Жалующиеся на трудности современного школьного обучения, не могут себе представить, насколько они счастливы и свободны. Чуть больше ста лет назад школьное обучение было неразрывно связано с такими понятиями, как зубрежка, карцер, розги и чинопочитание. Тем не менее в Российской Империи даже к такому «карательному» образованию доступ был не у всех. Желающих учиться в гимназиях было гораздо больше, чем свободных мест. Кроме этого, не всем детям такая учеба полагалась по статусу их родителей в обществе.Неграмотная империяРоссийский драматург Сергей Аксаков, живший в первой половине 19 века, описывал свое впечатление от учебы в казанской гимназии так: «Боже мой! Как все показалось мне противно!». Потомственный аристократ из старинного дворянского рода старательно записывал в своих мемуарах все тяготы гимназической жизни. Среди них холод в жилых комнатах, подъем еще до рассвета, драки по утрам возле умывальников, хождение маршем на молитву и постоянное недоедание.
Аксаков поступил в гимназию в 1801 году, когда правила образования для дворян были максимально суровыми. К концу 19 столетия они несколько смягчились. Тем не менее сказать, что дети учились в атмосфере любви и заботы было нельзя. Несмотря на все ужасы гимназического образования, в гимназию стремились поступить любой ценой. Гимназист был на голову выше своих обычных ровесников по всем статьям, начиная знаниями, и заканчивая этикетом.Урок гимнастики в женской гимназииДо прихода к власти большевиков в 1917 году, в России не существовало обязательного образования. В царской России большинство граждан не умели даже читать и писать. Всеобщая перепись населения, проведенная в 1897 году, показала удручающую картину. Оказалось, что две трети населения империи были неграмотными.Земская школа для детей из небогатых сословийОбучение для избранныхВ дореволюционной России существовало несколько видов школьных учебных заведений. Но наиболее привилегированной считалась семилетняя гимназия. Там обучались дети дворян и купцов, зажиточных горожан и наиболее преуспевающих разночинцев (интеллигенция).Гимназисты-старшеклассникиТе, кто не мог себе позволить гимназию, отдавали детей в земские школы или реальные училища. Дети крестьян, в лучшем случае, могли рассчитывать на курс чтения, письма, арифметики и слова божьего. Для этого в деревнях были сельские и церковные школы. Поступить в университет напрямую могли только выпускники гимназий.
Гимназисты в библиотекеВласти изо всех сил старались не допустить к поступлению в гимназии детей низших сословий. Годовая оплата учебы одно время составляла 25 рублей, что можно было сравнить с месячной зарплатой заводского рабочего. Эта сумма была доступна для многих, поэтому родители из бедной среды старались устроить туда своих детей. Чтобы этого не допустить, стоимость обучения постепенно пересматривали в большую сторону.Урок геометрии в женской гимназии. Начало 20 векаВ 1887 году правительство приняло позорный дискриминационный «циркуляр о кухаркиных детях». В нем настоятельно рекомендовалось администрации гимназий отказывать в поступлении детям из бедных семей. Объяснялось это тем, что нищие, но образованные люди могут восстать против действующей власти. В итоге так и случилось.Двор Киевской городской гимназии. 1910 годГимназическая дисциплинаДля счастливчиков, поступивших в гимназию, детство тут же заканчивалось. В 19 столетии за провинности учеников младших классов секли розгами. Делали это не для галочки, а от души, так что потом сидеть было больно. Правда, били в основном за дело. Вот что пишет об этом писатель Павел Засодимский, выпускник гимназии:«Розги навсегда останутся одною из самых темных страниц истории нашей школы. Ни одного путного человека не вышло из числа тех воспитанников, которых драли, как сидоровых коз: из них вышли пьяницы, развратники, забулдыги».Наказание розгамиПравда, постепенно «палочная дисциплина» поощрялась все меньше, а в 1864 году розги были запрещены. Для этого издали новый Устав для учебных заведений. Интересно, что когда документ попал в руки европейским педагогам, те возмутились. Немцы, французы, британцы и голландцы считали, что запрет порки разрушит систему образования.Гимназисты младших классов на урокеНо розги были не единственным методом дисциплинарного воздействия на гимназистов. В первой половине 19 века широко использовался и карцер. Это было пустое помещение без окон, надежно изолированное от внешнего мира. В гимназический застенок можно было попасть за серьезные проступки. К ним относились курение, попытка пронести в гимназию табак, драки. В карцере ученика могли держать от 5 до 16 часов, в зависимости от тяжести проступка.Так выглядел снимок класса на рубеже 19 и 20 столетийГимназисты всегда ходили в форме. При этом существовало такое понятие, как честь мундира, который нельзя было опозорить. Для гимназисток правила были максимально жесткими. Девочкам запрещалось выходить из дома после 8 часов вечера. Также они не могли сидеть на скамейках у магазинов, ходить в кинематограф, посещать мероприятия в клубах. Даже для такого серьезного мероприятия, как поход в театр, гимназистки должны были получить письменное разрешение.Гимназистки в парадной форме приветствуют государя Николая IIГимназии и идеологияГимназическое образование в Российской империи было насквозь пропитано идеологией. Власти хотели, чтобы дети выходили из гимназий богобоязненными и преданными царю и отечеству. Каждый учебный день непременно начинался с исполнения гимна «Боже, Царя храни!». Такой предмет, как Закон Божий считался одним из основных и ставился на одну ступеньку с математикой и географией.Гимназисты и их духовный наставникПри этом начиная с 1829 года гимназисты были свободны в своем вероисповедании. Закон предписывал назначать им наставников с учетом религиозной конфессии. Несмотря на это, все были обязаны учить латинский язык. Гимназии не зря назывались классическими. В них большое внимание уделялось изучению древних языков — латыни и греческого. С какого-то момента греческий стал предметом по выбору, а вот от латыни уйти не мог никто.Гимназист 8 класса Владимир Ульянов. Позже о нем заговорят как о Владимире ЛенинеЛатынь была самым ненавистным для гимназистов предметом. За ним, что неудивительно, следовал Закон Божий. Несмотря на название, это был предмет не духовный, а в первую очередь идеологический. Детям вкладывали в голову мысль, что любая власть в России от бога и нужно смириться с любыми ее гримасами. Как мы видим, проработка гимназистов царскую власть не спасла. Именно бывшие выпускники классических гимназий стояли во главе двух революций, которые привели к власти большевиков.Смотрите также — Что умели в 10 лет советские дети и не могут современные
А вы знали, что у нас есть Telegram? Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!