Этот циклоп с его единственным глазом и огромным ростом — воплощение первобытной силы и неумолимой жестокости. Несмотря на то что Полифем был чудовищем, он обладал глубиной, которая бросала вызов упрощенным представлениям о добре и зле. Его встреча с Одиссеем и его командой в пещере стала историей выживания, мести и моральных дилемм. Вникая в повествование о Полифеме, можно получить представление о таких темах, как гордыня, справедливость и последствия поступков. Благодаря его взаимодействию с Одиссеем можно наблюдать столкновение ума и силы, а также исследовать границы между цивилизацией и дикостью.
Происхождение Полифема
Возвращение Нептуна, работа Джона Синглтона Копли, около 1754 г., через Музей искусств METКак сын Посейдона, великого бога моря, и Тоозы, морской нимфы, Полифем обладал впечатляющим наследием. Происхождение его имени происходит от «поли», «много» или «много», и «фем», означающего «голос» или «слух». Таким образом, его имя можно понять как «многословный» или «имеющий что сказать», что вполне логично, учитывая его действия в Одиссея.
Будучи циклопом, Полифем унаследовал огромную силу и колоссальный рост, присущие его роду. Циклопы были расой одноглазых гигантов, известных своей физической силой и грозным характером. Их род восходит к первобытным божествам Урану и Гее. Считается, что Полифем вел идиллическую жизнь на одном из островов близ Италии, в пещере. Здесь он ухаживал за своим стадом овец и делал сыр из их молока.
Катализатор Одиссея
Эпическая поэма Гомера Одиссея рассказывает о многочисленных испытаниях и приключениях, выпавших на долю героя Одиссея во время его путешествия на Итаку. Среди этих испытаний эпизод с Полифемом — один из самых запоминающихся и значимых. Встреча с Полифемом становится катализатором длительного путешествия Одиссея домой. Она приводит в движение ряд трудностей, испытаний и божественных вмешательств, вызванных гневом циклопа и последующим наказанием Посейдона. Роль Полифема в повествовании является поворотным моментом, подталкивающим Одиссея к длительной одиссее, которая проверяет его характер и выносливость.
Дикарь-антагонист
Эпизод начинается с того, что Одиссей и его команда прибывают на остров циклопов. Любопытство заставляет их исследовать землю, и они отправляются в пещеру Полифема, одного из циклопов, который является сыном Посейдона. Не подозревая об опасностях, они наслаждаются изобилием еды и ресурсов в пещере, надеясь получить гостеприимство от ее хозяина. Полифем возвращается, запечатывает вход в пещеру массивным валуном и пожирает двух людей Одиссея, чтобы полакомиться ими. Встреча Одиссея и Полифема показывает столкновение между ценностями гостеприимства (Ксения) и дикость циклопов.
Полифем, полностью искажающий священную традицию КСЕНИЯ, пожирает спутников Одиссея, демонстрируя свое пренебрежение к правилам цивилизованного общества. Это столкновение подчеркивает моральный контраст между идеалами гостеприимства греков и нецивилизованным поведением Полифема. Полифем — воплощение власти, грубой силы и первобытных инстинктов. Его физический рост и устрашающее присутствие отражают опасности, таящиеся в мифическом мире греческих эпосов. Одноглазый великан символизирует чудовищные и нецивилизованные стороны человечества, резко контрастируя с хитроумной и стратегической натурой Одиссея.
Перед лицом неминуемой опасности Одиссей демонстрирует свою находчивость и хитрость. В течение нескольких дней он придумывает план, как ослепить Полифема и освободить свою команду. Ему удается одурманить циклопа вином, отчего тот погружается в глубокий сон. Воспользовавшись случаем, Одиссей и его люди делают заостренный кол из оливкового дерева и раскаляют его в огне. Когда Полифем просыпается, герой и его команда втыкают кол в единственный глаз циклопа, ослепляя его и заставляя мучиться от боли.
Раненый сын
Страшные крики Полифема настораживают соседних циклопов, которые интересуются причиной его бедствия. Полифем, все еще не зная истинной личности Одиссея, отвечает, что его ранил «Никто»; на вопрос Полифема Одиссей назвал свое имя «Никто».
Поэтому остальные циклопы считают, что их товарищу не причинили вреда, и уходят, позволяя Одиссею и его команде остаться незамеченными. Когда их похититель пострадал, мужчины воспользовались возможностью сбежать. Они привязывают себя к животам овец циклопа, чтобы избежать обнаружения, и успешно выходят из пещеры утром, когда овец выпускают пастись.
После побега Одиссей не может устоять перед соблазном насмехаться над ним, раскрывая свою истинную сущность. Этот акт высокомерия запускает цепь событий, которые вызывают гнев Посейдона, отца Полифема. Вопль циклопа о мести приводит к тому, что Посейдон становится неумолимым антагонистом Одиссея во всех его последующих испытаниях, подчеркивая последствия излишней самоуверенности и важность смирения.
Другой
Понятие Другого в греческой культуре вращалось вокруг страха и подозрительности по отношению к тому, что было другим или чужим. Греки, как и многие другие древние общества, сохраняли чувство идентичности, основанное на их собственных обычаях, традициях и верованиях. Все, что отклонялось от этих устоявшихся норм, часто встречалось скептически и настороженно. Полифем с его гротескной внешностью, единственным глазом и свирепой силой как нельзя лучше отражал те черты, которые вызывали у греков страх и недоверие.
Когда Одиссей и его люди ищут убежище в пещере циклопа, они неосознанно нарушают границы между своим цивилизованным миром и необузданным царством циклопов. Последующие действия Полифема, пожирающего спутников Одиссея и демонстрирующего пренебрежение к правилам КСЕНИЯ (гостеприимство), подчеркивает последствия, которые могут возникнуть при нарушении этих границ.
Изображение Полифема как Другого также отражает борьбу греков за примирение их собственной культурной идентичности с тем, что лежит за пределами их царства. Циклоп олицетворял все, от чего греки стремились дистанцироваться. Подчеркивая разительные различия между собой и Полифемом, греки укрепляли собственное чувство культурного превосходства и усиливали границы, определявшие их идентичность как цивилизованных существ.
The Unperceptive
Полифем, как циклоп, обладал только одним глазом, расположенным по центру лба. Эта физическая особенность становится мощным символом на протяжении всего повествования, олицетворяя ограниченность восприятия и узость мировоззрения циклопа. В отличие от людей, обладающих бинокулярным зрением, которое позволяет более полно понимать мир, единственный глаз Полифема ограничивал его поле зрения. Это ограничение не только физическое, но и метафорическое, распространяющееся на его интеллектуальное и эмоциональное понимание мира.
Хотя Полифем мог обладать физическим зрением, отсутствие проницательности и понимания делало его слепым к последствиям своих действий и чувствам других людей. Его встреча с Одиссеем и его людьми показала его неспособность воспринять истинную природу их присутствия. Это невежество в конечном итоге приводит его к гибели. Таким образом, единственный глаз Полифема становится метафорой слепоты, которая возникает из-за ограниченности перспективы, как в буквальном, так и в метафорическом смысле.
Любовник Галатеи
В романе Овидия МетаморфозыДругая сторона Полифема проявляется в его общении с прекрасной нимфой Галатеей. Полифем у Овидия тоже живет в пещере, ухаживая за своим стадом овец, но однажды он влюбляется в Галатею и неустанно преследует ее, осыпая нежелательными ласками и признаниями в любви. Однако Галатея отвергает ухаживания Полифема, так как ее сердце уже покорил красавец-пастух Ацис.
Ревность циклопа растет, когда он становится свидетелем привязанности Галатеи к Ацису. Поглощенный своими эмоциями, он в ярости сталкивается с парой. В порыве неконтролируемого гнева Полифем бросает в Ациса массивный камень и разбивает его насмерть. Речное божество Симахет, ставшее свидетелем этого трагического события, превращает безжизненное тело Ациса в текущую реку, позволяя его духу жить вечно.
Овидий, изображая Полифема, очеловечивает циклопа, представляя его как влюбленное существо, которое влюбилось в нимфу Галатею. Безответная любовь усиливает его боль и разжигает гнев, заставляя выражать свои эмоции в песнях и поэзии. Овидий подчеркивает уязвимость и трагизм любви Полифема, противопоставляя чудовищную внешность и глубину его эмоций.
Различия в характеристиках Гомера и Овидия отражают разные литературные стили и тематические проблемы двух поэтов. Изображение Гомером Полифема соответствует эпической традиции, в нем делается акцент на героических подвигах, хитрости и победе ума над физической силой. Овидий, напротив, делает акцент на эмоциональных и психологических аспектах персонажа, исследуя глубины любви и последствия отказа.
Полифем в искусстве
В античном искусстве Полифем часто изображался как колоссальное и страшное существо. Скульптуры и картины подчеркивали его чудовищные черты, такие как причудливый единственный глаз и устрашающее телосложение. В эпоху Возрождения знаменитые художники, такие как Одилон Редон, вдохнули новую жизнь в этот мифологический персонаж, наделив его слоями уязвимости и эмоциональной глубины.
Эти изображения показывают Полифема, движимого безответной любовью, в частности, его обреченной на провал погоней за прекрасной нимфой Галатеей. Через эту призму художники очеловечивали Полифема, побуждая зрителей сопереживать его страданиям и исследовать универсальные темы любви и отверженности. Современные художники, напротив, углубились в понятие инаковости, используя персонаж Полифема как метафору маргинальных личностей в обществе. Своими работами они бросают вызов общепринятым представлениям о красоте, подчеркивая важность принятия разнообразия и подвергая сомнению стандарты, управляющие нашим коллективным сознанием.