках катана вытравлен кислотой. После нагрева до температуры около 1650 градусов по Фаренгейту кузнец закаливает клинок, опуская его в воду острием вниз. Разница температур между [ (режущий край) и mune (задний край) вызывает муне сокращаться сильнее, давая реальную катана ее характерный изгиб.
Три типа sori (изгибы) можно увидеть на японских мечах. Первый из них коси-дзори (буквально «изгиб талии»), изображенный на джокото (древние мечи, до 900 г. н.э.) и кото (старые мечи, 900-1596 гг. н.э.), где самая глубокая часть кривой находится ближе к nakago. Второй, увиденный на синто (новые мечи, 1596-1787 гг. н.э.) называется нака-дзори (средняя кривая) или тори-дзори. Здесь меч кажется равномерно изогнутым по всей длине. Третий, представленный на shin-shinto клинки (новые мечи, 1787-1876 гг. н.э.) — это саки-дзори (кривой кончик). Его также можно увидеть на многих современных репродукционных клинках.
По желанию кузнец может использовать специальное зубило, чтобы добавить bo-hi (желобок). Это не предназначено для того, чтобы кровь легче вытекала из раны, как принято считать. Скорее bo-hi уменьшает вес клинка, не ослабляя его. Он также позволяет мечу производить тачикадзе (ветер меча) при рубке. Характерный свистящий звук сообщает владельцу о том, что острие выровнено правильно. Еще один шаг в традиционном процессе изготовления настоящей катаны — добавление кузнецом своего mei (подпись). Эта надпись содержит имя кузнеца, дату ковки меча, а иногда и имя самурая , который владел им.
6. Полировка
На этом работа кузнеца закончена. Затем меч поступает к полировщику, в чьи обязанности входит придание геометрии и кромки клинку. На картинке выше показаны клинки катаны, хранящиеся в обычном виде. shirasaya для хранения во время транспортировки.
Полировщик начинает шитаджи-тоги (грубая полировка) с помощью грубого камня, называемого uchigumori. Он трет меч о камень, придавая ему форму и избавляя от царапин и следов ковки. Затем он вымывает меч и переходит к более тонкому камню, чтобы приступить к обработке. шиаге-тоги (тонкая полировка). Камни на этом этапе полировки прикрепляются к бумаге и трутся под точными углами, чтобы подчеркнуть фаску меча, а также удалить все следы предыдущего этапа полировки.
The nakago не полируется и никогда не чистится, поскольку это снижает способность рукояти удерживать клинок на месте за счет трения. Для полировки острия и привет (канавка), если она есть, полировщик использует uchiko, вид порошка, используемого для чистки настоящей катаны. Готовый клинок возвращается к кузнецу, который проверяет и исправляет все ошибки. После этого меч может получить свой косираэ (мебель), которая изготавливается различными ремесленниками.
Ковка настоящей катаны: Заключительные размышления
Один из аспектов катана , отличающая его от других мечей, — это модульная конструкция. Лезвие — это настоящее сердце меча. Остальные части Косираэ как цука/цуба (гарда), или сая (ножны) могут быть заменены по мере необходимости. Процесс создания настоящего катаны может занять почти три месяца для одного меча. Даже при использовании более слабой стали мечники древней Японии могли использовать этот процесс ковки для создания оружия, достойного своей репутации.