Палаццо Дориа Памфили — это художественная галерея в стиле барокко, которая ведет свою архитектурную историю с начала XV века. Возвышающийся на Виа дель Корсо в самом сердце Рима, Палаццо Дориа Памфила — это галерея, в которой представлены лучшие произведения искусства из частной коллекции семьи Памфила. Но история дворца гораздо глубже, чем просто выставка произведений искусства. В стенах того, что мы видим как художественный музей, хранится память о частной жизни самых влиятельных семей Италии, которые когда-то называли его своим домом.
История галереи: Семья Памфиловых

Сегодня палаццо по-прежнему принадлежит семье Дориа-Памфиле, которая в результате брака объединила семьи Дориа, Памфиле, Ланди и Альдобрандини. Притязания семьи Памфили на палаццо восходят к 1654 году, когда сюда въехали принц Камилло Памфили и его невеста Олимпия Боргезе. Девичья фамилия Олимпии была Альдобрандини; к тому времени, когда она и принц Камилло приехали в палаццо, оно было известно как Палаццо Альдобрандини.
Брат кардинала Джованни Баттиста Памфила, будущего папы Иннокентия X, чей портрет, написанный Веласкесом, висит в кабинете Веласкеса в палаццо, принц Камилло Памфил был генералом папской армии и тщательно интегрировал свою личность в римскую политику. Брак Камилло не только подарил ему большой дворец на Виа-дель-Корсо, но и приданное Альдобрандини, включавшее начало коллекции живописи, которую туристы могут увидеть в его позолоченных залах сегодня.
Дом для папских семей

Реконструкция XVIII века, в результате которой появилось сегодняшнее здание, была проведена в 1763 году, через несколько десятилетий после того, как палаццо стал домом для супругов Памфили. Реконструкция была проведена после того, как семья Дориа вернулась в Рим, официально признав слияние своей династии с династией Памфилов.
Но не только Дориа Памфиле жили здесь. По этим залам ходили самые знатные семьи Италии, в том числе Боргезе, Колонна, Савойя, Факкинетти, Альдобрандини и Делла Ровере.
Все эти семьи, включая Памфили, претендовали на папу римского в своем роду (папа Иннокентий X (р. 1644-1655) был урожденным Джованни Баттиста Памфили). В этом списке понтификов, претендовавших на Палаццо Памфиле, была семья Колонна. Папа Мартин V, урожденный Отто Колонна, занимал пост папы с 1417 по 1437 год. В родословной Делле Ровере было два папы: Папа Сикст IV и его племянник, Папа Юлий II, который стал Папой через 19 лет после смерти своего дяди. Со стороны Альдобрандини Ипполито Альдобрандини был известен как папа Климент VIII, занимавший пост в Ватикане с 1592 по 1605 год и ставший последним папой, восседавшим на престоле Святого Петра во времена Контрреформации.
Папа Павел V был связан с семьей Боргезе и занимал престол Святого Петра с 1605 по 1621 год. Факкинетти произвели на свет папу Иннокентия IX, урожденного Джованни Антонио Факкинетти, который пробыл понтификом всего два месяца в 1591 году (с 29 октября до своей смерти 30 декабря). Хотя в роду Савойя никогда не было пап, Карло Пио ди Савойя стал кардиналом в 1655 году.
Интересно, что многие из этих папских деятелей могли проходить мимо друг друга в залах Ватикана; все они были современниками друг друга. Начиная со второй половины XV века и на протяжении всего XVI века эти семьи играли активную роль в перетягивании нитей папской власти.
Палаццо было отреставрировано известными римскими архитекторами

Реконструкция Палаццо Дориа Памфила в том виде, в котором мы знаем его сегодня, началась в 1647 году по замыслу архитектора эпохи барокко Франческо Борромини. Хотя папа Иннокентий X подарил палаццо современную живописную планировку в 1644 году, именно предложения Борромини превратили это место в шедевр барокко, который туристы узнают сегодня.
В ранние годы Борромини обучался камнерезному делу в Милане. Это привело его к изучению черчения и каменной кладки у Карло Мадерно, который заметил таланты своего юного подопечного и взял его в собор Святого Петра для работы над многочисленными архитектурными проблемами, возникавшими на пьяцце Святого города. Когда Мадерно умер, архитектурное мастерство Борромини только возросло под руководством другого мастера, Джан Лоренцо Бернини. При жизни Бернини был известен как один из величайших скульпторов эпохи барокко.
Известный тем, что основывал свои концепции на геометрических пропорциях, Борромини был ответственен за большую часть культовой римской архитектуры и уже обеспечил себе высокую репутацию. Сбалансированные башни базилики Святого Петра, купола и своды Сант-Иво делла Сапиенца, Сан-Карло Алле Кватро Фонтане, Палаццо Барберини и Сант-Аньезе ин Агоне — вот лишь некоторые из величественных примеров, которые могут поблагодарить Борромини за их возвышающиеся размеры и фасады в стиле барокко.
Стиль Борромини

Благодаря репутации Борромини, он привлек внимание папы Иннокентия X и был выбран архитектором, возглавившим реконструкцию его семейного дворца. Таким образом, именно на основе концептуальных предложений Борромини был построен главный зал и лепной декор Галереи. Вместе с Борромини Пьетро да Кортона украсил свод Галереи и дополнил боковую часть Палаццо Дориа Памфилием, который воздает должное не только Богу, но и римской культуре. Кортона написал фреску, посвященную римскому герою Энею, потомками которого считали себя Памфилы.
Кортона и Борромини помогли построить палаццо таким образом, чтобы фрески на потолке Галереи были видны во всей красе, в отличие от старой планировки палаццо, которая имела длинный низкий свод и не позволяла увидеть фрески во всем их великолепии. При Борромини были построены три внутренних двора палаццо, что позволило создать много открытого пространства, а также полюбоваться фресками Гаспара Дюге, Пьера Франческо Мола, Джачинто Джиминьяни и многих других икон истории искусства.
Дворец римско-католического наследия

Папа Сикст был известен как разжигатель войны; его репутация была запятнана участием в заговоре Пацци с целью убийства Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Позднее жестокая война Сикста с Флоренцией еще больше увековечит его в памяти флорентийцев и итальянцев в целом как человека, осквернившего священный трон Святого Петра ради злых мирских целей.
«Сикст, наконец-то ты умер, несправедливый, неправдивый, теперь ты отдыхаешь», — писал анонимный поэт во время смерти Сикста в 1484 году. «Сикст, наконец-то ты умер, вечный двигатель раздора, даже против самого Бога, теперь отправляйся в темный ад».
Декаданс и католическая церковь — синонимы, по крайней мере в истории Ватикана. Сикст заложил основу для пап, которые использовали свой духовный авторитет для запугивания (что, если знать о папах Борджиа, было обычным делом в эпоху Возрождения). Семья Памфилий, похоже, намеревалась противостоять запятнанной репутации Ватикана, отдавая дань уважения славе Божьей в своем палаццо.
Оригинальная коллекция произведений искусства, начатая в 1600-х годах, расширялась. Со временем в ней появились знаковые произведения искусства, изображающие библейские сцены. Среди них, например, картина Филиппо Липпи Благовещение, 1434/1440; Караваджо Кающаяся Магдалина, 1594-95; Джованни Беллини Богородица с младенцем, 1480-1500; и Пьер Франческо Мола Пейзаж с отдыхом во время бегства в Египет, 1630.
Однако, хотя галерея прославляет католицизм, именно произведения искусства палаццо, сверкающий Зеркальный зал и разросшаяся лепнина демонстрируют ренессансный декаданс, презираемый реформаторами вроде отца Джироламо Савонаролы.
XXI век и наследие Палаццо Дориа Памфила

Дворец Дориа Памфили по-прежнему ассоциируется с римской знатью, только теперь он принадлежит XXI веку. Хотя аристократические титулы в Италии больше не существуют, их наследие сохранилось. Принц Джонатан Дориа Памфилдж владеет палаццо в доверительном управлении на свое имя. Когда-то принц Джонатан делил права на палаццо со своей сестрой, принцессой Джезиной Дориа Памфили.
Не будучи родственниками по крови, принц и принцесса являются приемными наследниками покойной Ориетты Дориа Памфил. Ориетта умерла в 2000 году, что привело к судебной тяжбе между братом и сестрой за палаццо и наследство их покойной матери стоимостью в миллиард долларов. Судебная тяжба продолжалась десять лет, пока в декабре 2010 года римский суд не вынес решение в пользу принца Джонатана, заявив, что не только Джонатан имеет право претендовать на наследство, но и его сестра не имеет права обращаться в суд со своими претензиями.
Сегодня палаццо — это не просто памятник искусства, посвященный славе древнеримских семей. Несмотря на то, что дворец насчитывает 1000 комнат и залов с историческими произведениями искусства, принц Джонатан, его семья и остальные потомки Памфилов оставляют в нем свой современный след.
Например, частные апартаменты по-прежнему принадлежат семье. Хотя эти сверкающие барочные комнаты далеки от квартиры типичного итальянца XXI века, тот факт, что потомки Памфилов все еще могут проследить свои притязания на палаццо, заслуживает внимания. Это говорит о власти, которую Дориа-Памфиле имели над Италией. Ватиканская власть дышала в зеркальных залах и гарантировала, что мир будет помнить историческую эпоху итальянской папской славы еще долгие века.